Ultra HD
 

Радио идет в цифру вслед за телевидением

25.05.2018 > 16:36
Радио идет в цифру вслед за телевидением
Фото: Shutterstock
Хотя в теории цифровое радио несет в себе массу преимуществ, обеспечить выбор формата и переход на него в масштабах всей страны не так просто. Участники Первого конгресса цифрового радиовещания обозначили основные проблемы, с которыми сегменту рынка придется столкнуться в ближайшие годы.

Весной 2018 года Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила частотную полосу для вещания одного из форматов цифрового радио (DAB+). И хотя о внедрении в России цифрового радиовещания разговоры ведутся давно, это событие спровоцировало новый виток обсуждений сложившейся ситуации.

На волне интереса к цифре 18 мая 2018 года в Санкт-Петербурге по инициативе Агентства цифрового радиовещания России прошел Первый конгресс цифрового радиовещания. Мероприятие собрало все заинтересованные стороны: производителей оборудования, вещателей, специалистов по праву и представителей научных организаций.

Целью конгресса было объединение знаний из разных практик – обмен опытом с зарубежными коллегами и поиск путей решения задачи цифровизации радио в масштабах нашей страны, а также устранения так называемого цифрового неравенства. Хотя на дворе XXI век, на территории России все еще остались отдельные зоны, не покрытые радиовещанием. Использовать там аналоговые передающие станции экономические неэффективно, но цифровое радио может донести радиопрограммы и в эти отдаленные уголки – в небольшие поселения Крайнего Севера, а также территории вдоль Северного морского пути.

Председатель правления Агентства цифрового радиовещания Алексей Остроухов акцентировал внимание на том, что столь масштабный диалог отрасли начинается именно в Санкт-Петербурге – городе запуска первой коммерческой FM-радиостанции. Возможно, Петербург положит начало и цифровому вещанию.

Преимущества и недостатки цифры

В целом цифровое радио имеет множество преимуществ.

В первую очередь, большинство стандартов, за исключением экзотики, вроде HD Radio, вопрос внедрения которой даже не рассматривается, позволяют эффективнее использовать частотный спектр. При этом цифра дает стабильный прием в зоне охвата и лучшее качество звучания, в том числе, передачу не только стереосигнала, но и звука в формате 5.1. При необходимости радиостанции могут даже подключать несколько звуковых дорожек с разными переводами – это актуально, например, для новостных выпусков.

Цифровой сигнал дает возможность использовать дополнительные сервисы – транслировать EPG, текстовые сообщения, картинки и даже видеоролики. А гибкая регулировка мощности передатчика позволяет управлять зоной охвата, повышая экономическую эффективность вещания.

Цифра в эфире открывает новые перспективы для бизнеса с точки зрения монетизации контента (теоретически тут есть перспективы даже в сфере отслеживания использования лицензируемого контента, хотя об этом говорить пока рано). Кроме того, не стоит забывать и об использовании радио в качестве инструмента экстренного оповещения.

Благодаря этим преимуществам страны со всех уголков мира активно внедряют цифровые стандарты вещания. По итогам 2017 года на цифру перешли уже 38 государств. Кто-то при этом сосредоточил внимание на одном стандарте, а кто-то – использует несколько технологий параллельно. В отдельных регионах, например, в Норвегии, аналоговое вещание уже прекращено, его вытеснил стандарт DAB+.

Однако в процессе внедрения цифрового радио страны неизбежно сталкиваются со сложностями. Не везде реформа отрасли идет гладко.

Во-первых, существует довольно много различных стандартов. Весной 2018 года в России была выделена полоса для DAB+, но ранее уже был обозначен участок спектра под DRM, а также запущено тестовое вещание российского стандарта РАВИС. С 2010 года тестовое вещание в этом стандарте периодически запускается в разных городах страны, сейчас такая тестовая зона работает в Казани, а чуть позже в 2018 стартует вещание в Ижевске.

Среди прочих цифровых стандартов РАВИС примечателен тем, что он изначально разрабатывался с учетом сложного перераспределения частот в России. Поэтому для запуска пакета программ в этом стандарте достаточно отключить только одну аналоговую станцию (правда, для этого нужно либо переоформление лицензии, либо соблюдение принципа технологической нейтральности). Кроме того, РАВИС в дополнительной информации позволяет передавать не только текст и изображения, но и видеопоток. Хотя в мире про этот стандарт практически ничего не известно, в 2018 году его создатели выходят на международную стандартизацию Союзом Электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), а также в ГКРЧ для выделения полосы спектра по всей стране.

Обилие стандартов усложняет процесс внедрения. Но учитывая принципиально разную плотность населения в Москве и, допустим, ХМАО, выбрать один стандарт декларативно, чтобы подтолкнуть процесс, не удастся. Инструменты, обеспечивающие эффективную упаковку нескольких потоков вещания для густонаселенных районов, к сожалению, экономически не выгодны там, где населения (и станций) будет мало. Отличный пример – DAB+, который позволяет сравнительно недорого вещать большие мультиплексы, но не предназначен для формирования локальных пакетов. Его конкурент – DRM – в меньшей степени подходит для больших мультиплексов, зато хорошо справляется с локализацией.

Технологии цифрового радиовещания

Технология

DAB, DAB+

HD Radio

DRM

DRM+

CDR

РАВИС

Регион распространения

Европа

США

Европа

Европа

Китай

Россия

Частотный диапазон, МГц

170-230

88-108

до 30

47-68, 88-108

88-108

65,8-74, 88-108

Занимаемая полоса, кГц

1536

400

96

96

400

100-250

Количество радиовещательных каналов на одной полосе

до 16

до 4

до 4

до 4

до 4

до 3 + 1 видеоканал

Цифровое радио – это не столько путь развития существующих подходов, сколько повод разработать новые. На данный момент вещатели еще не умеют использовать и монетизировать дополнительные функции, вроде передачи текста или картинок. Какой-то функционал был доступен и ранее в форме RDS, но с переходом на цифровое вещание возможности будут много шире. Необходимо учиться, вырабатывать новый подход к подготовке контента с учетом этих опций.

На самом деле реформы ожидают не только отделы подготовки контента на радиостанциях, но и отрасль в целом. Если речь не идет о передаче высококачественного звука 5.1, цифровые мультиплексы позволяют «упаковывать» в одну частотную полосу от 4 до 16 и более каналов. Это значит, что на рынке должен появиться новый игрок – оператор мультиплекса, в задачи которого будет входить оптимальная загрузка пакетов.

Еще одна проблема – приемное оборудование. Пока на массовом российском рынке его попросту нет. В своих докладах производители устройств различных стандартов отчитывались о том, что в ряде стран оборудование их стандарта включается в минимальную комплектацию автомобилей или даже встраивается в смартфоны, но все это пока не относится к российскому рынку. Обилие стандартов, к которым проявляет интерес российская отрасль радиовещания, тормозит развитие и в этом направлении. На мой взгляд, здесь уместна аналогия со сменой DVB-T на DVB-T2 в ходе цифровизации телевидения: только лишь одна замена стандарта существенно затормозила как строительство передатчиков, так и распространение приемников среди населения. Представьте, если бы таких переходов было несколько?

В рамках конгресса неоднократно звучали призывы участников отрасли быстрее принять решения относительно того, как технически должно выглядеть цифровое радио в России – какие стандарты должны использоваться на тех или иных территориях, какие правила взаимодействия применяться для вещательных компаний и операторов мультиплекса. Игроки рынка призывают друг друга торопиться, пока за наведение порядка не взялся регулятор.

Воздействие на ускорение процесса пытались оказать и приглашенные зарубежные производители. Конгресс собрал представителей почти всех распространенных стандартов цифрового вещания. Каждый из них сейчас готов всеми силами бороться за новый рынок – Россию, пусть даже не в масштабах всей страны. И это стремление отчетливо прослеживалось в представленных докладах – хотя пока вопрос решается скорее на теоретическом уровне, спикеры приводили экономические выкладки в пользу конкретных решений.

Нормативная база

Более серьезная сфера для размышлений – нормативная база. На текущий момент легально запустить вещание цифровой радиостанции невозможно, поскольку отсутствуют необходимые нормативные документы. По оценкам Владимира Григорьева (президента Санкт-Петербургского отделения Академии инженерных наук имени А. М. Прохорова, действительного члена IEEE, шеф-редактора журнала «Электросвязь», а с 2011 года руководителя кафедры Беспроводных телекоммуникаций университета ИТМО в Санкт-Петербурге) запуск цифровой радиостанции сегодня с учетом увеличения сроков ввода в эксплуатацию объектов из-за отсутствия нужных регулирующих документов займет не менее 1,5 лет. Кроме того, велик шанс недооценить риски и затраты на строительство сети, а также проектирование бизнес-модели, поскольку во многом ее должны определять отсутствующие на сегодняшний день документы.

Нормативные документы, необходимые для создания и применения сетей цифрового вещания

Вид документа

DAB, DAB+

HD Radio

DRM

DRM+

РАВИС

Лицензирование (ПП РФ №87)

Лицензируемая услуга связи для целей эфирного вещания. Радиочастоты выделяются на конкурсной основе в городах с населением более 100 тыс. человек

Выделение частотного ресурса (решения ГКРЧ для неопределенного круга лиц)

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Требования к порядку проектирования и экспертизе (приказ Минкомсвязи РФ №101)

Требования к порядку проектирования предъявляются для радиопередатчиков мощностью более 500 Вт и сети связи (фрагментов сети связи) радиовещания

Требования по вводу в эксплуатацию (приказ Минкомсвязи РФ №258)

Обязательное участие представителя Роскомнадзора при вводе в эксплуатацию радиопередатчиков мощностью более 500 Вт и сети связи (фрагментов сети связи) радиовещания

Допуск оборудования на рынок (НПА, сертификат, декларация)

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Санэпидем требования (СанПиН «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств радиосвязи»)

Требования определяются СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов»

Оплата частотного ресурса (ПП РФ №171, методики расчета стоимости)

Нет практики для цифрового радиовещания

Попытка адаптировать к новой ситуации существующую нормативную базу вызывает только дополнительные вопросы. К примеру, если некоторые стандарты позволяют передавать по радиоканалу даже видеопоток, обеспечивая своего рода мобильное телевидение, как в современном мире провести границу между цифровым телевидением и цифровым радиовещанием, и стоит ли это делать? Так что один из основных вопросов в сфере лицензирования – будет ли цифровое радио самостоятельным рынком или станет частью сложившегося. И в поисках ответа на этот вопрос надо не только обеспечить комфортные условия работы новому рынку, но и не разрушить рынки сложившиеся.

Что будет с малыми радиостанциями?

До сих пор мы говорили только о технических и правовых проблемах внедрения цифрового радио. Но есть еще и экономика. Смена стандарта вещания – это затраты, вполне окупаемые для крупных холдингов, но непосильные для небольших региональных станций. Замены потребует лишь часть оборудования, но будет ли это окупаться в российских условиях – пока не ясно. Учитывая опыт цифрового телевидения, очень сомнительно, что у нас заработает модель распространения музыкального контента по подписке (желающие сегодня могут получать такой контент по запросу от сервиса «Яндекс.Музыка» или социальных сетей). Кроме того, экономические выкладки европейских партнеров из-за другого соотношения цен на оборудования и электроэнергию у нас будут выглядеть по-другому.

Так или иначе, внедрение цифрового радио – это комплексная задача, в решении которой предстоит участвовать всем игрокам отрасли. И пока в этом решении регулятор практически не принимает участия, поэтому у отрасли есть шанс сделать все по-своему, учитывая не только технологические, но и социальные, политические и экономические аспекты.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Также читайте «Теле-Спутник» во «ВКонтакте», Facebook , «Одноклассниках» и Twitter.

Все Статьи

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD