Вторую часть материала читайте по ссылке.
Оглянувшись на то, во что превратилась квартира за последние несколько лет, мы вдруг обнаружили, что наша семья полным ходом движется в направлении популярной ныне концепции умного дома. Но так как все это делается без единого проекта и общей идеи, в нашем исполнении концепция приобретает весьма странные очертания. Далее - о том, как и куда все развивается.
Мы - это молодая семья с двумя маленькими детьми, старшему пока нет и четырех лет. Логично, что последние четыре года все в нашей жизни крутится вокруг детей - время на собственные интересы приходится выкраивать чуть ли не за счет сна. Но люди мы увлекающиеся, поэтому исключительно соплями-пеленками заниматься все равно не можем. Плюс инженерное образование накладывает свой отпечаток, поэтому «усовершенствованиями» для дома в разных проявлениях мы интересовались всегда. До рождения детей дома мы почти не бывали, а теперь из-за вынужденного домоседства начали активно применять имеющиеся знания, чтобы улучшить свой быт, а иногда и просто развлечься.
Одним из первых масштабных проектов год назад была сборка по чужой конструкции из отдельных запчастей 3D-принтера (на фото сверху). Формально он, конечно, к умному дому не относится, но позволил по-новому взглянуть на проблемы обустройства жилища: больше не нужно искать специальные крепления, переходники и устройства в собственных корпусах. Можно сделать что-то, условно, на коленке и убрать в красивую распечатанную коробочку, а потом еще и индивидуальный крепеж на стену распечатать. Конечно, попутно для моделирования пришлось освоить облачное ПО для CAD-проектирования Fusion 360. Но теперь потраченное время возвращается с лихвой.
Автоматизация дома в той или иной степени началась у нас, конечно, не с принтера. Набор базовых функций нам предложил застройщик. Но принтер (и практика его сборки) показал, насколько все это теперь просто: ищи чужие проекты в Интернете, покупай в Китае готовые компоненты, печатай то, что пришлось бы где-то заказывать. Благодаря этому теперь наш умный дом развивается не только в направлении покупки бытовой техники с полезными функциями, но и в сторону автоматизации комфорта. Но обо всем по порядку
Как я уже упомянул, первые компоненты умного дома вместе с новой квартирой нам предложил застройщик. С его подачи у нас уже установлен видеодомофон с камерами на обе стороны дома (на бульвар и на детскую площадку), автоматические терморегуляторы и счетчики тепла на всех батареях с удаленной сдачей показаний и, естественно, самые обыкновенные счетчики потребляемых ресурсов - воды и электричества.
Более всего, конечно, на нашем быту отразилась система учета тепла. Планировка нашей квартиры подразумевает большую лоджию с «холодным» остеклением вдоль всего фасада. В первую зиму после переезда у нас было довольно прохладно, поэтому, купив побольше монтажной пены, мы тщательно закрыли все лишние щели как в остеклении лоджии, так и в стене между лоджией и внутренними помещениями. Заодно поменяли уплотнители на окнах (бюджет - менее 1 тыс. руб.). Тепло перестало уходить - батареи перестали «жарить»: в кухне за счет нагревательных приборов даже зимой батарея почти не включается. Но пока управляющая компания разбиралась, как работать с автоматизированным сбором показаний за отопление, мы платили по средним для всего дома показателям - за квадратные метры.
В «боевую» эксплуатацию систему сдали примерно через год - и коммунальный платеж в месяц упал разом на 1 - 1,5 тыс. руб. (c 7,5 - 8 тыс. руб. до 6 — 6,5 тыс., в зависимости от погодных условий). Причем, экономия напрямую зависит от числа солнечных дней - квартира с южной стороны дома; в солнечные дни лоджия нагревается и отопление отключается совсем. В итоге, чем чаще выходит солнце, тем меньше мы платим. Такое вот использование альтернативных источников.
Монтажная пена, которая ушла на закупоривание дыр, окупилась давно. Но если бы мы строили всю систему с нуля (радиаторы, допускающие установку терморегуляторов; сами терморегуляторы и т.п.), экономика выглядела бы совсем иначе, ведь без решения управляющей компании об оплате за тепло по счетчикам, мы добились бы разве что постоянной комфортной температуры дома (без «перетапливания»).
Того же эффекта, конечно, можно было бы добиться простыми счетчиками калорий (без автоматического сбора данных), но то, что еще и передавать показания вручную ради экономии никуда не надо, большой плюс. С подачей данных по потреблению электричества, холодной и горячей воды пока сложнее - их приходится вбивать вручную на сайте управляющей компании. Но, хвала новым технологиям, уже никаких опусканий бумажек в специальные ящики.
Что касается видеодомофона, то мы привыкли к нему, как к минимально необходимой опции. Благодаря камере, трубкой домофона почти не пользуемся - и так можно разглядеть, кто пришел. К сожалению, по-простому эта система с домашними устройствами у нас не интегрируется, поэтому нужно все-таки подходить к двери, чтобы посмотреть, кто пришел и стоит ли ему открывать.
Двое детей заставляют выстраивать процессы похлеще, чем любая IT-автоматизация. Основная цель всех преобразований - экономия времени. По началу даже сложно представить, насколько много дел можно свести к автоматике за счет «правильной» техники. И здесь я не говорю о том, надо или не надо покупать, допустим, стиральную или посудомоечную машину. Надо. Но речь о подборе функций.
