img11 декабря 2018 в 17:01

Переход России на цифровое ТВ: цифры и факты

Срок запуска цифрового вещания в РФ переносился несколько раз. Казалось, что наконец-то он железобетонно определен — 15 января 2019 года. Но последовала очередная полугодовая отсрочка. «Телеспутник» разобрался, с какими сложностями может быть связан столь долгожданный переход с «аналога» на «цифру».

Срок запуска цифрового вещания в РФ переносился несколько раз. Казалось, что наконец-то он железобетонно определен — 15 января 2019 года. Но последовала очередная полугодовая отсрочка. «Телеспутник» разобрался, с какими сложностями может быть связан столь долгожданный переход с «аналога» на «цифру».

Цифра шагает по стране

Некоторое время в России существовал проект, в рамках которого предполагалось, что отечественное цифровое эфирное вещание сразу будет вестись в формате ТВЧ. Заметим, что на тот момент (2005 год) HD-вещания как такового в России еще не было. Тем не менее прогнозы говорили, что за пять лет телевизоры с возможностью приема цифрового сигнала появятся у половины российских зрителей, а к 2016 году — у 85%, что и позволит наиболее безболезненно отключить аналог. Что интересно, эти прогнозы фактически оправдались. За исключением того, что HD-сигнал российский зритель получает откуда угодно, но только не из эфира, а для эфирного вещания ТВЧ пока остается перспективой. Но это уже детали.

Затем неоднократно публиковались различные концепции развития телерадиовещания в РФ, пока, наконец, в сентябре 2009 года не был подписан окончательный вариант. Правда, как выяснилось, и он не оказался неизменным и содержал немало сюрпризов для всех заинтересованных сторон. По ходу обсуждения концепции из нее фактически выпало все, что касалось распределительных сетей, то есть тех сетей (в первую очередь спутниковых), посредством которых сигнал доставлялся местным РТПЦ. Эта (крайне важная поначалу) задача была выполнена без особенного шума и совершенно потерялась на фоне все нарастающего накала страстей вокруг проекта цифровизации вообще всего эфирного вещания.

А затем наступил период реализации. На протяжении всех последующих лет РТРС регулярно отчитывалась о растущем количестве процентов охвата российских зрителей сначала первым, а потом вторым мультиплексом. А заинтересованные игроки обсуждали грядущие изменения. Фокус интереса переместился из технической области в контентную: кто попадет в первый мультиплекс? А кто во второй? А как вообще изменится весь телевизионный рынок в России? Региональные компании, предчувствуя близкий конец привычной схемы взаимодействия с федеральными партнерами, периодически били тревогу, угрожая крахом регионального рынка (здесь, кстати, картина не изменилась).

К 2015 году, как планировалось изначально, провести цифровизацию не успели, может, оно и к лучшему, поскольку торопливость в таких проектах ни к чему хорошему не приводит. Впрочем, в срок решили самую неотложную задачу — запустили цифровое вещание в приграничных районах. Поскольку решением МСЭ с 2015 года все аналоговые станции теряли частотную защиту, вопрос приграничного вещания необходимо было решать в срок. Иначе международные регуляторы могли потребовать отключения любого аналогового телепередатчика, который создавал бы помехи каким-либо сервисам соседних стран. Для этого пришлось перевести на цифру 283 передатчика в 27 регионах.

Отключать аналог по всей стране руководство откровенно боялось, что, в общем-то, объяснимо. Любые перебои с вещанием (не забываем, что для жителей многих регионов до сих пор ТВ — это основной канал поступления информации и значимый социальный фактор) могли вызвать (и вызывали) социальные взрывы. Требовался взвешенный подход и активная разъяснительная работа.

По ходу реализации проекта — вот где сыграла положительную роль неторопливость! — меняли техническую концепцию. От перехода на DVB-T2 пострадало несколько сотен продвинутых зрителей из Москвы, купивших телевизоры с возможностью просмотра DVB-T и оказавшихся ни с чем. Впрочем, на фоне всего российского телевизионного сообщества это прошло практически незаметно.

К 2018 году мы подошли с четким осознанием, что он станет последним годом существования аналогового вещания в России. Правда, не очень понятно было: а что в итоге со вторым мультиплексом? Его охват не дотягивал до 70%, и телеканалы не рвались оплачивать его вещание в городах с населением менее 100 тыс. человек. Изначально государство планировало прекратить субсидирования распространения телеканалов в городах с населением менее 100 тыс. человек в середине января 2019 года, в чем и будет заключаться так называемое «отключение аналога». Но в ноябре 2018 года правительство постановило, что переход на цифру должен проходить плавно и поэтапно в течение полугода — с 11 февраля по 10 июня 2019 года. Согласно целевым показателям, указанным в программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2018 годы», доля населения страны с возможностью приема 20 цифровых общедоступных телеканалов (то есть двух мультиплексов) должна составлять 98,1% (цифры немного изменятся).

В сентябре последовало заявление заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексея Волина о том, что полноценное включение второго мультиплекса на всей территории России запланировано на декабрь 2018 года, при том что на тот момент все двадцать каналов двух мультиплексов в эфире были доступны 65% жителей Российской Федерации.

Чуть позже заместитель гендиректора РТРС Виктор Пинчук сообщил, что второй мультиплекс будет запущен уже в ноябре. «Ввиду обширной географии нашей страны запустить второй мультиплекс одновременно на всех объектах не получится, поэтому запуск начнется в ноябре, а в декабре будут работать все передатчики», — уточнили «Телеспутнику» в пресс-службе РТРС.

«Для трансляции второго мультиплекса построены и ждут включения несколько тысяч пунктов вещания. На данный момент охват составляет порядка 68% населения, а итоговый показатель охвата жителей вторым мультиплексом будут не ниже значений, указанных в федеральной целевой программе “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2018 годы”», — также рассказали в РТРС.

Проценты и миллиарды

Вся инфраструктура состоит из 5028 объектов связи. Распространяются 20 телеканалов, три радиоканала. Охват составляет 98,4% населения РФ.

Сеть первого мультиплекса работает в 85 регионах страны (5021 объект) с охватом от 95% до 100%. Сеть второго мультиплекса — 4758 объектов, и 29 еще необходимо запустить до конца года. Охват — 97,84%.

Интересные цифры привел Виктор Пинчук. Процесс цифровизации занял в России 9 лет. Много? Немало. Однако для такого мощного инфраструктурного проекта вполне нормально. В США этот процесс длился 11 лет, а в Великобритании 14 лет. Расход на программу составил 1582 рубля на одно домохозяйство. Заметим, что это без учета средств, которые каждый зритель должен потратить на приставку или новый телевизор. В Великобритании эти расходы составили €135, в Испании €65.

Бюджет программы составил 63,4 млрд рублей, из них федеральных средств — 43 млрд рублей. На сегодня населению продано 18 млн штук цифровых приставок, и это без учета так называемого серого рынка. Телевизоров с возможностью приема DVB-T2 продано 70 млн. Итого, по информации Минкомсвязи, 5 млн домохозяйств не имеют технической возможности (то есть оборудования для приема) принимать цифровой сигнал. Это составляет около 10% всех российских домохозяйств, и такое количество оценивается как допустимое для отключения аналога (вспоминаем, что на заре программы называлась цифра 85%).

Что с третьим мультиплексом?

Он важен для регионалов, которые не понимают, что их ждет в дальнейшем. Да и ФАС воспринимает отсутствие третьего мультиплекса как ограничение конкуренции.

Принципиальная позиция Минкомсвязи такова, что вопрос о третьем мультиплексе можно рассматривать только после того, как заработают в полную силу первые два. И до этого министерство про третий мультиплекс говорить не будет.

Что значит «заработают в полную силу»? Прежде всего, состоятся экономически и отработают хотя бы год. Развитие идет поэтапно, и первый этап, по завершении которого можно будет хотя бы задуматься о дальнейшем развитии, называется «распространение второго мультиплекса на всю территорию РФ». И оценить, так сказать, свое экономическое самочувствие должны сами телеканалы, поскольку они несут все расходы по содержанию второго мультиплекса. Для телеканалов, которые входят во второй мультиплекс, расходы на вещание увеличиваются в пять раз. И министерство хочет убедиться в том, что они прошли этот этап без особых потрясений. Алексей Волин считает, что неудача второго мультиплекса может похоронить под своими обломками значительную часть всего российского телевидения. И поэтому до завершения этого этапа министерство не склонно допускать экспериментов с индустрией.

А что делать, если второй мультиплекс постигнет неудача? Есть ли сценарий для этого варианта развития событий? Тогда, по мнению Алексея Волина, необходимо жить вне цифрового эфирного вещания, развивать кабель, мобильное ТВ, IPTV, альтернативные способы доставки. Но лучше бы второй мультиплекс все-таки себя оправдал.

В принципе, состав второго мультиплекса определяется конкурсом. Это не первый мультиплекс, куда каналы назначены указом президента. Если канал второго мультиплекса отказывается от него (например, по причине тяжкого финансового бремени), то и замена ему определяется конкурсом. Но вряд ли такие желающие найдутся, поскольку вряд ли какой-то канал откажется от такой выгодной позиции, как must carry.

Спутник

Вне зоны охвата сигнал доставляется через спутник непосредственно на тарелку потребителя (не путать со спутниковой доставкой до РТПЦ). И сейчас уже разработан и принят в первом чтении законопроект, который регулирует обеспечение жителей удаленных населенных пунктов 20 обязательными общедоступными телеканалами. Российские операторы непосредственного спутникового вещания внесли свои поправки, и проект скоро ожидается к принятию. Фактически уже все российские DTH-операторы оказывают подобного рода услуги жителям регионов, которые находятся вне зоны эфирного вещания. Резон прост: таких жителей насчитывается всего 800 тыс. человек, из них 300 тыс. уже имеют комплекты спутникового приема, то есть 500 тыс. — это потенциал, и операторы очень активно начали бороться за эту аудиторию. При наличии адекватной нормативно-правовой базы им будет проще работать.

Итак, Новый год страна встретит по-старому. А дальше начнется интересное, и насколько верны расчеты Минцифразвития о 10%, и насколько эти 10% могут повлиять на общие настроения, известно пока только в теории. Но так или иначе, от отключения аналога деваться некуда и рубильник в 2019 году повернуть необходимо.

__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий