logo

Так ли страшен Netflix, как о нем говорят?

Автор: Лариса Сидорина

Так ли страшен Netflix, как о нем говорят?

Netflix, Netflix, Netflix... Название крупнейшего мирового поставщика фильмов и сериалов на основе live-streaming уже год (с того момента, как он объявил о своих планах выхода на российский рынок) звучит на всех мероприятиях медиа- и видеоотраслей: со сцены, в кулуарах, во время переговоров. Чем же так привлекает, настораживает и пугает Netflix? И так ли он страшен российскому рынку? Постараемся ответить на эти вопросы.

Предметом активных обсуждений в самых разных сферах (от профессионалов до юных владельцев iPhones) стриминговый сервис стал сразу после Нового года, когда на выставке потребительской электроники CES-2016 генеральный директор и основатель Netflix Рид Хастингс объявил о выходе на российский рынок. Официальной датой входа в рынок обозначили 6 января 2016 года. Среди 130 стран, на которые помимо России распространил свое присутствие Netflix, — Украина и Белоруссия. На сегодня география распространения бизнеса охватывает 190 стран мира. Рынок Китая пока по- прежнему остается недоступным: Netflix не сумел вписаться в жесткие требования китайского законодательства для иностранных медиасервисов. По данным на начало 2016 года, подписчиками Netflix являлись около 70 млн пользователей по всему миру.

Давайте познакомимся

Компанию Netflix вместе с Марком Рэндолфом основал в 1997 году нынешний генеральный директор Рид Хастингс. Начиналось все с рассылки по почте DVD с фильмами. Позднее, после двухлетней торговли дисками через сайт, основатели Netflix сделали шаг, заложивший прочную экономическую основу их бизнес-империи на многие годы: в 2002 году они отказались от поштучной продажи дисков и ввели ежемесячную абонентскую плату для пользователей. В 2007 году у Netflix появилась интернет-видеотека. На тот момент у Netflix было около 7 млн подписчиков в США.

Сервис доступен на большинстве существующих платформ, таких как iOS, Android, Windows Phone, PC, Mac OS, Smart TV, PlayStation 3, Xbox 360 и других. Помимо предоставления доступа к контенту, Netflix занимается и производством собственного контента, так снятый по
их заказу сериал «Карточный домик» уже несколько лет имеет высокие рейтинги в США и Европе. До 2015 года сервис предоставлял услуги только в США, странах Европы и Латинской Америки, однако в 2015 году расширил охват на Австралию, Новую Зеландию и Японию.
Сервис позволяет получать доступ к контенту бесплатно, но с просмотром рекламных роликов, или без рекламы, оплатив подписку банковской картой. Стоимость подписки в России на сегодняшний день составляет от 649 до 949 рублей в месяц в зависимости от тарифного плана. Есть возможность тестового бесплатного просмотра продолжительностью 1 месяц.

Скрытая угроза или здоровая конкуренция?

Большинство представителей российских компаний на рынке платного телевидения видят в Netflix угрозу российскому рынку. Генеральный директор «Цифрового телевидения» Кирилл Лыско в своем выступлении на CSTB-2016 отметил, что «стоит подумать, как препятствовать скупке российского контента задешево». Глава «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук сделал более пессимистичное заявление, в котором, приведя пример выхода Netflix на рынки в других странах, где Netflix заключал сотрудничество с компаниями, которые скупали весь локальный контент под его контроль, сказал: «Вы думаете, что с текущим курсом не найдется игрока, который скупит весь контент в России и будет иметь рычаги регулирования в ту или иную сторону? Я думаю, это вопрос полугода». К этим мнениям присоединился и замгендиректора «СТС Медиа», и председатель «Медиакоммуникационного союза» Сергей Петров, который считает, что Netflix является угрозой российскому импортозамещению, поскольку не заказывает контент российским производителям фильмов и сериалов.

Впрочем, нашлись и сторонники появления Netflix на российском рынке. «Очень хорошо, что Netflix к нам пришел. Потому что Netflix, по крайней мере в Америке, платит операторам связи, чтобы те доставляли его сервис до абонентов в надлежащем качестве», — считает глава «Акадо» Сергей Назаров. В действительности в США действует принцип сетевой нейтральности и плата Netflix оператору Comcast, о которой говорит Назаров, была абсолютно добровольной. Однако логично предположить, что одним из первых шагов Netflix на российском рынке станет поиск крупных партнеров в сфере предоставления интернет-услуг, одним из которых может стать «Ростелеком». С ним Netflix уже ведет переговоры о включении их платформы в интерактивную услугу оператора.

Пожалуй, наиболее точно сформулировал место Netflix на российском рынке и его опасность основатель и CEO крупнейшего российского онлайн-видеосервиса ivi.ru Олег Туманов. На наш вопрос, боится ли ivi.ru Netflix, он ответил, что не боится, т.к. пока Netflix уступает национальным игрокам рынка сразу по нескольким показателям: у него высокая ежемесячная абонентская плата, очень
мало контента на русском языке, нет контента локального происхождения. И все- таки угроза рынку есть: за какое-то время изучив российский рынок, Netflix будет стремиться на нем укрепиться. И с большой долей вероятности начнет скупать национальные онлайн-видеосервисы. Финансовые возможности национальных игроков рынка и Netflix несопоставимы. Рынок может быть разрушен.

Где выход? Многие представители отрасли видят его в государственном регулировании деятельности Netflix на территории России.

Закон должен быть и исполняться

Все эксперты и представители власти сходятся во мнении, что Netflix обязан для работы на российском рынке быть представлен как юридическое лицо в РФ и соблюдать все соответствующие законы. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что Netflix обязан получить лицензию СМИ и вещательную лицензию. Гендиректор TVzavr Мария Сурыгина считает, что Netflix, предоставляя свои услуги в России, обязан платить налоги, в том числе и в российский бюджет. Представители многих медийных компаний говорят о необходимости создания законодательной базы, регулирующей деятельность компаний, предоставляющих ОТТ-услуги, в том числе иностранных. Такая база должна давать определенную защиту российским участникам рынка.

Эту идею поддерживает и председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и сетям Леонид Левин: «Один из серьезнейших вызовов — появление крупных медийных международных
платформ. Мы должны вместе с вами обсуждать защиту наших экономических интересов, при это оставляя зрителям возможность права выбора». Пока что нельзя однозначно утверждать, каким именно будет законодательное регулирование деятельности иностранных ОТТ-компаний на российском медиарынке и не будет ли создан неоправданный законодательный перевес в пользу российских компаний, снижающий конкурентоспособность Netflix и других западных ОТТ-операторов в России, качество контента которых заметно выше, чем качество аналогичного контента, поставляемого большинством российских производителей. Однако Роскомнадзор вместе с ФСТЭК уже приступили к разработке пакета организационно-распорядительной документации, которая станет основой регулирующего законодательства.

Вместе с вопросом о законодательном регулировании деятельности ОТТ- компаний снова возник вопрос о борьбе с пиратством и снижении нелегального доступа к интеллектуальной собственности в России. Все представители бизнеса и власти безоговорочно сходятся во мнении, что для гармоничного развития рынка ОТТ в России необходимо резко усиливать меры по борьбе с пиратством. «Деньги абонентов уходят пиратам, в демпинг и за границу. Поэтому я считаю, что в законодательном плане борьба с пиратством должна быть более жесткая», — говорит Сергей Назаров. Леонид Левин со своей стороны, как представитель законодательной власти, утверждает, что, безусловно, усиление мер по борьбе с пиратством будет продолжаться, однако «в России не будет развиваться принцип ответственности пользователей за использование пиратского контента».

В марте 2016 года в СМИ появилась информация, что Роскомнадзор предложил американскому онлайн-кинотеатру Netflix провести встречу для урегулирования вопросов работы сервиса в России. «В ответ на наше письмо о необходимости следовать требованиям российского законодательства при работе в России Netflix выразил заинтересованность в ознакомлении с соответствующими нормами законодательства России, под которые он подпадает», — заявил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров журналистам в Москве. Однако, как сообщают «Ведомости», Роскомнадзор пока не получил ответа на свое предложение о встрече.

Упомянул Александр Жаров и о том, что еще в январе 2016 года регулятор направил Netflix официальное письмо «с сообщением о том, что, учитывая набор персональных данных, которые собираются с пользователей на территории России, компании необходимо будет локализовать эти базы данных на территории России, помимо этого, поскольку услуга Netflix платная, очевидно, что компания должна платить налоги на территории России». Ответа пока нет.

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...

На сегодняшний день рано говорить о прямой угрозе со стороны Netflix, поскольку пока что сервис представлен в России достаточно слабо: отсутствует русскоязычное меню, большинство контента представлено только на английском, в некоторых случаях — с русскими субтитрами, количество русскоязычного контента крайне ограничено. В таких условиях одним из способов повышения собственной конкурентоспособности для Netflix может стать сотрудничество с российскими студиями, занимающимися переводом и озвучкой иностранных фильмов и сериалов, и, возможно, инкорпорация как минимум части таких студий с целью получения контроля над рынком переводов западного медиаконтента в России.

Вопреки опасениям профессионалов отрасли, опрос пользователей, проведенный в социальных сетях среди специалистов в области IT и массмедиа, показал, что из более чем 1500 опрошенных большинство считают: несмотря на появление Netflix в России, рынок IPTV и кабельного телевидения является на сегодняшний день все еще гораздо более значимым для российского потребителя и не пострадает. Однако четверть опрошенных склоняются к мнению, что ОТТ — гораздо более перспективный рынок, который в ближайшее время в России ожидает бурное развитие. Примерно поровну оставшиеся голоса разделились между сторонниками IPTV с кабельным телевидением и OTT, считающими, что резкого изменения положения на рынке ожидать не следует.

Как видно из результатов опроса, большинство специалистов, вне зависимости от того, являются ли они сторонниками IPTV и кабельного ТВ или ОТТ, считают, что, несмотря на появление такого мощного игрока, как Netflix, на российском рынке ОТТ, в обозримом будущем рынок IPTV и КТВ сохранит свои позиции.

А тем временем, пока спорят, считают, переписываются, ищут контент на русском языке... В соцсетях и на пиратских видеоресурсах появились фильмы с бросающимся в глаза логотипом мирового медиагиганта. Вот уж поистине, «аршином общим не измерить»...

«Теле-Спутник», № 5 (247), май 2016 г.

Дата: 
вторник, 10 Май, 2016 - 16:45
18+