По данным BI Intelligence, к 2020 году во всем мире будет насчитываться 220 млн таких автомобилей. Драйвером роста здесь выступает доступность технологии: сделать свое авто «подключенным» может любой желающий прямо сегодня, при помощи головной мультимедийной системы, поддерживающей интеграцию со смартфоном.
Подключение автомобиля к Интернету предоставляет водителям множество возможностей, которые уже давно доступны владельцам смартфонов. С помощью экрана размером с планшет, установленного в панель приборов, можно делать звонки, использовать функцию голосового помощника, слушать онлайн-радиостанции, смотреть погоду или строить маршрут поездки.
Но несмотря на явные преимущества, пользоваться Интернетом с помощью панели приборов автомобиля пока может себе позволить не каждый. Предустановленное головное устройство с доступом в Интернет — атрибут моделей стоимостью от 30 тысяч долларов. Начиная с 2014 года, такие системы устанавливаются на большинстве автомобилей премиального сегмента. Среди них топовые модели Audi, Citroën, Ford, GMC, Honda, Hyundai, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Škoda, Suzuki, Volkswagen, Volvo и других производителей.
Изменить ситуацию могут штатные автомагнитолы с возможностью интеграции со смартфоном, а также головные устройства с поддержкой 3G. Стоимость таких систем в рознице в среднем держится на уровне 25—30 тысяч рублей. И хотя, по словам российских ритейлеров, кризис сказался на спросе, относительно невысокая стоимость таких устройств делает их доступными для широкого круга автолюбителей.
Apple CarPlay и Android Auto
Интегрировать смартфон с автомобильной мультимедийной системой можно при помощи приложений Apple CarPlay и Android Auto — в зависимости от ОС, которую поддерживает устройство. Сервис CarPlay компания Apple запустила в 2014 году. Функцию поддерживают все iPhone, начиная с пятой модели, а также планшеты iPad. По сути, это программная оболочка, которая позволяет перенести интерфейс iPhone на штатную мультимедийную систему автомобиля. Подключив смартфон
к магнитоле при помощи USB-кабеля, пользователь получает доступ ко всем стандартным функциям iOS, в том числе к голосовому помощнику Siri. С его помощью доступны любые функции: можно, не отвлекаясь на экран, задать маршрут в навигаторе, найти контакты в адресной книге или запустить любимый музыкальный трек. Также для управления системой используются кнопки на руле, как правило, с их помощью можно регулировать громкость или выключать систему.
Использование карт на CarPlay возможно с помощью приложения Apple Maps. Помимо стандартных функций вроде построения маршрута и предупреждения о поворотах, приложение может оповещать о местах встреч пользователя, основываясь на данных из контактов, sms и календаря. Любители музыки могут пользоваться популярными стриминговыми сервисами iHeartRadio и Spotify (в РФ напрямую недоступны), а также, например, приложением Vox для проигрывания аудиотреков формата FLAC.
Выпуском универсальных мультимедийных устройств с поддержкой CarPlay занимаются официальные партнеры Apple — японские Pioneer и Alpine Electronics. Системы этих производителей можно установить практически в любой подержанный автомобиль.
По словам представителя «М.Видео» Валерии Андреевой, в этом году в магазинах компании самым популярным устройством с поддержкой CarPlay стало Pioneer SPH-DA120. Модель специально разработана для работы со смартфонами, поэтому USB-выход выдает ток, достаточный для зарядки аккумуляторов мобильника. Среди поддерживаемых функций — система распознавания голосовых команд Siri и управление музыкальными потоками по Bluetooth. В комплекте с устройством поставляется микрофон, который устанавливается в любом удобном месте салона. Также предусмотрена функция управления устройством при помощи кнопок на руле, но для этого необходим специальный модуль, приобретаемый отдельно.
Несмотря на возможность интеграции с устройствами Apple, мультимедийные системы Pioneer работают на базе программного ядра ОС Android. При этом компания использует собственную программную оболочку. Такая независимость позволила Pioneer разработать фирменную технологию для интеграции смартфонов разных производителей с мультимедийной системой. Результатом стало появление приложения AppRadio Mode, которое позволяет, помимо iPhone, подключать к SPH-DA120 смартфоны, работающие на Android. На AppRadio Mode доступны приложения, которых нет в CarPlay: навигационные сервисы iGO Primo, карты Navitel, Google Maps и «Яндекс.Карты». В остальном здесь присутствует привычный функционал смартфона: календарь, прослушивание музыки, просмотр фото и видео, а также использование браузера для загрузки сайтов.
Помимо всего прочего, на SPH-DA120 доступна функция MirrorLink, которая дублирует изображение экрана смартфона на дисплей головного устройства. При этом управляющие функции остаются на телефоне.
Еще одним головным устройством, выпущенным в сотрудничестве с Apple и поддерживающим CarPlay, является разработка Alpine — ILX 700. По функциям модель схожа с SPH-DA120, с тем отличием, что Alpine не поддерживает AppRadio Mode и работает только с iPhone.
Компания Google, главный конкурент Apple, запустила в России свой сервис для совмещения смартфона и мультимедийного устройства только в апреле 2016 года (CarPlay стал доступен весной 2015-го. — Прим. ред.). Поэтому неудивительно, что система под названием Google Auto в целом копирует функционал CarPlay. Пользователи Android-смартфонов скачивают приложение в Google Play, подключают телефон к головному устройству через USB и получают доступ к функциям навигации, телефонных звонков и просмотра сообщений. Сервис управляется с помощью голосовых команд, при этом особый акцент сделан на безопасности при вождении. Когда автомобиль находится в движении, Android Auto не дает пользоваться клавиатурой, предлагая надиктовать текст. Читать сообщения также нельзя — помощник прочтет письмо сам. При этом экран телефона при подключении к системе автоматически блокируется, в отличие от CarPlay.
Пользователям Android Auto доступны все фирменные приложения Google, для прослушивания музыки используется Google Play Music и Pandora Internet Radio, для навигации — Google Maps. О поддержке системы на своих новых моделях автомобилях заявили практически все крупные автоконцерны, среди которых Land Rover, Kia, Nissan, Ford, Honda, а также российский «АвтоВАЗ».
Для использования Android Auto понадобится смартфон на Android версии 5.0 и выше, а также магнитола с соответствующей поддержкой — такие модели можно найти у Pioneer, Kenwood и других производителей.
Помимо мультимедийных устройств, поддерживающих Apple CarPlay и Android Auto, существуют альтернативные системы с возможностью подключить автомобиль к Интернету. Например, китайский производитель FlyAudio выпускает штатные универсальные магнитолы со встроенным 3G-модемом и слотом под microSIM-карту, работающие на ОС Android. По сути это бортовой компьютер с доступом ко всем основным сервисам Google, «Яндекс», Navitel и Poweramp. Их можно использовать без подключения к смартфону, но для интеграции предусмотрена специальная программа CarLink, которая позволяет подсоединяться по Wi-Fi как к iPhone, так и к Android-смартфонам.
Безопасность
Пока функционал мультимедийных устройств ограничен проигрыванием музыки и просмотром сайтов, поэтому бояться их владельцам практически нечего. По словам директора компании MobileUp Сергея Денисюка, теоретически хакеры могут подключиться к системе, но самое страшное, что они могут сделать, — это изменить маршрут на карте или удалить файлы. До тех пор, пока система не имеет доступа к CAN-шине автомобиля, ничего страшного не произойдет. К примеру, FlyAudio G8000H01 не имеет доступа к данным автомобиля: не собирает данные о пробеге, оборотах и уровне топлива. В то же время разработчики Android Auto сейчас работают над обеспечением такой возможности.
Кроме того, определенную опасность для владельцев головных connected-станций могут представлять вирусы, рассчитанные на воровство данных с банковских карт или собирание ценной информации с устройства. Чтобы этого не произошло, технический специалист ООО «ФлайАудио Групп» Дмитрий Попенко рекомендует не скачивать приложения из неизвестных источников, не открывать подозрительные ссылки, смс и письма и не устанавливать root-права (права администратора).
Перспективы
Пока автоиндустрия делает первые шаги на пути объединения автомобиля и Интернета, стартапы уже работают над новыми сервисами, и в течение ближайших трех-пяти лет стоит ожидать значительного расширения функционала головных устройств. Благодаря использованию аналитики и Big Data в автомобилях появится возможность собирать информацию о качестве вождения, состоянии дорог или здоровье водителя. Пока же рынок «набирает массу»: количество подключенных автомобилей растет с каждым днем. Очевидные удобство и польза такого решения для обычных пользователей делают это направление одним из самых перспективных в рамках потребительского Интернета вещей.