Ultra HD

Мнение. Назло антирекордам

27.03.2018 > 18:46
Мнение. Назло антирекордам
В 2017 году российский рынок платного ТВ установил очередной антирекорд. По данным аналитических агентств «ТМТ Консалтинг» и Telecom Daily, он показал наихудшие темпы роста в этом десятилетии. Если верить «ТМТ Консалтинг», количество абонентов платного ТВ в прошлом году выросло всего на 3,4%, до 42,6 млн. Для сравнения — в 2010 году число подписчиков платного ТВ выросло на 25,9%.

Ради справедливости стоит отметить, что антирекорды по темпам роста российский рынок платного ТВ обновляет в этом десятилетии каждый год. Участникам рынка это традиционно не нравится — они сетуют на перенасыщение рынка (в этом году проникновение платного ТВ по домохозяйствам, кстати, впервые достигло 75%, если верить аналитикам), на конкуренцию со стороны ОТТ-сервисов. Посетуют-посетуют телевизионщики — и будут жить дальше. До следующего годового отчета.

Когда я писал в «Ведомости» заметку про этот очередной антирекорд, коллега поставил меня в тупик. «Слушай, а зачем люди вообще еще покупают платное ТВ, если вокруг столько Интернета, и мобильного, и проводного?», — спросил он меня. Я не смог ответить ничего умнее, чем то, что телевизор, конечно, лучше смотреть по телевизору. Но причин, как мне кажется сейчас, несколько больше.

То, что лежит на поверхности: а как же без телевизора смотреть футбол?! Где угодно — дома, на даче, в баре, в гостях. Смотреть его в прямом эфире, да еще в компании, согласитесь, лучше на большом экране. И обычное платное ТВ приспособлено для этого лучше, чем ОТТ-сервисы, мобильные телефоны и компьютеры. В этом плане, кстати, локальный ренессанс рынка платного ТВ может быть связан с грядущим чемпионатом мира по футболу — 2018.

Вторая причина — наличие в бесплатном доступе десятков государственных, квазигосударственных и совсем не государственных каналов. С хорошим кино и футболом. Если оставить за скобками идеологическую составляющую, то каналы эти предлагают вполне сбалансированный и достаточный для среднестатистического зрителя набор развлечений. Их опять-таки дешевле и проще всего получить с помощью обычной телеприставки, чем с помощью компьютера или смартфона.

Кстати, мобильное ТВ — вообще отдельная тема. Помните, сколько в прошлом десятилетии говорили о его перспективах сотовые операторы? За десятки миллионов долларов покупались частоты, на которых оно должно было работать, разворачивались сети. Вендоры выпускали специальные аппараты с поддержкой мобильного ТВ стандарта DVB-H, а кто-то даже тестировал спутниковое ТВ для мобильных устройств. Но в итоге практически все отказались от идеи внедрения такого телевизионного формата — не взлетел продукт, не зазве­нел. Почему? Моя версия: потому, что обычные передачи смотреть на маленьком дисплее телефона просто неудобно. А футбол — даже как-то унизительно. Вы представляете себе спортбар, в котором все сидят, уткнувшись носом в смартфоны? И я представляю. Но это, наверное, самый скучный спортбар, который только можно придумать.

Кроме того, никто не отменял того обстоятельства, что немобильного, то есть дешевого и быстрого, Интернета в России по-прежнему относительно немного. Даже все усилия «Ростелекома», единственного, по-моему, оператора, продолжающего строить по городам и весям сети широкополосного доступа, не могут полностью устранить этот дефицит. А значит, бизнес-модель классического платного ТВ, по крайней мере в его спутниковой ипостаси, пока актуальна.

Правда, в последние годы там, где нет и не предвидится никаких проводов, наряду с антеннами-тарелками «Триколор ТВ» все чаще появляются ресиверы для приема государственного цифрового эфирного ТВ. Но хотя некоторые аналитики считают его конкурентом платному ТВ, на мой взгляд, оттюнингованную технологию, позволяющую смотреть телевизор так, как это делалось в ХХ веке, вряд ли можно сравнивать с современными коммерческими платформами платного телевидения. Хотя бы потому, что последние позволяют смотреть гораздо больше каналов.

Наконец, платное ТВ, хоть и растет все медленнее, но явно не теряет пользователей еще и потому, что многие люди держат телевизоры и то, через что они подключаются, про запас. И платят при этом своим операторам за то, чтобы телевизор был — так, на всякий случай. Рационального объяснения этому нет. Но многие (и я, кстати, в их числе) на всякий случай платят за стационарные телефоны городской телефонной сети. Хотя зачастую последний проживавший в квартире телефонный аппарат давным-давно отправился на свалку.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Узнайте подробнее о настоящем и будущем медиаопотребления в России и мире на конференции TeleMultiMedia Forum 2018.

Все Статьи

Комментарии
0
Анна Бителева
Цитата
Вторая причина — наличие в бесплатном доступе десятков государственных, квазигосударственных и совсем не государственных каналов. С хорошим кино и футболом.

 Непонятно почему  хорошее бесплатное   ТВ  рассматривается  в качестве причины подписываться на платное  ТВ .    :/  
Цитата
Кстати, мобильное ТВ — вообще отдельная тема. Помните, сколько в прошлом десятилетии говорили о его перспективах сотовые операторы? За десятки миллионов долларов покупались частоты, на которых оно должно было работать, разворачивались сети. Вендоры выпускали специальные аппараты с поддержкой мобильного ТВ стандарта DVB-H, а кто-то даже тестировал спутниковое ТВ для мобильных устройств. Но в итоге практически все отказались от идеи внедрения такого телевизионного формата — не взлетел продукт, не зазве­нел. Почему? Моя версия: потому, что обычные передачи смотреть на маленьком дисплее телефона просто неудобно

Говорили об этом вещатели, а не сотовые операторы . Это  как раз  одна  из общепризнанных  причин не взлета DVB-H -  заинтересованы в нем были вещатели, а   субсидировать  выпуск  телефонов с  тюнерами  DVB-H   должны были  западные сотовые операторы,  которые  не рвались удорожать телефоны.  Необходимость покупать частоты и строить   отдельную сеть  передачи - еще одна причина, коммерческой несостоятельности затеи с DVB-H    
   Тут http://old.telesputnik.ru/archive/pdf/187/10.pdf  приведен   подробный  и,  на мой взгляд , убедительный  анализ причин  неудачи   DVB-H.  Размеры экрана   -  едва ли  основная из них.  Во всяком случае, она не мешает  регулярно  расти доле видео  в  сотовых  ШПД .    
Имя Цитировать 0
Авторизоваться
Ultra HD