Простой пример: двое маленьких детей - это постоянная стирка. Минимум один запуск стиральной машины в день (иногда - 2 или 3). Мы посчитали, что развешивание постиранного белья после каждого запуска стиральной машины занимает 10 минут (учитывая частоту запусков, в неделю набегает больше часа). Плюс время надо подобрать, т.к. сушилка на балконе, и, допустим, при спящем ребенке туда не попасть.
Купили стиральную машину с сушкой. На просушке белья она потребляет холодную воду и электричество. С первым ничего не сделать (на самом деле в месяц в денежном выражении это не более 200 руб.), а вот расход электричества можно сократить, благодаря двухтарифному счетчику и таймеру на стиральной машине - программы с сушкой запускаются ночью, благо шумит она не сильно. В итоге добавляет она не более 100 руб. в месяц (и воду, и электричество сложно посчитать до последней копейки - но можно быстро оценить по увеличению «среднего чека» после подключения стиральной машины).
Стоила машина от силы на 10 тыс. руб. дороже обычной, зато за год сэкономила много больше 70 часов (это по самым скромным подсчетам). Кому из молодых родителей не хотелось получить лишние 70 часов на личные дела? Правда, стоит учесть, что одежда у нас в основном не требует глажки, так что фактическая экономия сильно зависит от предпочтений в гардеробе. Плюс зимой в однокомнатной квартире не пришлось дорогостоящие 2 кв. м. площади занимать дополнительной сушилкой для белья (стоимость этих метров в расчете на цену квартиры гораздо выше и стиральной машины с сушкой, и годового запаса порошка в придачу).
Аналогичного прогресса можно добиться с приготовлением еды в мультиварках и на индукционной плите с таймерами и термодатчиками, мытьем посуды в посудомойке и т.п.
В частности, каши, супы, запеченное мясо и многие другие блюда готовятся у нас сами по таймерам: закинул в емкость, включил нужный режим и ушел. Личное непрерывное участие требуется при жарке на сковороде и обработке ингредиентов. Даже тесто для выпечки сама замешивает хлебопечка, а салаты режет комбайн с насадкой для кубиков. В итоге полдня работы по домашнему хозяйству сокращается до утреннего запуска всех машин и последующего обслуживания эпизодических процессов (ребенок поел - надо убрать вокруг него). При этом мы можем себе позволить вместо непрерывного наблюдения за той же кашей потратить время на домашнюю пиццу для всей семьи, сэкономив на доставке из ресторана. Т.е. выгода получается косвенная: рутинные процессы автоматизируются, остается время для «творчества», которое сокращает потребность во «вкусненьком» со стороны (по нашим оценкам на еду в доставке наценка за сервис составляет около 400%).
Помимо техники, которая экономит время, мы вкладываемся в то, что улучшает условия жизни. И первой покупкой как раз перед рождением второго ребенка был электрический проточный водогрей. Хотя у нас есть горячая вода, в новом районе ее периодически подключают для выполнения работ на сетях. С грудничком бегать с кастрюльками было бы неудобно.
Юмор в том, что из-за высоких расценок на «общую» горячую воду, использование 6-киловаттного водогрея по ночным тарифам на электричество оказывается выгоднее. А самое главное, горячая вода идет почти сразу, в отличие от системы общего водоснабжения - во всех квартирах на горячем стояке установлены полотенцесушители, которые зимой отапливают ванные комнаты, в итоге горячей воды иногда по 10 минут ждать приходится. К сожалению, из-за сложной разводки труб не реализовать решение, когда при падении температуры горячей воды автоматически происходит переключение на водогрей. Навсегда включить водогрей тоже не хочется - напор не тот.
Условия жизни мы улучшаем и за счет электроники. Однако подробнее на этой части домашних проектов «для души» я остановлюсь в следующей части. Сейчас же хочу подвести некоторые промежуточные итоги наших экспериментов.
Главная проблема, которую мы видим вижу в массе продаваемых решений для умного дома заключается в том, что они подразумевают сформировавшийся сценарий использования умных технологий у покупателя. Т.е. потребитель (по мнению производителя решения) должен знать, что хочет, чтобы у него были между собой связаны определенные компоненты системы - и предлагает именно такую связку. Но у нашей семьи нет запроса «внедрить умный дом». Есть много мелких моментов в быту, которые просто хочется улучшить. И не только в умном доме. Ровно такой же подход у нас к мебели: она должна решать сиюминутные потребности, которые меняются несколько раз в год. Поэтому до недавнего времени мы были поклонниками «конструкторов от ИКЕА». С появлением 3D-принтера такие «конструкторы» стали, фактически, делать сами: фанеру в размер можно напилить на даче или прямо в строительном магазине. А все сложные соединительные элементы и фурнитуру напечатать полностью или частично, дополнив ассортимент строительных магазинов. И получается, что мы обеими руками за автоматизацию, но готового решения на рынке для себя не ищем. Более того, у нас дома разрозненные системы и многие из них мы не видим смысла объединять: зачем, к примеру, стиральной машине «общаться» с мультиваркой? У нас просто нет в жизни сценария, который потребовал бы такого соединения. Конечно, есть часть устройств, которые по нашим представлениям должны работать вместе (и некоторые из них уже действительно «общаются»). Но об этом в следующих частях.