«Кто-то любит играть в шахматы, кто-то смотреть кино, кто-то — читать книги. Все это entertainment1», — фраза принадлежит Александру Роднянскому. Он сказал ее в 2003 году, когда был генеральным директором СТС — и тогда, и сейчас одного из главных развлекательных телеканалов страны. Получается, что к развлечениям можно отнести что угодно. Даже просмотр новостей: некоторым нравится следить за мировыми событиями и политической повесткой. Мы не будем считать все телевидение развлекательным — это, разумеется, не так. Но попробуем классифицировать развлекательные телеканалы, которых очень много. По данным доклада «Телевидение в России в 2014 году», подготовленного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, в 2012 году их насчитывалось 200 среди неэфирных телеканалов. Через год — 233. В том документе ведомство делило телеканалы на 5 типов. В следующем отчете таких типов стало 16, и по новой классификации развлекательных каналов стало меньше: в 2014-м их насчитали 66, в 2015-м — 69. Это связано с тем, что в отдельные категории выделили «фильмы и сериалы», «хобби», «стиль жизни» и другие жанры. Как ни считай, развлекательных каналов все равно получается много. И если присмотреться внимательнее, они делятся на несколько подкатегорий. Одна из них — музыкальные телеканалы. Это огромный пласт российского неэфирного телевидения, куда входят мировые бренды типа MTV и VH1, и каналы местного производства(«Ля Минор», «Парк Развлечений» и другие). В отдельном ряду стоят юмористические — от «Сарафана» до Paramount Comedy. К юмористическим можно отнести 2x2: даже если телеканал показывает соревнования по рестлингу, то для того, чтобы его аудитория поприкалывалась. Некоторые телеканалы о хобби и стиле жизни, как и фильмовые, тоже можно отнести к развлекательным, и раньше Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, видимо, включало их в эту категорию. Но в этом материале оставим их все за скобками и сосредоточимся на так называемых общеразвлекательных каналах. Такие телеканалы концентрируют в себе все основные развлекательные составляющие: фильмы, сериалы, юмор, шоу. Зрители переключаются на них, чтобы посмотреть «что-нибудь интересное», и это главный критерий для попадания в категорию. Туда не идут специально за новостями, информацией о воспитании детей или чтобы узнать, как живут в других странах. Но парадокс в том, что все это в той или иной степени общеразвлекательные каналы показывают. И многие из них имеют свою специфику, которая бывает настолько ярко выражена, что если посмотреть на классификацию под другим углом, тот или иной канал можно отнести сразу к двум тематическим нишам.
В прошлом году аудиторная доля «Пятницы!» равнялась 1,5%. Он обогнал телеканал «Ю», но немного уступил «Че». Эти три телеканала объединяет одно: все они развлекательные и появились в течение последних четырех лет. Отличаются они тем, что по-разному ставят акценты. «Ю» в сентябре 2012 начал вещание на частоте «Муз ТВ». И сначала хотел быть развлекательным каналом для всех. Но позиции монстров ТНТ и СТС тогда были сильнее, чем сейчас. И чтобы найти свою нишу, через год после начала вещания канал сменил аудиторию с «все 11—34» на «женщины 14—39». Это помогло, и зрителей у телеканала прибавилось. В 2015 году «Ю» провел косметический ребрендинг: оставил целевую аудиторию прежней, но сделал акцент на женщинах старше 25 и поменял логотип, который стал одновременно напоминать букву «Ю» и «зеркало Венеры» — античный символ женского начала. Количество зрителей еще немного выросло.
Главные телеразвлечения страны
На протяжении почти 20 лет главными развлекательными телеканалами страны остаются ТНТ и СТС. Первый по итогам прошлого года занимал четвертое место по популярности с аудиторной долей 6,6% (здесь и далее указана доля среди всех телезрителей старше 4 лет по данным TNS). Второй находился на шестом месте с долей 4,6%. Аудитория каждого из них в сравнении с 2014-м сократилась: у ТНТ на 20%, у СТС на 3%. Согласно данным аналитического центра Vi, ТНТ основную ставку делает на сериалы и развлекательные программы — их доли в эфирной сетке телеканала остаются примерно на одном уровне в течение трех лет. На СТС больше фильмов и мультиков, но меньше развлекательных передач. Основной конкурент «главных развлекательных» — появившийся в июне 2013-го на частоте MTV телеканал «Пятница!», который также входит во второй мультиплекс. По общему мнению редакции «Теле-Спутника», это образцово-показательный развлекательный канал. Созданная по лицензии украинского «Нового канала» программа «Ревизорро» была первым хитом «Пятницы!», вторым — «Орел и решка». Жанр реалити стал основополагающим для канала, а разнообразие и наполнение шоу делают телеканал тем самым местом, где можно скоротать время за чем-нибудь интересным, независимо от возраста, пола или увлечений. И это всегда будет яркий контент со своей фишкой. Почему за последние годы появилось сразу несколько крупных развлекательных каналов? С. Смирнов: Полагаю, что не скажу ничего радикально нового. Дело в том, что аудитория телеканалов универсального программирования медленно, но верно сокращается. Бывают отдельные исключения, но в целом тренд негативный. При этом универсальных каналов в России довольно много — около десяти, от «Первого» до «Мира». Запускать еще один подобный проект и рассчитывать на коммерческую отдачу — сейчас просто не вариант. Поэтому все, что запускается, запускается именно в сегменте развлекательного телевидения. Здесь еще «есть что ловить» в плане бизнеса. Хотя и концепция General Entertainment тоже не является однозначно успешной. Допустим, «Пятница!» — явно удачный проект, а тот же «Че» запустился вместо не очень оправдавшего ожидания «Перца». Канал ТНТ увеличивает свою аудиторию, а СТС в то же самое время ее теряет. На этой «поляне» тоже становится тесновато. Но все же думаю, что в развлекательном сегменте борьба за аудиторию и рекламодателя еще будет, и она будет интересной. Вероятно, феномен ТНТ не дает спать спокойно всем, у кого нет своего ТНТ. Ваш прогноз относительно перспектив развития развлекательных федеральных и платных каналов: как изменится этот сегмент в будущем и какой развлекательный контент мы будем смотреть? С. Смирнов: Опять же — не скажу ничего революционного. Уверен, что и в эфирной, и в неэфирной среде будет нарастать нишевизация. И развлекательные каналы будут становиться все более узкоспециализированными. Собственно, возникновение СТС Love после СТС и ТНТ4 после ТНТ — это очевидное движение в этом направлении. Не знаю, есть ли здесь предел. Условно говоря, уже есть канал «Рыбалка», но еще появится канал «Подледный лов». Другое дело, что в сегменте платного телевидения этот процесс будет идти всегда активнее, чем в сегменте бесплатного. Это определяется технологиями доставки сигнала. Еще один-пять-десять каналов на кабельных или спутниковых платформах могут появиться когда угодно, а мультиплексов пока два, и в каждом из них по десять слотов. Но я сомневаюсь, что через несколько лет мы увидим те же самые 20 обязательных общедоступных каналов. Они наверняка тоже изменятся, аудитория заставит подстраиваться под себя. Канал, который развлекает всех, скорее всего, останется в истории.
Судьба телеканала «Че» складывается не так благополучно. Его история начинается в 2011 году, когда вместо ДТВ появился канал «Перец». Тогдашняя концепция «из Интернета в телевизор» оказалась нежизнеспособной, и в 2015-м канал переформатировался в «Че», захватив с собой несколько программ «Перца» и направленность на мужскую аудиторию. Лучше не стало: «Перец» достиг пика доли аудитории в 2012 году, равной 2,1%, после чего она снижалась и по итогам 2015 года, уже на «Че», составляла 1,4%. Судя по среднесуточной доле телеканала за август, она продолжает падать и колеблется в районе 1,1%-1,3%2, уже уступая «Пятнице!». На фоне активности новичков развлекательного телевидения, СТС и ТНТ увеличили свое присутствие в эфире, запустив телеканалы СТС Love (появился летом 2014 года) и TNT4 (январь 2016 года). Первый показывает архивные записи СТС и уникальный развлекательный контент. Второй — только старые программы TNT. В августе 2016 года аудиторная доля СТС Love находилась в районе 0,5-0,6%, у TNT4 составляла около 1%3. В конце разговора об основных развлекательных телеканалах стоит упомянуть ТВ-3 — интересный пример развлекательного канала с уклоном в мистику. Наибольший рейтинг ему приносит показ фильмов, а также шоу «Человек-невидимка» и сериал «Слепой». Его доля в 2015 году составляла 2,8% — на 0,3 процентных пункта больше, чем годом ранее.