img30 августа 2018 в 17:49

Виталий Путилин, «ИНТВ»: «Заметны изменения в сторону сокращения бюджета на спортивные трансляции»

Генеральный директор компании «ИНТВ» Виталий Путилин рассказал «Теле-Спутнику» о том, как оснащаются мультимедиастудии спортивных объектов, а также как на рынке оборудования и программного обеспечения для оформления эфира сказывается постепенный отток рекламодателей с телевидения в Интернет.

Генеральный директор компании «ИНТВ» Виталий Путилин рассказал «Теле-Спутнику» о том, как оснащаются мультимедиастудии спортивных объектов, а также как на рынке оборудования и программного обеспечения для оформления эфира сказывается постепенный отток рекламодателей с телевидения в Интернет.

Генеральный директор компании «ИНТВ» Виталий Путилин рассказал «Теле-Спутнику» о том, как оснащаются мультимедиастудии спортивных объектов, а также как на рынке оборудования и программного обеспечения для оформления эфира сказывается постепенный отток рекламодателей с телевидения в Интернет.
Чем занимается ваша компания?

Основное направление нашей деятельности — разработка программного обеспечения и оборудования для телевизионной индустрии, в частности оформления эфира ТВ- и интернет-трансляций, а также оснащения мультимедиастудий спортивных объектов.

Помимо собственного производства и продажи инструментария европейских брендов, мы сдаем в аренду оборудование вместе с обслуживанием. Это направление дает лишь порядка 5% доходов. Однако благодаря этим проектам мы привлекаем клиентов к собственным продуктам, поскольку работаем на крупных соревнованиях или шоу, вроде «Мисс России».

Давайте поговорим о вашем спортивном направлении работы. Как вы вообще попали в спорт?

Направление работы со спортом у нас появилось недавно, ранее мы концентрировались на телевизионной отрасли. В 2008 году на хоккейном матче СКА — Динамо-Рига (Латвия) нас заметили телевизионщики из Латвии. Там работала наша титровалка, обеспечивающая автоматизированную от судейской системы вставку инфографики в трансляцию спортивной программы. Прибалты оценили работу нашей системы и включили ее в международный тендер. Мы его выиграли, это был первый целенаправленный заказ под спортивные телепрограммы.

Увидев потенциального заказчика в спорте, мы доработали свои системы, учитывая спортивную специфику. Там появилась база данных, такие понятия, как команды гостей и хозяев — то автоматизированное обновление спортивных результатов и статистики, которого нет в обычных системах оформления эфира. И эти специфические свойства мы продолжаем развивать.

Со временем у нас появились даже отдельные опции для видов спорта — футбола, легкой атлетики, плавания и других. Все это очень специфические направления, где использовать стандартные системы оформления эфира нереально — там невероятная скорость развития событий, поэтому нужна оперативная автоматическая смена инфографики в виде спортивных параметров соревнований. К примеру, в хоккее как только шайба забита, надо мгновенно отобразить в эфире счет, не дожидаясь, пока человек введет новые цифры руками, а то за это время уже и следующую забьют.

Потом мы занялись оборудованием для спортивных мультимедиастудий.

Кто является вашим основным заказчиком из спорта?

Наши основные заказчики — это телекомпании, купившие у федераций права на трансляцию футбола, хоккея, волейбола, баскетбола и других. Обычно контракты подписываются на пакет игр, например на сезон, и телекомпании стараются наладить рабочий процесс, как на фабрике: набрать людей, обучить их, создать комфортные условия работы, в частности предоставить удобный инструментарий.

Непосредственно в спорте у нас два основных заказчика — спортивные арены и федерации по определенным видам спорта, которые на самом деле закупают оборудование и ПО с одной и той же целью — для оснащения спортивных объектов. Федерации всегда работают над проектами в привязке к определенной площадке. Зачастую у клуба и площадки один и тот же владелец, поэтому тут нет смысла выделять сегменты рынка.

Насколько различаются потребности телеканалов или производителей контента и спортивных объектов в лице самих площадок или федераций?
Ими востребовано одно и то же оборудование и ПО. Но в среднем объемы закупки одного спортивного объекта раза в три выше закупок телекомпаний. Спортивные объекты предпочитают не одноканальные, а многоканальные системы на 6—8 каналов, под это нужны более мощные серверы и дополнительные многоканальные программные опции. С другой стороны, закупки телекомпаний более разнообразны. Они могут брать что-то для спорта, что-то для новостей, для продакшена или прямого эфира. С этой точки зрения спортивные объекты — более узкоспециализированный заказчик.
Со времен первого вашего заказа от латвийского телевидения прошло много времени. Наблюдаете ли вы какие-то тенденции в этом сегменте рынка?

Изменения заметны только в сторону сокращения бюджета на спортивные телетрансляции. Конкуренция среди вещателей здесь довольно большая, нет жестких требований к качеству. Спортивная инфографика все еще востребована — все-таки это специализированный инструмент автоматизации, помогающий работать в соответствии с регламентами спортивных федераций, поэтому в количественном выражении клиентов становится даже больше. Но в то же время объем каждого отдельного заказа уменьшается.

Причин этому мы видим много. Одна из них — довольно сложные условия на самом телевизионном рынке, когда растет конкуренция со стороны Интернета. В ответ на рост числа интернет-вещателей на рынке даже появились «бюджетные» — чуть ли не «бытовые» — системы, которые используются для оформления тех же интернет-трансляций. При закупке оборудования на них обращают внимание и телевещатели.

А интернет-вещатели, чье количество неуклонно растет, к вам обращаются?
Трансляции спорта действительно уходят в Интернет. Но там технические требования к качеству ниже. Интернет — более демократичная среда, она, условно говоря, дешевле и массовее, и там нет такой погони за профессионализмом. Как сказал один из наших клиентов, в Интернете все делают на коленках, как школьники. И мы со своими профессиональными навыками и знаниями там не нужны. Поэтому мы ориентируемся на несколько другой сегмент.
Ожидаете ли вы каких-то негативных последствий для своего бизнеса из-за этого?
Пока наше положение стабильно. У нас даже наблюдается рост, хоть и не кратный — все-таки мы не стартап. За столько лет наше оборудование добралось до тендеров — к нему привыкли, оно на слуху. Мы знаем, куда двигаемся, тем более что сейчас появился новый пул заказчиков в лице спортивных арен. Так что серьезных негативных последствий мы не ожидаем.
Участвовала ли ваша компания в подготовке спортивных объектов к ЧМ-2018?

Да. Мы успели к чемпионату мира по футболу поставить оборудование — медиасервер «Атлас-Фрактал» собственного производства — на пять стадионов, принимающих матчи: в Казань, Саранск, Самару, Екатеринбург и Сочи.

В преддверии международного спортивного события все они оснащались новыми, более яркими экранами с большим разрешением, и для формирования на них изображения, соответствующего требованиям федераций РФПЛ и UEFA, модернизировалось оборудование мультимедиастудий. Причем нужен был не просто сервер, который выведет рекламу, а система, которая будет формировать базовую спортивную инфографику, сообщения МЧС и рекламу на видеопериметры.

К тому моменту, когда выбирались поставщики этого оборудования, наш «Атлас» уже работал на матчах UEFA в нескольких странах. Поэтому по результатам тендера и была выбрана станция «Атлас-Фрактал», одобренная UEFA. Как ни странно, на рынке есть довольно много более дорогих решений, которые делают красивый дизайн, 3D-маппинг и выдают всевозможные спецэффекты, но для спорта это не нужно. Нужно, например, очень быстро показать счет в игре. Это очевидная мелочь, кажется, что она лежит на поверхности, но справляются с ней единицы, так как она требует специализированного и индивидуального подключения к оборудованию спортивной арены или FTP-серверам спортивной федерации.

А на вещательном рынке заметны те же тенденции — все идет в Интернет, и требования к уровню профессионализма контента снижаются?

Не совсем. Небольшие каналы действительно устремились в Интернет. Но крупные телеканалы — «Первый канал», ВГТРК, НТВ и другие — остаются верными себе. Для них это вещание на втором экране через приложение. Это не повод снижать требования к качеству.

В части оборудования сейчас заметна волна перехода крупных вещателей на интерфейсы video-on-IP (в частности, SMPTE 2210). Эти интерфейсы позволяют создавать более гибкие комплексы, где нет специализированных видеоинтерфейсов и дорогих кабелей. Ведь главное в их инфраструктуре — это даже не источники и не потребители сигнала, а коммуникации внутри комплекса. Стоимость оборудования video-on-IP — та же, но гибкость интерфейса обеспечивает простоту масштабирования или изменения конфигурации комплекса буквально в считаные часы под текущие потребности.

Переход на video-on-IP идет по мере обновления оборудования, которое в среднем в индустрии заменяется каждые 3—7 лет.

В последнее время появляется много нишевых телеканалов. Они к вам обращаются?
К сожалению, нет. Они в основном берут недорогое оборудование, так называемый «канал в коробке», где есть «все в одном» — и серверы, и графика, и плей-лист. У них очень узкий рынок — мало денег. Бюджеты на съемку минимальные. Они, конечно, регулярно участвуют в CSTB, но, с моей точки зрения, на этом рынке все очень грустно.
То есть ваш основной клиент — крупные стабильные каналы?
Да. Те, у кого есть ниша и достаточно большая аудитория, они очень дорожат своей маркой. Они не могут допустить ляпсусы в эфире, поэтому не покупают самое дешевое оборудование, обращают внимание на эргономику, стабильность работы и прочие факторы.
Многие говорят о стагнации рынка традиционного телевидения. Вам она заметна? Отражается как-то на вашем бизнесе?
Да, конечно, мы ее наблюдаем — видим, что деньги оттуда уходят в другие направления — Интернет, в частности, социальные сети. И мы сами ищем, где еще применить свои знания и оборудование. Но нам повезло: мы уже имеем какое-то место на рынке — уже более-менее известны. Новичкам сейчас гораздо сложнее.
С новыми медиа — OTT-сервисами, например, — вы работаете?

Мы пока это направление не поднимали. Но было бы интересно поработать. Свое оборудование мы постепенно готовим под эти сервисы, в частности интегрируем интерфейсы и стандарты, которые позволяют с ним работать, — NDI, RTMP, HTTP Streaming Dash и HLS. Сейчас у нас есть набор программных опций для телевидения и спорта, в будущем выпустим набор и для OTT. Потребность в них ощущается уже сейчас.

Пока я не готов назвать какие-то сроки — на все рук у нас не хватает. Хорошим стимулом разработки будет заказчик. На разработке очень продуктивно сказывается появление требовательного клиента, как это было со спортом по заказу латвийского телевидения или UEFA. Но, думаю, мы в любом случае на NATEXPO что-то покажем. Сейчас на рынке уже появился пул клиентов, которым это может быть интересно.

В каком направлении развивается ваше производство?

Мы развиваем существующие продукты и разрабатываем новые. К примеру, у нас появился новый видеосервер замедленных повторов «Метеора-Спорт» и «Метеора» — вещательный видеосервер для записи и воспроизведения. Раньше мы только рассказывали об этом сервере на выставках, теперь же выпущена первая партия и установлена на нескольких стадионах. Как и любой новый продукт, он неидеален, хотя нам, конечно, хотелось бы обратного. Будем улучшать.

Готовится к выпуску пульт управления — специальная консоль с различными тактильными элементами и индикацией, позволяющая работать с нашими компонентами более комфортно. В дополнение мы сейчас внедряем наш интерфейс управления для сенсорных экранов.

__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий