На Западе это произошло чуть раньше, у нас — чуть позже. У них этот процесс стал закономерным следствием технического прогресса. В нашей же стране к этому естественному фактору добавилась дополнительная мотивация в виде Постановления Правительства № 985 от 3 декабря 2009 года и принятой вслед за ним Федеральной целевой программы «Развитие телевещания в Российской Федерации на 2009—2018 годы», направленные на скорейший переход с аналогового вещания на «цифру». В Федеральной программе по этому поводу отмечено: «Построение и эксплуатация современной сети цифрового эфирного телерадиовещания, охватывающей всю территорию Российской Федерации, требуют существенной реорганизации процессов поддержки операционной деятельности по эксплуатации сети, принципиально новых подходов к обеспечению надежности и защищенности инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания, повышения эффективности и централизации управления. Выполнение указанных требований возможно только посредством разработки и внедрения автоматизированной системы управления и контроля, охватывающей все объекты инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания». Рассмотрим наиболее популярные в России системы управления цифровым телевещанием.
BroadView
Одним из пионеров в деле автоматизации вещания на российском телевизионном рынке стал программный продукт BroadView, разработанный специалистами канадской фирмы BroadView Software. До прихода в Россию (а для этого канадцам понадобилось почти 20 лет) ее клиентами стали: Public Broadcasting Service (а это около 40 телевизионных каналов и более 200 радиостанций США), американский холдинг Entravision Communications Corporation (почти сотня теле- и радиостанций), канадский Rogers Television (около 140 станций), а также еще несколько десятков телерадиовещателей в Европе, Азии, Австралии и Латинской Америке. Когда этот комплекс программного обеспечения окончательно приглянулся отечественным телевизионщикам (прежде всего ВГТРК), в Москве была создана «дочка» компании — BroadView Russia. Произошло это в 2005 году, почти через 20 лет после выхода первого ПО BroadView на мировой телевизионный рынок. За 11 лет клиентов у компании в России заметно прибавилось. На сегодняшний день это такие каналы, как: CTC, «Домашний», Муз-ТВ, «Амедиа» (4 канала), «Ленинградское областное телевидение» (47-й канал), «Перец», «Шансон ТВ», телеканал «Ю», Europa Plus TV, «Кто есть кто», LOVE, MusicBox (3 канала) и, конечно же, «Цифровое Телевидение» ВГТРК (13 каналов). Всего же в настоящее время предпочтение программному продукту BroadView отдают более тысячи телерадиокомпаний во всем мире.
ViPlanner
Многопрофильная автоматизированная система управления телевещанием ViPlanner по своему функционалу во многом схожа с системой BroadView. Только в отличие от канадской разработки BroadView, создана она отечественными специалистами. ViPlanner — детище российского сегмента группы Vi (в прошлом: «Видео Интернешнл»), основанной в 1987 году и начинавшей свою деятельность исключительно как оператор медиарекламного рынка. Им она является и сейчас, став лидером на этом рынке в России, странах СНГ и Восточной Европы. Интерес же к разработке IT-продукта пришел к Vi только во второй половине 2000-х. Программа ViPlanner, как и ее канадский аналог и предшественник, предлагает своим пользователям такие возможности, как:- - оперативное и перспективное медиапланирование;
- - одновременная подготовка нескольких вариантов сетки вещания;
- - быстрая обработка больших объемов информации;
- - полная автоматизация большинства операций, которые раньше выполнялись вручную;
- - информационная связь и координация различных подразделений телеканала;
- - предоставление информации о правах на трансляцию;
- - импорт данных на сайт телеканала;
- - внесение, дополнение и изменение информации о видеоконтенте;
- - интеграция с «родственными» системами и практически любыми информационными платформами;
- - создание и оформление видеоархива телеканала;
- - автоматическое размещение рекламы, промо-роликов, заставок и т.д.
Avid iNEWS
Компьютерную систему iNEWS совершенно справедливо называют «сердцем телевизионного новостного производственного комплекса (ньюсрума)». Сегодня функции ньюсрума намного шире, чем это было буквально несколько лет назад. Новостные компьютерные системы, которые еще совсем недавно являлись основанными на текстовых технологиях системами монтажа, превратились в мультимедийные электронные комплексы обработки и выдачи в эфир информации, обеспечивающие самое полное управление контентом. Плюс, они обладают широчайшим инструментарием для его трансляции, при этом речь идет не только о телевизионной и радиотрансляции, но и о передаче контента на различные интерактивные платформы. Технологии подготовки новостей настолько ушли вперед, что можно смело утверждать, что работа сегодняшних теле- и радиожурналистов, если не кардинально, то весьма существенно отличается от того, чем и как они занимались еще совсем недавно. Навсегда исчезло разделение производства новостей на текстовое и кассетное. Современные системы позволяют одновременное производство и выдачу в эфир как видеоматериалов, так и текстовых сообщений. И этому способствовало активное продвижение на мировом телевизионном рынке и внедрение в производственный процесс телерадиокомпаний таких систем, как iNEWS.