Рассмотрим динамику показателей индустрии за последние десять лет, за такой срок все существующие тенденции проявились отчетливо. А более давние подвижки рынка уже вряд ли повлияют на его настоящее и будущее.
Если взять информацию по всему миру, то за десятилетие само количество охваченных телевидением (по любой технологии) домохозяйств выросло на 22% (см. график 1).
При том, что само количество домохозяйств выросло только на 16% (см. график 2).
То есть увеличение количества охваченных ТВ домохозяйств идет быстрее, чем увеличение числа домохозяйств вообще. Поэтому растет и процент проникновения телевидения (см. график 3).
При этом проникновение платного ТВ выросло на 16%. И если мы сравним с предыдущим графиком, то увидим, что оно существенно обогнало рост проникновения телевидения вообще (см. график 4).
Таким образом, за десять лет выросла база развития платного ТВ, и индустрия этим воспользовалась. Это отразилось и на выручке операторов, которая выросла почти на 29% (см. график 5).
Теперь сравним по регионам. Если посмотреть на общее количество домохозяйств, станет очевидно, что наилучшими регионами для развития телевидения (см. таблицу 1) вообще и платного в частности являются Западная Европа, Северная Америка и Юго-Восточная Азия. Но имея наибольшее количество домохозяйств, эти регионы развиваются совершенно по-разному из-за различных стартовых условий.
Северная Америка и Западная Европа — это те регионы, где платное телевидение (и телевидение вообще) и зародилось как бизнес, как индустрия, и начало развиваться раньше, чем где бы то ни было. И эфирное телевидение, и кабельное, и спутниковое, и IPTV, и онлайн-вещание — все эти сектора развивались изначально в данных регионах как экспериментальные технологии, а потом и в качестве полноценных сервисов.
Поэтому на оба рынка в той или иной степени ориентируются все остальные, несмотря на то, что стопроцентного подобия и повторения не наблюдается, но общие тенденции так или иначе повторяются. К 2008 году рынки этих регионов установились уже давно и были достаточно развиты, но при этом дальнейшая динамика их развития различна (см. таблицу 2). Скорее всего дело в разном развитии стран Западной Европы, и этот вопрос мы обязательно рассмотрим подробнее в последующих материалах.
И здесь мы наблюдаем, что при большем охвате Северная Америка демонстрирует более низкую динамику. Аудитория платного ТВ в Северной Америке выросла на 4% (при общем росте количества домохозяйств в целом и телевизионных домохозяйств на 10%). В Западной Европе картина иная: аудитория платного ТВ выросла на 32%, тогда как количество домохозяйств вообще выросло на 7%, а количество телевизионных домохозяйств — на 8%. Африка, у которой рост аудитории платного ТВ больше всех (в 5,5 раз) — хорошая иллюстрация эффекта низкого старта: при крайне низких показателях вначале гораздо проще добиться высоких показателей роста. И особенно по данным проникновения платного телевидения.
Развитые рынки вплотную подошли к насыщению, и темп развития постепенно тормозится. Африка же, стартовавшая со скромных 6%, увеличила аудиторию и проникновение в разы.
Но как только мы посмотрим на доходы операторов (см. таблицу 4), то магия хорошей динамики сразу исчезает, потому что сразу становится понятно (см. таблицу 5), кто зарабатывает основные деньги.
Рынок Юго-Восточной Азии в общем и целом повторяет путь рынка Западной Европы и по стартовым позициям, и по темпам развития. Но ввиду гораздо большей потенциальной аудитории (и вообще количества проживающих людей) этот рынок в итоге вышел на большие показатели как по размеру аудитории, так и по получаемой выручке. Имея самую большую базу для развития, несмотря на уже достаточно высокий процент проникновения, этот рынок и сегодня считается одним из наиболее привлекательных. Наибольшее внимание приковывает рынок Южной Америки: хорошая динамика развития и высокий потенциал, при этом платежеспособность населения выше, чем в Африке. Именно поэтому операторы платного ТВ из США в последнее время рассматривают страны Южной и Латинской Америк как основную точку роста.
Восточная Европа — отдельный разговор, поскольку по представленным данным однозначные выводы сделать затруднительно. В эти данные включены сведения и по российскому рынку, который довольно сильно отличается от всех прочих стран региона. Детально мы поговорим о нем в следующих материалах, где рассмотрим отдельно рынок России и прочих восточноевропейских стран.
Общий взгляд на развитие индустрии платного ТВ за последние десять лет говорит нам, что потенциал у нее еще есть, и немалый. Но, разумеется, столь поверхностный обзор дает только самое приблизительное представление о ней. В следующих статьях мы подвергнем данные по каждому региону более глубокому и детальному разбору, конкретизируя информацию по странам и компаниям. К концу этой серии материалов мы предоставим подробную и конкретную картину отрасли.
Данные для материала предоставлены аналитическим центром холдинга GS Group.
_________________________ _________________________