Ultra HD
 

Звук в кино: от «Фантазии» Диснея – к Dolby Atmos. Часть IV

28.04.2018 > 17:49
Звук в кино: от «Фантазии» Диснея – к Dolby Atmos. Часть IV
«Теле-Спутник» перебирает ключевые вехи звукового кинематографа, без которого не были бы возможны ни привычный Dolby Digital, ни футуристичный Dolby Atmos.

В первой части мы вспомнили начало оптической эры в звуковом кино, пережили революцию, связанную с магнитной записью и галопом пронеслись по системам Cinemascope и Todd-AO, ставшими предтечами легендарного Dolby Stereo, которому, наряду с советскими форматами, была посвящена вторая часть. В третьей части мы остановились на пришествии объемного звука в домашние кинотеатры, а четвертая завершает цикл рассказом о цифровых многоканальных форматах.

Аналоговая кода

Финальной стадией развития аналогового многоканального кинотеатрального звука в мире считается короткая эпоха Dolby Stereo SR. В СССР в конце 80-х также активно велись работы над собственными версиями аналоговых surround-форматов - «Суперфон-70» и «Стереозвук 3+2+1», но кульминацией доцифровой эры кинозвука считается все-таки Dolby SR (Spectral Recording), предложенный Dolby Laboratories в 1986 году. Главные изменения по сравнению с предшествующими версиями Dolby Stereo были связаны с введением опционального низкочастотного канала, который прежде был доступен только в версии Dolby Stereo 70, а также усовершенствованной системой шумопонижения. Уровень шумов на выходе снижался более чем в два раза по сравнению с шумопонижением Dolby A, внедренным Рэем Долби в кинозвук еще в 1971 году, также были уменьшены искажения на пиковых сигналах при расширенном динамическом диапазоне. На восприятии звука это сказалось наилучшим образом: применительно к многоканальным системам традиционно рассуждают об эффекте погружения за счет пространственной локализации, подчас забывая о базовых требованиях к высококачественному звукоряду: высокое отношение сигнал/шум, широкая линейная АЧХ, большой динамический диапазон.

Оптические фонограммы Dolby SR на 35-мм фильмокопиях хорошо звучали не только в кинотеатрах, оснащенных Dolby SR-процессорами, но и в залах, где такого оборудования не было, что в сочетании с повсеместным распространением 35-мм проекторов делало продвижение Dolby SR на кинорынок практически беспрепятственным. Препятствие родилось в самой Dolby Laboratories: стремясь одной из первых перепрыгнуть из аналоговой эры в цифровую, компания разработала формат, который задал тренд развития кинотеатрального звука на последовавшие десятилетия, лишив Dolby Stereo SR будущего. Достигнув предела в своем развитии, «аналог» уступил место под солнцем новому поколению технологий.

Всепобеждающая «цифра»

Через пять лет после появления Dolby Stereo SR, в 1991 году Dolby Laboratories представила систему Doby Digital. В следующем году был показан первый голливудский блокбастер, записанный в «цифре» - «Бэтмен возвращается» Тима Бертона, и явление миру Dolby Digital в этой заметной как в Бэтмениане, так и в фильмографии режиссера кинокартине было как нельзя более эффектным. Неоготическая атмосфера фильма с изощренной реверберацией замкнутых пространств, сложные перемещениями героев и Бэтмобиля, шум крыльев роя летучих мышей позволила на практике раскрыть запредельный по аналоговым меркам динамический диапазон, широчайшую АЧХ и низкие искажения. Частотный диапазон пяти основных каналов, отвечающих за локализацию (кроме низкочастнотного) - 20 Гц - 20 кГц, динамический диапазон - 97 дБ, коэффициент гармонических искажений - 0,001 %. Что до пространственных эффектов, то полностью раздельные шесть каналов содержали гораздо больше информации, чем «свернутые» по матричной схеме каналы Dolby Stereo, поэтому источники звука идентифицировались точнее.

Оптическая цифровая фонограмма Dolby Digital в виде графичных микро-матриц, в увеличенном виде визуально напоминающих QR-код, размещается между отверстиями перфораций, поэтому синхронизация с изображением обеспечивается по умолчанию. Поскольку перфорации разрывают цифровой поток, в процессоре предусмотрен механизм компенсации. Фонограмма Dolby Digital дублируется аналоговой дорожкой Dolby SR, так обеспечивается резервирование непрерывности воспроизведения звука. Если «цифра» не читается или сбоит по другим причинам, кинопроектор в автоматическом режиме переходит на воспроизведение «аналога», при первой возможности происходит обратное переключение.

Частота дискретизации классического Dolby Digital выше, чем у компакт-диска - 48 кГц против 44.1 кГц, но результирующий поток всех шести каналов ниже, чем у CD: 384 килобит/сек. Тем не менее, даже со стороны аудиопуристов претензий к качеству звука Dolby Digital практически не слышно: алгоритм сжатия цифрового потока AC-3 и шумопонижение SR делают свое дело.

Долгая жизнь Dolby Digital 5.1 гарантирована: фильмотека фильмов с ним необъятна, в том числе на домашних носителях DVD и Blue-Ray, парк оборудования гигантский, а подавляющему большинству зрителей ничего больше, чем предлагает этот формат, от кинотеатральной звуковой дорожки, по сути, и не требуется.

Приставка EX и конкуренты

Сама Dolby Laboratories не собиралась почивать на лаврах успеха своей цифровой системы и в 1999 году представила новую разработку - Dolby Digital Surraund EX. Формат описывается как 6.1-канальный: к двум тыловым каналам добавлен третий, центральный, кроме того, возможно добавление канала для верхних громкоговорителей на потолке. По легенде, создатели фильма «Звездные войны. Эпизод I. Скрытая угроза» захотели «накрыть» кинозал волной звука от пролетающего над головами космического корабля, а специалисты Dolby не смогли им отказать в этом желании. Но и конфигурация 7.1 улучшает точность панорамирования виртуального звукового источника, так что отзывы зрителей после просмотра фильмов, записанных в Dolby Digital Surraund EX, были исключительно положительными.

Развивать цифровые звуковые форматы Dolby Laboratories семимильными шагами стимулировали конкурирующие технологии. Так, в 1993 году был представлен формат DTS (Digital Theatre Systems) – разработка Amblin Entertainment, чья рыночная история, пожалуй, началась с еще более масштабного блокбастера, чем «Бэтмен возвращается» — с новаторского «Парка Юрского периода». В DTS также шесть раздельных каналов, но качество звука каждого из них выше, чем у Dolby Digital. Разница объясняется более низкой компрессией: в Dolby Digital коэффициент компрессии 1/12, в DTS – максимум 1/3. Вот почему аудиофилы при всех прочих равных выбирают DTS-фонограмму, в том числе и при домашнем просмотре, хотя между профессиональным и бытовым DTS есть принципиальные различия – прежде всего в механизме кодирования сигнала. За более высокое качество звука в DTS приходится платить сложностью системы: звук в кинотеатре при демонстрации с кинопроектора воспроизводится с отдельного источника, например, с компакт-диска, а на основной фильмокопии размещены лишь метки синхрокода.

DTS.jpg
Бытовой DTS-процессор

Необходимо упомянуть и о разработке компании Sony – системе SDDS (Sony Dynamic Digital Sound), также, как и DTS, представленной в 1993 году (первый релиз - «Последний киногерой»).

Также, как и у Dolby Digital, оптическая фонограмма SDDS печатается на 35-мм кинопленке в закодированном виде. Может содержать шесть каналов или восемь (7.1). В последнем случае доступно пять фронтальных каналов (левый, центрально-левый, центральный, центрально-правый и правый), два канала окружающего звука и низкочастотный канал. В SDDS задействовано компрессия с потерями ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding), изначально разработанная Sony для формата MiniDisc. Для фонограммы 7.1 цифровой поток SDDS в разы больше, чем у Dolby Digital - 1168 килобит/cек против, напомним, 384 килобит/сек. Считалось, что в заочном соревновании на наиболее качественное воспроизведение пространственного звука между Dolby Digital, DTS и SDDS на момент представления этих систем детище Sony укладывало конкурентов на лопатки, что никак не помогло ему в рыночном противостоянии. Помимо подразделения Sony Pictures - Columbia – другие мейджор-студии SDDS практически не использовали, зато для успешного кинопроката наличие Dolby Digital считается почти обязательным требованием.

Иммерсивное будущее

Новейшая эра многоканального пространственного звука в кино началась в 2012 году, когда Dolby Laboratories презентовала иммерсивную систему Dolby Atmos (Immersion - погружение). К предшествующим двухмерным форматам (звук впереди, сбоку, сзади,) Atmos добавляет третье измерение – в вертикальной плоскости. В Dolby Atmos – залах устанавливаются потолочные колонки и дополнительные сабвуферы. Объектно-ориентированный метод передачи звуковой панорамы Dolby Atmos подробно описан в публикации«Теле-Спутника», мы же упомянем о возможности использовать этот формат в домашних кинотеатрах (разумеется, с соответствующими ресиверами и комплектами акустики). Кроме того, в пользу иммерсивного формата высказались и онлайн-кинотеатры – например, глобальный Netflix и российский Okko, включив в свои каталоги фильмы со звуком Dolby Atmos. А это означает, что новейший иммерсивный звук получил дополнительную плоскость своего рыночного существования – онлайн-среду.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Рубрика: #яВгамак
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD