Локализовать глобальный тренд
Россия — отнюдь не пионер в попытке системного государственного регулирования развития Интерета вещей (Internet of Things, IoT). Ведущие экономические державы обособили IoT в отдельный сегмент технологической политики еще на рубеже нулевых и десятых. Госпрограммы развития Интернета вещей как области прорывных технологий инициированы в США, Великобритании, Германии, Китае, Индии, Сингапуре и других странах.
Стремление правительств локализовать глобальный тренд за счет национальных нормативов, государственных институтов развития и мер финансовой поддержки — вполне логично, учитывая масштабы явления и его значение в экономике ближайшего десятилетия. Так, Cisco оценивает объем мирового рынка IoT (совокупность гаджетов, использующих беспроводное соединение) в следующие десять лет в $ 19 трлн. Фонд российских интернет-инициатив (ФРИИ) прогнозирует оборот основных сегментов IoT-устройств в РФ в 2016-2018 годах в 105-158 млрд рублей. По подсчетам аналитического агентства Gartner, в настоящее время к мировому Интернету подключено 4,9 млрд устройств, а к 2025 году их число вырастет на порядок — до 50 млрд.
Ожидается, что в ближайшие десять лет Интернет вещей будет определять развитие практически всех отраслей промышленности, транспорта и логистики, торговли, сельского хозяйства, электроэнергетики («умные сети» Smart Grid), ЖКХ («умный город»), безопасности и охраны правопорядка, медицины и образования.
Нужен ли РФ национальный стандарт IoT
«Дорожную карту» развития российского Интернета вещей по поручению Минпромторга с октября 2015 по май 2016 года разрабатывала рабочая группа ФРИИ, в которую входят представители МЧС, «Ростелекома»,
GS Group, группы Т1 в составе ГК «Ренова», АО «РТИ» (структура АФК «Система»), Samsung.
В свою очередь, отзыв рабочей группы «Связь и информационные технологии» экспертного совета правительства РФ на план развития IoT Минпромоторга был обнародован в конце июля текущего года, мгновенно вызвав пристальное внимание всех участников формирующегося российского рынка Интернета вещей. Причина — резкая критика экспертов правительства важнейшего положения дорожной карты Минпромторга, а именно его намерения разработать в стране в 2016—2020 годах национальный стандарт и защищенный протокол проводного и беспроводного IoT для промышленного и коммерческого использования.
Обосновывая необходимость создания собственного стандарта и протокола, в ФРИИ поясняли, что в мире существует более 300 различных технологий и протоколов, обеспечивающих функционирование устройств, интегрированных в IoT, при этом вопрос их совместимости пока не решен. Российский протокол предполагалось сделать проприетарным (основанным на закрытом коде), стандарт же — открытым и совместимым с наиболее распространенными мировыми технологиями. Минпромторг рассчитывал, что соответствующие нацстандарту IoT-технологии и оборудование станут внедряться в первоочередном порядке, а софт будет включен в реестр отечественного ПО и утвержден для применения на промышленных площадках.
«Дорожной картой» определялись и организационные меры по разработке стандарта и протокола. В частности, во II квартале 2017 года предполагалось учредить организацию — разработчика протокола под эгидой Минпромторга и фонда «Сколково», определив в начале 2017 года объем и источники финансирования.
Технические требования к стандарту и протоколам, согласно данным РИА «Новости», до конца текущего года должен был сформулировать фонд «Сколково».
К фонду в 2017 году должна была подключиться и Минкомсвязь — для разработки технического задания на создание платформы протокола для Интернета вещей, а также перечня техзаданий для всех ключевых подсистем. Круг ответственных за собственно национальную платформу IoT шире: помимо Минкомсвязи, Минпромторг, министерство экономического развития, Минобрнауки, ФРИИ, «Ростелеком». Не обошла стороной «дорожная карта» и вопросы безопасности: на начало 2017 года было намечено подготовить национальные стандарты на криптографические алгоритмы и протоколы обеспечения безопасности информации в IoT.
Именно безопасность Интернета вещей авторы плана из ФРИИ называли главным мотивом разработки собственного защищенного протокола. Со ссылкой на «Лабораторию Касперского» и Digital Security они отмечали, что существующие протоколы IoT, в том числе критически важные — для промышленного использования, — изобилуют уязвимостями. В данном случае проприетарность таких решений, то есть применение отдельным предприятием собственной автоматизированной системы управления, мешает ее безопасной интеграции в общий Интернет вещей.
«Как раз «зоопарк» решений в промышленности и есть одна из ключевых проблем, которую предстоит решить. То есть защищенный протокол (более узкая технология) нужен для преодоления всех этих «дыр», — объясняли во ФРИИ целесообразность единого защищенного протокола, добавляя, что в его основу могут быть положены ноу-хау более 10 российских компаний, ведущих активные разработки протоколов IoT.
Примечательно, что российские стандарты IoT разработчики «дорожной карты» планировали утвердить на глобальном уровне, добившись их международного признания.
Именно этот тезис стал отправной точкой критического отзыва экспертного совета правительства. «Разработка особенных «российских» стандартов является избыточной, лишенной практического смысла деятельностью, результатом которой будет частичная самоизоляция России от всего мира, невозможность выхода на мировые рынки сбыта и, как следствие, нарастание технологического отставания России», — констатируют правительственные эксперты. Они уточняют, что стандарты Интернета вещей разрабатывают международные организации, сообщества и ассоциации (ITU, IETF, IEEE, 3WC, 3GPP, GSMA, ISO, ETSI и другие), в работе которых принимает участие и Российская Федерация, что дает ей возможность вносить свой вклад в систему регламентов для глобального IoT, не замыкаясь в национальном его сегменте.
Более того, экспертный совет при правительстве высказывает в своем заключении мнение, что заявленные в «дорожной карте» цели создания национальных платформы и протокола Интернета вещей «не имеют ни технического, ни коммерческого смысла». «Замыкание в нацграницах технологических идей неминуемо приведет к… отставанию от мировых достижений, дороговизне реализации за счет уникальности решений, отсутствию рынков сбыта за пределами РФ, неконкурентоспособности решений, не участвующих в соревновании за мировые рынки», — говорится в документе.
Эксперты заключают, что в мире нет примеров, когда бы отдельная страна принимала решение о разработке национальных технологических решений в сфере телекоммуникаций, Интернета и высокотехнологичных услуг. В то же время правительственный совет рекомендует разработчикам «дорожной карты» прописать механизмы участия РФ в разработке международных стандартов.
Другие критические замечания экспертного совета касаются предложенных Минпромторгом и ФРИИ механизмов финансирования развития Интернета вещей в России. Эксперты оценивают как «нереалистичное» использование венчурного инвестирования, сетуя на небольшие объемы российского венчурного рынка, а также скептически высказываются о перспективах создания государственно-частных партнерств в этой области. С другой стороны, перечисленные в отзыве возможные источники финансирования (институциональные, государственные, собственные средства бизнеса или кредиты) дают представление о приоритетных, по мнению правительства, направлениях инвестиций в российский Интернет вещей.
Что в остатке?
В резюме отзыва экспертный совет высказывается за кардинальную переработку «дорожной карты», не ставя ограничений по срокам. В то же время из комментария заместителя директора ФРИИ по техническому развитию Сергея Алимбекова (см. комментарий выше) следует, что эксперты правительства и ФРИИ к середине сентября 2016 года пришли к консенсусу по ключевому из разногласий — о необходимости создания защищенного протокола. Однако в комментарии ФРИИ не уточняется, будет ли дорабатываться «дорожная карта» согласно предложению экспертов и может ли это повлечь изменение сроков реализации ее пунктов.
В исходном отзыве правительственной экспертизы положительную реакцию вызвал единственный раздел «карты» — касающийся частотного регулирования. И это обстоятельство может стать одним из определяющих сам вектор госрегулирования развития «вещного» Интернета в РФ на ближайшую перспективу.
«Основа Интернета вещей — это сеть связи», — заявляют правительственные эксперты, в том же абзаце вменяя в вину разработчикам из Минпромторга и ФРИИ отсутствие видения, на какой же базе планируется создавать условия для внедрения IoT. Следовательно, именно распределение частотного ресурса (точнее, перераспределение от других пользователей) для нужд операторов сетей IoT, а не разработка национального стандарта/протокола, становится главным фактором развития российского сегмента Интернета вещей для его основных игроков.
Речь здесь идет о регламенте использования участков в полосах частот 870—876 МГц и 915—921 МГц для безлицензионного использования устройствами малого радиуса действия (сроки в этой части самые близкие в масштабах действия «дорожной карты» — I квартал 2017 года для принятия решения Госкомиссии по радиочастотам и I квартал 2018 года для внесения изменений в постановление правительства о регистрации таких устройств), а также о полосе 863—870 МГц.
Кроме того, «дорожная карта» детально расписывает этапы развертывания сетей мобильного ШПД в полосе 694—790 МГц с 2016 по 2020 годы, что непосредственно затрагивает интересы эфирных телевещателей.
Прочие базовые положения плана Минпромторга, несмотря на экспертные замечания со стороны правительства, вполне могут быть реализованы в обозначенные в документе сроки. Это прежде всего запуск в 2016-2017 годах не менее чем на 5 предприятиях различных отраслей пилотных проектов по внедрению российских технологий IoT. Далее планируется тиражировать отраслевые «пилоты» в пилотных же регионах.
В перспективе до 2020 года намечено реализовать не менее 20 отраслевых проектов IoT.
Также Минпромторг намерен в 2016—2020 годах контролировать разработку российской беспроводной широкополосной аппаратно-программной платформы. В рамках этой работы должны быть созданы гаджеты безопасного IoT, связанные как с существующими, так и с перспективными цифровыми линиями связи (HDSL, LTE и т.д.).
Тому же ведомству в «дорожной карте» отводится центральная роль в организации массового производства продуктов гражданского назначения для Интернета вещей. Так, в 2017 году планируется разработать общегражданские и промышленные аппаратные платформы (чипы). Их стоимость не должна превышать 3,3 доллара при закупке партии в 1 тыс. единиц.
Наконец, один из пунктов программы Минпромторга к выходу результатов правительственной экспертизы был уже реализован. В середине июля было объявлено о создании консорциума для развития российского IoT, в который вошли ФРИИ, «Мобильные Телесистемы» (МТС), «Мегафон», «Вымпелком» («Билайн»), «Т2 РТК Холдинг» (Tele2), а GS Group дала согласие на участие. Консорциум «Российская ассоциация Интернета вещей» должен заработать до конца 2016 года, к нему могут присоединиться все ведущие игроки отечественного телекоммуникационного рынка.
Правда, и здесь не обошлось без раскритикованной правительством концепции создания национального протокола/стандарта IoT. Согласно «дорожной карте», на их основе должно было быть развернуто массовое производство чипов, а консорциум был призван подключиться к разработке национального стандарта.
В комментарии Сергея Алимбекова по результатам обсуждений отзыва экспертов с представителями ФРИИ отмечается, что отечественная ассоциация Интернета вещей, оформление которой намечено на октябрь 2016 года, призвана «разработать российский защищенный протокол промышленного и гражданского сегментов». Из этого следует, что правительство, несмотря на критику «дорожной карты» экспертным советом, все-таки намерено следовать курсу создания российского протокола IoT. А в течение ближайших месяцев участникам рынка Интернета вещей в РФ предстоит узнать, в какой мере процесс разработки собственного защищенного протокола будет влиять на важнейшую позицию повестки формирующегося российского рынка IoT — создание отечественной элементной базы Интернета вещей».