img12 октября 2018 в 16:00

Вероятные приключения китайцев в России

Корабль импортозамещения, спущенный на воду в России после введения санкций со стороны зарубежных стран, как-то сразу взял курс не на внутренние территориальные воды, а в сторону Китая. В телекоме наметилась тенденция замещения западного оборудования продукцией из Поднебесной. Сейчас же сферы проникновения влияния КНР в нашей стране, возможно, расширятся.

Корабль импортозамещения, спущенный на воду в России после введения санкций со стороны зарубежных стран, как-то сразу взял курс не на внутренние территориальные воды, а в сторону Китая. В телекоме наметилась тенденция замещения западного оборудования продукцией из Поднебесной. Сейчас же сферы проникновения влияния КНР в нашей стране, возможно, расширятся.

В России теперь можно расплачиваться через WeChat. Не везде и не всем, а только китайцам — но все же можно. Платежи — эти лишь малая часть того, что компания Tencent предлагает своим пользователям. В Китае это и мессенджер, и сервис знакомств, и приложение для заказа такси, и еще чего-то — в общем, экосистема, Интернет в Интернете. Мощь этого приложения такова, что в прошлом году Tencet и другая китайская экосистема Alibaba объявили о планах инвестировать в сотового оператора China Unicom. Это очень показательно — онлайн-сервисы достигли таких масштабов, что даже сотовая связь становится придатком к ним.

Возможно, это напрямую никак не связано, но WeChat чем-то напоминает идеальный с точки зрения российских чиновников Интернет. Этакое нечто самодостаточное, замкнутое внутри себя, но при этом удовлетворяющее все или почти все потребности пользователей.

Пока что появление платежной части WeChat в России свидетельствует о том, что китайских туристов и бизнесменов к нам стало приезжать больше. И очевидно, они оставляют в России все больше денег. Дать им возможность тратить их комфортным и привычным способом логично.

Но завоют ли со временем WeChat российский рынок — вопрос открытый. В Европе его сервисы, мягко скажем, не сильно распространены и воспринимаются, скорее, как восточная кибер-экзотика. Европейцы (и россиян это тоже касается) привыкли пользоваться мессенджерами, платежными приложениями и сервисами заказа такси все-таки по отдельности. Возможно, потому, что выбор у некитайских потребителей больше, в первую очередь в сегменте мессенджеров. В России с недавнего времени сотовые операторы предлагают в пакетах услуг нетарифицируемый доступ сразу к нескольким таким приложениям. В Китае же, с его знаменитым файерволом, до нашего разнообразия далеко. К тому же — ну не в наших это традициях, что ли, сажать все на одну кнопку. Я вот, к примеру, слушаю музыку на «Яндекс.Музыке», заказывают такси через Gett, авиабилеты заказываю на Ozon.ru. И совершенно не понимаю, зачем валить это все в одну кучу. Хотя китайская душа — потемки.

Что касается платежей, то ситуация, с точки зрения WeChat, одновременно и простая, и не очень. С одной стороны, неожиданно выяснилось, что россияне, как и китайцы, очень любят платить с мобильных телефонов. Сотовые операторы десятилетиями бились над тем, чтобы приучить клиентов платить с помощью телефонов, заинтересовать в этом продавцов товаров и услуг, — и ничего не получилось. А потом в Россию пришли Samsung Pay и Apple Pay — и понеслось. В Москве, к примеру, со смартфоном можно комфортно прожить целый день без наличных и банковских карточек. Бесконтактные платежи со смартфонов принимают сейчас практически везде, даже в самых неожиданных местах, например в торгующих шаурмой ларьках и в платных туалетах.

Платить со смартфона действительно удобно, и WeChat Pay тут очень к месту. Тем более что технология оплаты через высвечивающийся на экране QR-код делает сервис более доступным: навороченный смартфон с NFC-чипом пользователю не нужен, подойдет любой. Но есть одна проблема: в России бесконтактные платежи развиваются быстрее, чем во многих странах мира не только из-за удобства, но и из-за специфического устройства финансовой инфраструктуры. Платежные терминалы на кассах магазинов (POS-терминалы) у нас, как известно, принадлежат банкам, а не владельцам заведений, как, например, в Европе. Банкиры могут позволить себе быстрый апгрейд парка этих устройств и программного обеспечения — помните, как быстро, к примеру, вошли в нашу жизнь бесконтактные карточки? Согласятся ли банки модернизировать POS-терминалы под WeChat — вопрос. Причем глобальный — какова в принципе емкость российского рынка бесконтактных платежей, и есть ли на нем место для новой системы?

Подозреваю, что у гипотетической экспансии WeChat в России может оказаться и не экономическая подоплека. Российско-китайские отношения сейчас выглядят очень неплохо, и запуск китайского сервиса в России может стать вопросом политики.

Русский с китайцем братья навек, не так ли?

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий