История Rutube — это череда постоянных метаний. Словно нерешительная девушка, не способная найти себя в жизни, его создатели пробуют разные идеи и бизнес-модели. Вы только вдумайтесь: уже почти полтора десятка лет видеохостингом владеет холдинг «Газпром-медиа», и за это время чем только ни хотели его сделать! И онлайн-кинотеатром с библиотекой профессионального контента, доступного по подписке. И копией YouTube с возможностью монетизации на различных платформах. И площадкой для размещения пользовательского контента, преимущественно коротких видеороликов. Было проведено несколько ребрендингов и редизайнов. Но позитивного результата не видно до сих пор.
Дошло до того, что в офис Rutube позвали батюшку чтобы провести обряд освящения серверов. Изгнать злых духов получилось, а вот с удержанием аудитории и привлечением рекламодателей не задалось. Пользователи на платформе не активны, комментарии под видео не пишут, возможности оставлять и видеть реакции (лайки/дизлайки) по-прежнему нет, при этом количество подписчиков на каналы все же показывается. Отсутствие необходимого функционала, различные недоработки, в том числе в части удобства использования — все эти проблемы до сих пор не решены. К слову, именно на это указывали участники круглого стола, который «Телеспутник» провел 29 марта.
Текущей весной на фоне очередных слухов о возможной блокировке YouTube в России пресс-служба «Газпром-медиа» отчиталась о резком росте количества новых регистраций (в 5,5 раз) и загруженного контента (в 2,8 раз) на платформе. Выступая на форуме блогеров, гендиректор Rutube Александр Моисеев говорил о том, что команда сервиса «строит платформу будущего», что предлагает авторам контента социальный лифт и стартовую площадку, где талантливые креаторы могут развиваться и зарабатывать.
Но для рекламодателей и блогеров все же важны не заявления, а конкретные цифры. Возьмем, к примеру, трафик. Да, за последнее время он действительно вырос — с 7,7 млн в январе 2022 года до 50,1 млн в марте 2022-го, по данным Similarweb. Однако при этом показатель отказов (процент количества посетителей, покинувших сайт со страницы входа) — 45 %. Предположу, что пользователи приходят на платформу по внешней ссылке, смотрят одно видео и после этого уходят. До сих пор Rutube воспринимают как просто резервную площадку, где можно размещать свои видосы на случай, если в России все-таки решатся заблокировать YouTube.
Необходимость создания национальной альтернативы крупнейшему мировому видеохостингу, когда к нему закрыт доступ, конечно, беспроигрышное решение
Необходимость создания национальной альтернативы крупнейшему мировому видеохостингу, когда к нему закрыт доступ, конечно, беспроигрышное решение. Именно по этому пути в свое время пошел Китай, который по политическим мотивам заблокировал YouTube в 2009 году. С тех пор там развиваются собственные платформы: Tencent Video, iQIYI, Youku. Они не копировали видеохостинг компании Google и сумели добиться успеха. Возьмем, к примеру, Tencent Video. Ее фокус — создание оригинального контента. По собственным данным платформы, на февраль 2018 года у нее было 790 млн ежемесячно активных пользователей и 62,59 млн подписчиков. Выручка достигала 65,2 млрд юаней (за третий квартал 2017-го). На фоне успеха внутри страны была запущена международная версия сервиса. Сумела бы Tencent Video добиться таких результатов, если бы в Китае не заблокировали YouTube, мне сказать сложно.
Однако в случае с Россией этот вариант развития событий исключен. Да, активисты, отдельные депутаты Госдумы и блогеры то и дело пугают публику перспективой блокировки YouTube. Но в то же время в Минцифры заявляют, что не планируют закрывать доступ к этому видеохостингу. На днях это вновь подтвердил глава ведомства Максут Шадаев. В этом смысле для Rutube остается единственный и самый сложный вариант — выживать в условиях конкуренции (читай: доминирования) с YouTube.
Из отчетности Rutube
Согласно данным «Контур.Фокус», по состоянию на конец 2021 года выручка ООО «Руформ» (юрлицо Rutube) составила 72,3 млн рублей, чистый убыток — 2,7 млрд рублей.Скопировавший структуру меню и элементы плеера у своего именитого конкурента, хронически страдающий от недостатка внимания зрителей и интереса рекламодателей, финансово несостоятельный (см. врезку про отчетность) российский видеосервис продолжает хвататься за непрочные нити, едва удерживающие его от окончательного падения. Недавняя кибератака могла бы положить конец и без того бесславной судьбе Rutube, но получилось иначе — сервис сумели восстановить (вновь убеждаюсь: уж чего-чего, а грамотных айтишников у нас хватает).
Повторюсь, за полтора десятка лет создатели видеохостинга так и не смогли придумать для него работающую концепцию, вдохнуть в сервис жизнь. Менялись технологические платформы, команды разработчиков, руководство. И по большому счету все без толку. Кто знает, возможно, стать национальным видеохостингом получится у «VK Видео» или «Яндекс.Дзен»? Конечно, обе платформы относительно новые, со своими особенностями и проблемами, но зато у них нет устоявшегося образа чемодана без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко.