img29 декабря 2017 в 14:48

Итоги-2017: операторы связи

В 2017 году рынок платного ТВ продолжил активно трансформироваться: рост абонентской базы ведущих операторов связи снижается, на первое место в конкурентной борьбе выходят качество услуг и дополнительные сервисы. В следующем году вещателей ждет необходимость исполнения требований «закона Яровой» и модернизации сетей для расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы.

В 2017 году рынок платного ТВ продолжил активно трансформироваться: рост абонентской базы ведущих операторов связи снижается, на первое место в конкурентной борьбе выходят качество услуг и дополнительные сервисы. В следующем году вещателей ждет необходимость исполнения требований «закона Яровой» и модернизации сетей для расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы.

Основные тенденции на рынке, о которых говорилось в последнее время, остались неизменными. Количество абонентов и выручка провайдеров платного ТВ продолжают расти, но постепенно меняется структура доходов. По данным «ТМТ Консалтинг», выручка компаний в I квартале 2017 года выросла год к году на 14,9% (до 20,1 млрд рублей) — в целом это результат роста платы абонентов за услуги, а не прироста базы телезрителей. В период с 1Q 2016 года по 1Q 2017 года количество пользователей платного ТВ в России увеличилось всего на 3,3%. При этом для операторов платное ТВ — это самый быстрорастущий сегмент бизнеса, и такая тенденция продолжится еще несколько лет, считают аналитики.

Если судить по третьему кварталу 2017 года, лидерство по абсолютному приросту абонентской базы сохранилось за «Ростелекомом». По данным «ТМТ Консалтинг», за этот период оператор привлек 117 тыс. новых клиентов. Но безусловным лидером рынка, с отрывом от следующего за ним оператора более чем на 2,5 млн абонентов, идет НАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор ТВ»). Также хорошие показатели у ПАО «МГТС», которое в третьем квартале лидирует по приросту абонентов платного ТВ в столичном регионе.

Конкуренция на рынке усиливается — это отметили все опрошенные нами эксперты. Пользователи ТВ стали искушеннее и при выборе оператора обращают внимание как на качество связи, так и на дополнительные сервисы. Как отметил в своем выступлении на конференции «От платного телевидения к ОТТ: экономика кабельных сетей в переходный период» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин, в условиях постоянно растущего количества способов доставки телевизионного контента единственным возможным способом развития кабельных и спутниковых операторов станет работа в сегменте премиальных услуг. Он добавил, что в условиях жесткой глобальной конкуренции выжить смогут только крупные игроки.

Слова чиновника подтверждает наметившаяся консолидация рынка. Федеральные операторы продолжают усиливать позиции, а доля локальных игроков снижается, говорит директор по B2C АО «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru») Михаил Воробьев. Также происходит оздоровление конкуренции: многие компании отказались от стратегии демпинга, ранее характерной для рынка. Как следствие, растет ARPU.

Нарастает межсегментное взаимодействие: операторы стали активнее сотрудничать с OTT-провайдерами и создавать совместные видеосервисы в рамках абонентской сети. В частности, «ТрансТелеКом» (ТТК) и МТС в этом году заключили сделки с крупнейшими российскими онлайн-кинотеатрами, среди которых ivi, Megogo и Amediateka. По словам аналитика «ТМТ Консалтинг» Елены Крыловой, это распространенное явление: доступ к библиотекам онлайн-кинотеатров абонентам предоставляют многие крупнейшие операторы платного ТВ, в том числе мобильного. Выигрывают от модели revenue share как операторы, так и онлайн-кинотеатры, которые получают доступ к многочисленной абонентской базе. Михаил Воробьев считает, что в следующем году операторы начнут больше инвестировать в Big Data. Информация о клиентском поведении становится главным конкурентным преимуществом, так как она помогает четко понимать потребности абонентов, формировать релевантные и персонифицированные предложения. Также можно говорить о продолжающейся тенденции роста скорости на интернет-тарифах, что потребует модернизации сетей, расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы.

Валерий Костарев, руководитель направления департамента внешних коммуникаций ПАО «Ростелеком»

«Самое значимое событие не только для нашей отрасли, но и для всей страны: появился и укоренился термин «Цифровая экономика», и она уже получила реальные очертания и план действий, зафиксированный в федеральной программе. Развитие цифровой экономики призвано повысить качество жизни людей, эффективность бизнеса и государственного управления.

В 2018 году «Ростелеком» выступит организатором видеонаблюдения на выборах президента России 18 марта. Также планируем запустить три опытные зоны сети 5G — в Иннополисе (Татарстан), Сколково (Московская область) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Помимо этого, в 2018 году запланировано подключить почти 14 тыс. медицинских учреждений к высокоскоростному Интернету, для чего требуется построить более 56 тыс. километров новых волоконно-оптических линий связи. И начнется строительство подводной волоконно-оптической линии связи до Южнокурильских островов. Впервые они получат мощные высокоскоростные каналы передачи.

Максим Гарусев, директор департамента маркетинга ПАО «МГТС»

Мы наблюдаем ежегодный рост абонентской базы услуги цифрового ТВ, это связано как с технологическим преимуществом сети GPON, обеспечивающей качественную передачу ТВ-изображения, так и с включением услуги платного ТВ в разнообразные конвергентные пакеты.

В следующем году мы ожидаем массового распространения технологии сверхвысокой четкости как в цифровом ТВ, так и в Интернете, и как следствие — повышения требований к пропускной способности сетей телеком-операторов, чтобы обеспечить идеальную передачу изображения в режиме онлайн. Чемпионат мира по футболу — 2018 стал одной из причин распространения такой технологии.

Юлия Дорохина, глава пресс-службы ПАО «МегаФон»

В этом году «МегаФон» представил новую бизнес-стратегию, в рамках которой мы по-прежнему подключаем абонентов, но уже не к инфраструктуре оператора, а к новым возможностям в области общения или самореализации.

Для реализации новой стратегии мы приступили к глубокой трансформации всего бизнеса. Наша задача — делать клиентам такие предложения, чтобы они оставались с «МегаФоном» как можно дольше. В центре нашего внимания «цифровые абоненты», то есть обладатели смартфонов, которые пользуются мобильным Интернетом на регулярной основе. Трансформация оператора без изменения принципов взаимодействия с клиентами невозможна. В сентябре представили новое позиционирование «МегаФон. Начинается с тебя» и чуть обновили бренд.

Максим Чернов, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ОАО «КОМКОР» («АКАДО Телеком»)

Наиболее актуальные темы 2017 года — утверждение российским правительством программы “Цифровая экономика”, развитие департаментом информационных технологий правительства Москвы проектов городского видеонаблюдения, пилотный проект “умного квартала”. Уходящий год был отмечен продолжающимся активным ростом рынка облачных сервисов и услуг ЦОД в отличие, например, от рынка ШПД, который несколько замедлился в своем развитии. Рынок платного ТВ все еще переживает период трансформации, который выражается в переходе к интерактивным сервисам.

Начало 2018 года обещает быть непростым: операторы связи начнут подготовку к исполнению требований “закона Яровой”, который вступит в силу 1 июля 2018 года. Хотя реальные сроки исполнения могут быть сдвинуты. В следующем году мы ждем от ФАС России внесения изменений в правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи — работа по этому вопросу уже началась. Не исключено, что будут озвучены новые законотворческие инициативы, которые окажут существенное влияние на рынок телекоммуникаций. Будет развиваться IoT — пока в этой области мало доступных и массовых решений, — повысится спрос на облачные сервисы, усилится направление digital в маркетинге. Вероятнее всего, в ближайшие год-два общее количество абонентов платного ТВ и подписчиков OTT-сервисов вырастет незначительно и борьба опять продолжится в сфере ценовой конкуренции.Сохранится тенденция повышения качества сервиса и услуг, которые в массе своей останутся комплексными. Что касается абонентской базы, то в 2018 году операторам не стоит рассчитывать на ее существенное увеличение. В условиях высокой конкуренции компании сосредоточатся на удержании действующих клиентов. В целом наступающий год не принесет рынку каких-то глобальных перемен и открытий. Но расслабляться его игрокам все-таки не стоит.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий