Ultra HD

Искусственный интеллект приходит с экранов

17.02.2018 > 00:00
Искусственный интеллект приходит с экранов
«Теле-Спутник» выбрал пять фильмов и сериалов об искусственном интеллекте, появление которых совпало с началом его проникновения в повседневную жизнь.

Экранное бытование искусственного интеллекта (AI) началось задолго до того, как он стал реальностью. «Космическая одиссея 2001 года» с 1968-го успела стать классикой мирового кинематографа, советско-польское «Дознание пилота Пиркса» в 1978-м и робот Вертер из предперестроечной «Гостьи из будущего» в 1985-м готовили граждан СССР к далекому и, как тогда казалось, преимущественно светлому AI-будущему. Однако примерно пять лет назад количество фильмов и сериалов, в которых искусственный интеллект является основой сюжета, стало увеличиваться в геометрической прогрессии, а с этим увеличением началось и изменение самого «качества» AI в кино. По большому счету, не так уж и важно, откликнулись ли кинематографисты на первые проявления AI в жизни реальных, а не экранных людей, или разработчики AI-технологий через кинообразы готовят публику к новой реальности, насыщенной искусственным интеллектом. AI в кино уже очень много, а это значит, что его будет становиться все больше и в жизни.

Еще со времен «Космической одиссеи 2001 года» обозначилась принципиальная для научно-фантастического кинематографа тема конфликта AI и человека, которая становится лейтмотивом абсолютного большинства новейших произведений. Создатели фильмов об искусственном интеллекте не сомневаются, что AI — это уже ближайшее будущее человечества, но предупреждают: это будущее точно не будет безоблачным.

«Интерстеллар» (Interstellar, 2014)

Interstellar.jpg

На первый взгляд, в эпической истории исхода человечества с умирающей Земли в колонии-поселения на орбиту Сатурна, рассказанной режиссером Кристофером Ноланом, искусственный интеллект не на первых ролях. Запоминается линия Купера — пилота NASA, переквалифицировавшегося в кукурузовода, и разлученной с ним дочери Мерф. Запоминается вселенское одиночество астронавта Амелии на пустынной планете и драма ее отца, профессора Бренда, положившего жизнь на Земле во имя создания технологии гравитационных двигателей, но так и не закончившего работу. Роботы как-то отходят на второй план. Но, по большому счету, своему спасению человечество в «Интерстелларе» обязано совершенно не человекоподобному, зато с человеческим чувством юмора роботу ТАРСу. Именно ТАРС не щадя AI-живота своего, собирает данные о свойствах квантовой сингулярности внутри черной дыры и именно ТАРС сообщает их Куперу, благодаря чему становится возможным создание спасительных двигателей. Исследование характеров AI-существ в фильме тянет на полномасштабное исследование, пока же скажем, что роботы у Нолана — отличные ребята: креативные, отважные, толковые. Догадайтесь с двух раз, кто угоняет космолет вместе с Купером, спешащим к Амелии — человек или машина? А кто скрашивает тягомотную жизнь на чужой планете самой Амелии? Если AI-будущее такое, как в «Интерстелларе», то, пожалуй, все не так уж плохо на сегодняшний день.

«Из машины» (Ex Machina, 2014)

Ex-Machina.jpg

Фильм «Из машины» Алекса Гарленда вышел чуть позже «Интерстеллара», но искусственный интеллект в нем совсем другой — и внешне, и самое главное, внутренне. Заключен он в телах вполне себе привлекательных девушек, которых даже поднаторевший на AI-технологиях программист Калеб не может сходу отличить от настоящих. Босс Калеба — Натан — приглашает того принять участие в тесте Тьюринга, пообщаться с Авой и определить, настоящая она или искусственная. Все происходит в уединенном пространстве умного дома, затерянного посреди дикой пустоши где-то по соседству с норвежскими фьордами. Калеб пытается поладить и с компьютерным гением Натаном, и с его таинственной подружкой Авой, но тест Тьюринга оказывается не то чтобы проваленным, но не очень-то и нужным: Калебу уже все равно, к кому он испытывает подлинную симпатию — к живой девушке или антропоморфу. Развязка, определенно, стоит потраченного на фильм времени, вот только есть риск, что часть зрителей зависнет в тягостных раздумьях о перспективах AI, как сам AI зависает, столкнувшись с чем-то, выходящим за рамки его базы данных.

«Мир Дикого запада» (Westworld, сериал, 2016-2018)

Westworld.jpg

В сериале «Мир Дикого запада» производства HBO, первый сезон которого вышел осенью 2016 года, создан герметичный мир парка аттракционов, населенного андроидами — «хорошими» и «плохими» ковбоями, бандитами, проститутками, фермерами, индейцами. Они самостоятельно действуют в рамках заранее написанного людьми сценария, у них есть характеры и индивидуальность, так что можно говорить о дозированной свободе воли AI-существ. Но только о дозированной, потому что их сознание можно перепрошивать, сценарии — переписывать, а самое главное, гости парка могут творить с его постоянными обитателями все, что придет им в голову, в том числе и то, что реальные завоеватели Дикого Запада проделывали с коренным населением Северной Америки.

Нетрудно предположить, что отдельные андроиды начинают действовать так же, как индейцы в резервациях — сомневаются в предлагаемом им мироустройстве, восстают, ищут потерянную справедливость. Взгляд на происходящее глазами искусственных героев делает повествование многомерным, лишает его дихотомии по принципу «белое» или «черное». Команда создателей андроидов тоже неоднородна: кто-то считает, что тяга их творений к самоосознанию — очевидный «баг», другие уверены, что это «фича». Зрители приняли интеллектуальные игры со свободой воли AI-существ «на ура», первый сезон «Мира Дикого запада» стал одной из самых крупных удач HBO. На апрель текущего года намечен выход второго сезона, и похоже, фанаты Westworld уже считают дни до его начала.

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017)

Blade-Runner.jpg

Одна из самых громких кинопремьер прошлого года, «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева продолжил сюжетную линию культового Blade Runner“а 1982 года Ридли Скотта. Здесь, как и в «Мире Дикого запада», сюжет основан на борьбе единства и противоположностей людей и созданных ими биоандроидов — репликантов. И в том, и в другом «Бегущих по лезвию» репликанты в своем креативистском развитии переходят на более высокий уровень по сравнению с собратьями по несчастью из «Мира Дикого запада». Репликанты получают способность к размножению без участия человека, за которым — параллельное с человечеством эволюционное развитие. Но это не делает их счастливее, потому что люди хотят полностью контролировать не только созданный ими искусственный разум, но и его способность к воспроизводству.

Отдельная сюжетная линия «Бегущего по лезвию 2049» — отношения главного героя с виртуальной возлюбленной, лишенной биологической оболочки, но в остальном мало чем отличающейся от репликантов, да и людей тоже — она может сопереживать, страдать и радоваться. Появление такого персонажа — несомненно, отклик на бурное распространение AI-помощников в последние годы. Вполне вероятно, что уже через несколько лет с голосовыми интерфейсами Amazon Alexa или Алисой «Яндекса» можно будет взаимодействовать похожим образом, например, в очках VR.

Впрочем, рассматривать «Бегущего по лезвию 2049» как сборник технологических прогнозов совершенно не верно. Этот выдающийся фильм стоит посмотреть хотя бы из-за виртуозно созданной футуристической реальности со множеством говорящих деталей и атмосферного саундтрека.

«Видоизмененный углерод» (Altered Carbon, сериал, 2018)

Altered-Carbon.jpg

Netflix не мог обойтись в своем каталоге без сериала на ходовую тему трансформации человеческого сознания в эпоху новейших технологических платформ. Богачи в не столь отдаленном будущем могут последовательно переносить сознание из одной оболочки в другую, что фактически означает достижение бессмертия, люди попроще довольствуются несколькими переносами — пока страховки хватит. Мир стал по-настоящему глобальным, но люди, вопреки прогрессу, по-прежнему несчастливы, а сильный жрет слабого. Следить за воспроизводством метастаз капиталистического общества в будущем, как их критикуют леваки, действительно интересно, но еще интереснее наблюдать за экзистенциальным выбором человеческого и искусственного интеллектов. Последний здесь материализован в своего рода умном доме — отеле, который идет гораздо дальше банального включения лампочек или отопления по голосовой команде. Умные дома становятся полноценными участниками сложносочиненных киносюжетов, а это еще один характерный признак превращения когда-то футуристической технологии в обыденную.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Узнайте подробнее о настоящем и будущем медиаопотребления в России и мире на конференции TeleMultiMedia Forum 2018.

Рубрика: #яВгамак
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD