Ultra HD
 

Звук в кино: от «Фантазии» Диснея — к Dolby Atmos. Часть II

23.03.2018 > 22:39
Звук в кино: от «Фантазии» Диснея — к Dolby Atmos. Часть II
«Теле-Спутник» перебирает ключевые вехи звукового кинематографа, без которого не были бы возможны ни привычный Dolby Digital, ни футуристичный Dolby Atmos.

В первой части мы вспомнили начало оптической эры в звуковом кино, пережили революцию, связанную с магнитной записью и галопом пронеслись по системам Cinemascope и Todd-AO, ставшими предтечами легендарного Dolby Stereo.

Сделано в СССР

В Советском Союзе в послевоенное время активно развивались собственные многоканальные звуковые форматы. Историки техники любят рассуждать, все ли автомобили, самолеты, радиоприемники, магнитофоны, произведенные в СССР, были клонами зарубежной продукции на конструктивном уровне. Как бы то ни было, есть много убедительных свидетельств, что советские инженеры и конструкторы не чурались «творческого переосмысления» многих западных разработок и на их основе создавали действительно уникальные образцы технологической мысли. К их числу можно отнести и систему широкоформатного кино, созданную в СССР в 1956 году в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) при участии «Мосфильма». Разработку возглавлял знаменитый советский ученый, изобретатель кинотехники Евсей Голдовский. Считается, что эта широкоформатная киносистема, которая осталась в истории как «система НИКФИ», основана на американских 70-мм системах Todd-AO и ее разновоидности Super Panavision 70. Но «основана» и «скопирована» — разные понятия, и в данном случае уместнее говорить об использовании общих технологических решений хотя бы для обеспечения совместимости, нежели о буквальном воспроизведении. Кроме того, у Todd-AO и системы НИКФИ есть принципиальные различия в съемке негатива и изготовлении фильмокопий.

Для нас же интереснее именно звуковые особенности советской системы. Как и у Todd-AO, в разработке НИКФИ звуконосителем являлись четыре раздельных магнитных дорожки, нанесенных на основную фильмокопию. На них записывалось шесть каналов. Две дорожки размещались по краю пленки снаружи перфорации, а две — между перфорацией и кадром. Благодаря этому решению номера и назначение каналов полностью совпадали с Todd-AO, что обеспечивало совместимость фильмокопий при международном обмене.

В кинотеатрах для полноценного воспроизведения звука по системе НИКФИ требовалась шестиканальная акустическая система: пять каналов воспроизводились пятью колонками за экраном, расположенными в ряд. Это позволяло получать панорамный звук, следовавший за источником на экране. Шестой канал предназначался собственно для окружающих эффектов, его воспроизводили динамики, расположенных по боковым и тыловой стенам. То есть условно систему НИКФИ можно описать как 5.1-канальную. Стоит упомянуть и о девятиканальной разновидности системы НИКФИ, в которой звуковые дорожки располагались на отдельной 35-мм магнитной ленте по стандарту «Кинопанорама».

За давностью лет невозможно ответить на вопрос о масштабах практического использования многоканального потенциала системы НИКФИ в советском кинопроизводстве. Иначе говоря, нет достоверной информации, сколько фильмов из снятых «по НИКФИ» в 1960-1989 годах (всего 162 постановок) действительно записаны и демонстрировались с раздельными многоканальными фонограммами. Очевидцы вспоминают, что в обычных советских кинотеатрах крупных городов с начала 80-х иногда можно было услышать окружающий звук с той или иной степенью локализации, в том числе в зарубежных фильмах, но почему-то эти воспоминания преподносятся как редкие откровения, как исключение из монофонического правила.

Известно, что с настоящим многоканальным звуком 5.1 по системе НИКФИ озвучено одно из высших достижений советского кинематографа — «Война и мир» Сергея Бондарчука. Четыре серии эпопеи снимались с 1961 по 1967 год, и, согласно Википедии, фильм был лишь вторым опытом использования многоканального звука 5.1 в отечественной киноиндустрии. Сейчас можно лишь с гордостью вспоминать, что весь комплект оборудования и расходных материалов для записи, обработки и сведению звука на съемках «Войны и мира» был советским: микрофоны, ламповые магнитофоны и пульты, магнитные ленты. Отечественным был и тонваген (передвижная студия).

Существовал в СССР аналог и распространенного на Западе формата Cinemascope. Советская система «Широкий экран» на 35-мм пленке с середины 50-х до конца 80-х в теории могла воспроизводить четыре канала на магнитных дорожках, но одноканальный вариант с оптической фонограммой начиная с середины 60-х был в кинопрокате все-таки более распространенным.

Война и мир с Dolby

С середины 70-х в индустрии кинозвука появился амбициозный новичок — компания знаменитого Рэя Долби. К тому моменту Dolby добилась большого успеха с коммерциализацией копрессорно-экспандерного шумопонижения, известного задолго до нее. Тем не менее именно системы шумопонижения Dolby A и Dolby B для профессиональной и любительской звукозаписи стали наиболее распространенными. Поначалу Рэй Долби внедрил Dolby A в кинозвук — в 1971 году с этим шумопонижением был записана звуковая дорожка к фильму «Заводной апельсин».

DolbyStereo.jpg

После этого, в 1975 году, компания представила две собственные системы многоканального звука — Dolby Stereo 35 и Dolby Stereo 70. В те годы термин Stereo обозначал не двухканальный звук, а в широком смысле пространственный (понятно, что двухканальная система — наиболее простая, обеспечивающая разделение источников звука в пространстве).

В Dolby Stereo 70 использовалась фирменное компандерное шумоподавление, улучшавшее звуковые характеристики как таковые по сравнению с существовавшими до нее форматами: частотный диапазон расширялся до 16 кГц, отношение сигнал/шум — до 75 дБ. Хотя в Dolby Stereo 70 было задействовано шесть каналов, как в Todd-AO или системе НИКФИ, их назначение было иным. Когда сейчас говорят о системе 5.1, то имеют в виду распределение каналов, впервые примененное именно в Dolby Stereo 70: три фронтальных канала (правый, левый и центральный), два тыловых (иногда называемых Surround) и низкочастотный, с частотами от 20-30 Гц.

В Dolby Stereo 35, которая получила наибольшее распространение в кинопрокате, воспроизводилось четыре канала, записанных на двухдорожечной фотографической фонограмме. На входе четыре раздельных канала сводились в два по матричной схеме, на выходе — декодировались (разворачивались) в четыре исходных: три фронтальных и один тыловой.

К моменту появления цифровых систем объемного кинозвука Dolby Stereo стала абсолютным лидером по числу оснащенных кинотеатров: более 25 тыс. по всему миру, в которых, естественно, преобладали залы с Dolby Stereo 35.

Не догнали и не перегнали Америку

Апокриф гласит, что эпоха Dolby Stereo в СССР началась (и закончилась) в 1979 году, когда на Московском кинофестивале (МКФ) Френсис Форд Коппола устраивал премьеру «Апокалипсиса сегодня». Картина снималась в режиме «производственного ада» с марта 1976-го по август 1977-го, постпродакшн занял еще около двух лет, причем работа со звуком была не менее кропотливой, чем монтаж снятых планов. Коппола считал, что звук в фильме влияет на его психологический эффект едва ли не больше, чем визуальный ряд, причем делал ставку именно на пространственную локализацию, добиваясь ощущения погружения зрителя «в сердце тьмы» во вьетнамских джунглях.

По легенде, предложенный организаторами МКФ вариант воспроизведения звуковой дорожки в моно режиссер гневно отверг, заявив, что либо показывает фильмокопию с полноценным Dolby Stereo, либо не показывает вообще. Ни одного зала с Dolby Stereo в Москве не было. Здесь возникает вопрос, почему нельзя было показать в Москве копию со звуком Technovision (версия формата Cinemascope), в которой изначально был записаны звуковые дорожки «Апокалипсиса сегодня». Теоретически Technovision был совместим с советской системой «Широкий экран» и показать на МКФ фильм в таком варианте было возможно. Но дошедший до нас апокриф (то есть история, которую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть) утверждает, что Коппола требовал от советских чиновников из Госкино именно Dolby Stereo.

В итоге в зрительном зале киноконцертного комплекса «Россия» в одноименной гостинице (в двух шагах от Красной площади, на месте которой сейчас располагается парк «Зарядье») была, что называется, за ночь смонтирована система Dolby Stereo. По одной версии, комплект оборудования привез сам Коппола, поскольку оно не было тогда распространено и только сам режиссер мог заполучить чуть ли не экспериментальный прототип. По другой версии, систему арендовали организаторы МКФ у кинопрокатной компании из Хельсинки и оперативно доставили в автофуре.

Советские инженеры и до того пристально следили за развитием Dolby Stereo, теперь же надо было создавать собственную матричную фотографическую систему, чтобы не проиграть не столько технологического, сколько идеологического соревнования с западным миром.

Как следствие, в перестроечные 80-е появились две советские системы с шестиканальной фонограммой — «Суперфон-70» и «Стереозвук 3+2+1». Вторая система, детище киностудии им. Горького, была совместима с системами в кинотеатрах, правда, требовалась переконфигурация, в итоге повышавшая объемность звука. Как и в Dolby Stereo, три канала транслировались на акустические системы за экраном, два отвечали за окружающий звук, колонки для них монтировались на боковых стенах. Был и низкочастотный канал, его звук воспроизводили две колонки за экраном. Звук всех широкоформатных картин студии им. Горького с 1984 года записывались именно в «Стереозвуке 3+2+1». Система получила определенное распространение в киносети, чего нельзя сказать о «Суперфоне-70». «Суперфон-70», совместимый с Dolby Stereo 70, был создан в НИКФИ, НПО «Экран» и на «Мосфильме». Так же, как и Dolby Stereo 70, «Суперфон-70» воспроизводил звук 5.1 — один канал был низкочастотным. Но на практике «Суперфон-70» дошел только до трех кинотеатров: «России» и «Октября» в Москве и киноцентра «Ленинград» в северной столице. Да и показывать в них можно было лишь три фильма: «Битва за Москву», «Там, где нас нет» и «Прорыв».

Superfon.jpg
заэкранные акустические системы «Суперфон-70»

Начиная с 1990 года комплекты «Суперфон-70» должны были пойти в широкую серию и занять свое место в кинотеатрах по всей стране. Но эти планы остались планами. Начинались новые времена, киносети переходили на самоокупаемость, и денег на запуск «Суперфона-70» «в массы» так и не нашлось. На следующем этапе развития многоканального кинозвука — цифровом — российских (СССР к тому моменту приказал долго жить) конкурентов у Dolby уже не существовало.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Рубрика: #яВгамак
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD