Рынок и конфликты
Сессию открыл руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков с докладом о рынке 4К. Взяв за основу данные исследовательской компании IHS Markit, он рассказал, что по итогам 2017 года аудитория Ultra HD 4К в мире составляла около 100 тыс. домохозяйств. По итогам 2018-го она достигнет 180 тыс., а прогноз на 2020 год — 330 тыс. домохозяйств. Ключевыми регионами присутствия 4К, согласно IHS Markit, являются Китай (44,6%) и США (16,8%). Снимать контент сверхвысокой четкости позволяют как профессиональные устройства, например видеокамеры и камеры видеонаблюдения, так и пользовательские гаджеты, в том числе смартфоны и даже беспилотные летательные аппараты (дроны). Оборудование для 4К-съемки производят порядка трех десятков крупных вендоров, а также небольшие компании. Больше всего в сверхвысоком разрешении спортивного контента — 22%. Затем идут промо-каналы (12%), фильмовые, сериальные, а также познавательные телеканалы (все по 10%). Всего в России в формате 4К вещают 13 телеканалов. У «Триколора» таких каналов семь, у МТС четыре, у «НТВ-Плюс» три, у «Уфанет» два, у Good Line, «Дом.ru» и «Интерсвязи» — по одному.
Воспроизводить 4К-контент способны телевизоры, спутниковые ТВ-ресиверы, медиаплееры, проекторы, а также смартфоны. Александр Сурков утверждает, что развитию рынка препятствуют конфликты внутри экосистемы. Так, с одной стороны есть организация UHD Alliance, она занимается разработкой стандартов, которым должны соответствовать устройства, воспроизводящие 4К-контент. С другой, существует Ultra HD Forum — продвигает видео Ultra HD и согласовывает усилия организаций, занятых выработкой стандартов и тестированием оборудования на совместимость. «Есть много технических стандартов, которые будут возникать и развиваться. Игрокам необходимо заранее договариваться, какие из них стоит делать обязательными. В России должен возникнуть клуб или ассоциация разработчиков и производителей оборудования, которые будут координировать свои действия в отношении Ultra HD», — выразил надежду Александр Сурков.
Место оператора в экосистеме
Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев отметил, что все игроки 4К-рынка так или иначе концентрируются на контенте. Но бизнес-модели у них разные. Одни являются площадками для хостинга видео, снятого пользователями (к примеру, Facebook, YouTube). Вторые транслируют спортивные мероприятия и являются владельцами прав (Formula-1, MLS, Premier League). Третьи создают эксклюзивный контент (Amazon Prime Video, Disney, Netflix). В этой экосистеме нет операторов связи. А ведь им очень хотелось бы принять активное участие в доставке и продаже контента абоненту. На рынке принято ориентироваться на крупных игроков вроде Apple и Google, однако те меньше думают о технологической составляющей, а больше о том, какой контент интересен пользователю. В этом смысле операторы связи должны перестроить свою бизнес-модель с тем, чтобы плавно встроиться в экосистему. Им стоит заняться агрегацией услуг и сервисов с учетом моделей потребления контента. Александр Черняев добавил, что Huawei приветствует единомышленников, которые помогли бы рынку подготовиться к внедрению новых услуг.
Прогресс и промахи индустрии
Старший вице-президент по новым ТВ-форматам компании Eutelsat Мишель Шаброль (Michel Сhabrol) отметил рост количества телеканалов сверхвысокой четкости. На август 2018 года в мире их насчитывалось 142 — рост 14% по сравнению с годом ранее. Он также описал прогресс развития технологии. В 2013 году, напомнил он, через спутник начали передавать видеосигнал формата Quad HD со скоростью 50 кадров/с, сжатый с помощью MPEG-4. Кодирование HEVC стали применять с 2014 года, поначалу для видео с 30 кадрами/с, год спустя — с 60 кадрами/с. На 2016-2017 годы пришлось внедрение рекомендации BT.2020, 10-битного видео и HDR-стандартов. Важная часть доклада Мишеля Шаброля касалась анализа откликов потребителей в отношении 4К. По его словам, нормальному развитию технологии мешает, в частности, большое количество HDR-стандартов. В идеале, убеждены в Eutelsat, должен быть один стандарт с поддержкой статических метаданных и один с поддержкой динамических метаданных, а телевизоры обязаны иметь возможность активации/деактивации HDR. Важно, чтобы все видеоинтерфейсы приемников были способны передавать 4К-видео, а премиальные модели могли принимать сигналы DVB-T2 и DVB-S2 с HEVC-кодированием. Мишель Шаброль счел необходимым проверять совместимость устройств до их выхода на рынок. Он посетовал и на промахи маркетинга: отсутствие четкой информации о новой технологии, а также попытки игроков продвинуть 8K, когда даже 4K не успел стать массовой услугой.
Смастерить 4К-мастера
Технический директор Star Media Алексей Алавердов рассказал об особенностях производства 4К-контента. По его воспоминаниям, переход от SD к HD для компании оказался более трудным, чем от HD к 4К. «Мы были не готовы к тому объему данных, с которыми столкнулись, не было подходящего оборудования», — объяснил он. В 2007 году в Star Media приняли решение о переходе на HD, несмотря на то, что такой контент на тот момент не был востребован. 90% производимого компанией контента делается по заказу телеканалов, в то время как собственного контента немного. «Несмотря на то, что большинство заказов подразумевало сдачу готового мастера в формате SD, наша компания продолжала накапливать собственную библиотеку в HD, которая была востребована в первую очередь на зарубежном рынке», — вспоминает Алексей Алавердов. Снимать контент в 4К было решено в 2014-м. Процесс подготовки мастера принципиально не поменялся: промежуточный материал обрабатывается в прокси и только на финальной стадии возвращаются к исходному формату. Особенность в том, что мониторинг теперь должен осуществляться в разрешении 4К и в реальном времени.
Технический директор Star Media напомнил, что компании, занимающиеся производством игровых фильмов, не применяют камеры разрешением ниже 4К. Более того, по его словам, на российском рынке уже есть оборудование с поддержкой 8К. При производстве 4К-контента выдвигаются те же требования, что и в случае с HD: камеры и хотя бы один контрольный монитор должны поддерживать формат сверхвысокой четкости, а для кодирования снимаемого материала и его оперативной передачи на пост-продакшен требуются скоростные интерфейсы. Сам видеомонтаж несложно вести на дому. По словам Алексея Алавердова, это абсолютно незатратный процесс, в отличие от цветокоррекции и последующей подготовки мастеров. Подводя итог своему выступлению, Алексей Алавердов подчеркнул, что проблемы производства 4К-контента не столь существенны, как проблемы тех, кто занимается его доставкой.
Добавим, что модератором сессии выступил руководитель отдела телевизионного оборудования компании «НАГ» Артем Егоров, а партнером — компания SES.
_________________________ _________________________