Сентябрьский прогноз Ericsson Networked Society Lab по развитию медиарынка пророчит ему благодатное ближайшее будущее, если сами его представители существенно изменят свою бизнес-модель. По данным исследования, цифровую трансформацию медиа будет сопровождать развитие контента и сервисов нового поколения, будет появляться все больше узкоспециализированных ресурсов с локальными новостями и нишевыми темами. Пользователи будут сами решать, кого, где и когда читать.
Собственно, с качественным наполнением площадки любой человек сможет привлечь на свою сторону аудиторию, уводя ее из традиционных каналов потребления контента. В Ericsson уверены, что в будущем ТВ и радио станут предоставлять исключительно контент по запросу.
Мы свой, мы новый мир построим
Аналитики приводят неутешительные данные отечественного рынка ТВ. Согласно исследованию «ТМТ Консалтинг», по итогам 2016 года к спутниковому ТВ подключилось всего 450 тыс. абонентов против 830 тыс. в 2015 году. В сфере кабельного ТВ удалось, хоть и несущественно, сократить отток абонентов — всего на 0,4% (-1,3% в 2015 году). В результате к концу 2016 года доля кабельного телевидения в структуре абонентской базы снизилась на 2 процентных пункта (п.п.), спутникового ТВ — на 1 п.п., соответственно, доля IPTV выросла на 3 п.п.
По прогнозам «ТМТ Консалтинг», в 2017 году темп роста абонентской базы платного ТВ в целом в России будет наблюдаться (прогнозируемое количество подписчиков — 42 млн), в том числе из-за распространения телевизионных интернет-сервисов. Показатели выручки продолжат падать, а на рост ARPU будет влиять более активное использование абонентами дополнительных сервисов.
Телекомпании активно пытаются подстраиваться под меняющийся мир, привлекая современные технологии, пробуя различные форматы общения с аудиторией. Вот лишь несколько заявлений лета — осени 2017 года. Телеканал «Матч ТВ» совместно с Wi-Fi-оператором в московском транспорте «Максима-Телеком» (сеть MT_FREE) планирует запустить трансляции спортивных событий в метро и наземном транспорте, оснащенном Wi-Fi. Как прокомментировал новый проект директор по развитию «Матч ТВ Digital» Иван Парфенов, сформировался запрос пользователей на просмотр спортивных трансляций в любое время и в любом месте, поэтому «Матч ТВ» заинтересован в предоставлении болельщикам максимального доступа к контенту телеканала в Интернете.
Телеканал «Че» (медиахолдинг «СТС Медиа») вошел в осень с обновленным логотипом, эфирным оформлением и позиционированием. «Че» намерен сконцентрироваться на молодой части своей аудитории (25—49 лет), оставив за бортом 50+. Привлекать новых зрителей телеканал намерен, выходя в соцсети и мессенджеры. «Мы обязательно сделаем онлайн-просмотры наших сериалов через Сеть. Планируем транслировать контент в соцсетях», — говорил «Теле-Спутнику» на летней презентации обновленного образа генеральный директор телеканала «Че» Лев Макаров.
«Че» пробовал сотрудничать и с онлайн-кинотеатрами. Так, в мае 2017 года Tvzavr заявил о начале производства эксклюзивного контента для российского ТВ, первым и пока единственным проектом стал цикл программ для «Че». «Мы хотели посмотреть, сколько людей, интересующихся авторским кино, можно привести на ТВ. Результаты получены, ожидания, скорее, оправдались, но пока дальнейшее сотрудничество с Tvzavr приостановлено», — уклончиво рассказывал Лев Макаров. Пресс-секретарь онлайн-кинотеатра Олеся Теплова также предпочла оставить вопрос по итогам совместного проекта и его продолжения без подробностей.
Телеканал «ТВ-3» (входит в «Газпром-Медиа Развлекательное ТВ», ГПМ РТВ) готов вложить 100 млн рублей в выпуск пилотных серий новых сериалов, которые появятся по итогам шоу талантов «Быть или не быть 2. Чемпионат России по сериалам». Генеральный продюсер «ТВ-3» Евгений Никишов объяснял затею нехваткой на рынке оригинальных идей и сценариев, желанием поддержать молодых неизвестных авторов из регионов. Однако за всем этим стоит лишь одно — привлекать, а затем как можно дольше удерживать перед экранами новых и существующих зрителей, по возможности удешевляя процесс создания потенциально интересного для этого зрителя контента.
При этом отечественные разработчики интеллектуальных систем для ТВ-индустрии отмечают, что конкурентоспособность телеканалов зависит не только и не столько от уникальности того, что они показывают, но и от себестоимости создания картинки. «Каналы, заинтересованные в сокращении расходов на производство программ, будут вынуждены внедрять системы автоматизации, избавляясь от ручного труда. Например, системы на базе искусственного интеллекта могут в автоматическом режиме расшифровывать эфиры, тегировать архивные видео для быстроты и удобства поиска, субтитрировать программы на иностранных языках», — говорит председатель совета директоров консорциума 3i Technologies Алексей Любимов. Консорциум ведет переговоры по инсталляции системы интеллектуальной обработки контента с рядом российских телеканалов, названия которых пока не раскрывает.
Оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» (НАО «Национальная спутниковая компания») запустил в сентябре в тестовом режиме сервис интернет-телевидения «Онлайн ТВ», надеясь до конца года подключить к услуге до 5 млн новых домохозяйств. «Новый сервис учитывает изменившуюся модель потребления телеконтента», — осторожен в формулировках заместитель генерального директора по развитию нелинейных сервисов «Триколор ТВ» Андрей Холодный.
Альтернативные площадки контента буквально наступают традиционным на пятки по всему миру. К примеру, видеохостинг YouTube планомерно расширяет свой ТВ-проект в пределах США. В сентябре YouTube TV (платформа вещает 50 телеканалов) охватывает уже полстраны, становясь заменой традиционному кабельному телевидению.
Венчурные надежды
Согласно обзору венчурной индустрии России «MoneyTree: Навигатор венчурного рынка» («MoneyTree: Россия») за 2016 год, составленному PricewaterhouseCoopers (PwC) совместно с «Российской венчурной компанией» (РВК), рынок венчурных сделок в целом уменьшился на 29% по сравнению с 2015 годом, до $165,2 млн ($232,6 млн в 2015 году). Отечественные ИТ-компании привлекли $149,6 млн венчурных инвестиций — это 90% от всех вложений такого типа в стране. Эксперты отметили сильные позиции финтеха и соцсетей, а также рост интереса инвесторов к рекламным технологиям.
Венчурные площадки, видя потенциально выгодные для себя новые тренды по изменению рынка ТВ и медиа, стали более активно инвестировать в него. Если, судя по отчету PwC и РВК, в 2015 году в медиа была только одна сделка на $2 тыс., то в прошлом году их стало уже три, на сумму $6,1 млн. Правда, и здесь есть свои особенности — телекомпании в чистом виде инвесторов не интересуют.
«Несмотря на то, что телевидение не занимает лидирующие позиции в рейтинге самых перспективных направлений (в топе расположились финансовые технологии, Big Data, беспилотное управление, Интернет вещей, — прим. «Теле-Спутника»), многообещающие сегменты в этой области тоже есть. Это все, что связано с ТВ и медиа на мобильных устройствах, взаимодействием традиционного ТВ с интернет-ресурсами, а также новыми технологиями создания и просмотра контента. Речь идет, в частности, о VR (виртуальная реальность), контенте Video 360° (панорамное видео), интерактивном и предназначенном исключительно для мобильных устройств контенте — компактном, кратком и емком», — рассказывает директор по стратегическим проектам и коммуникациям холдинга GS Group Андрей Безруков. У компании есть свой венчурный фонд GS Venture, который предоставляет комплексную поддержку стартапов и перспективных бизнес-идей.
Андрей Безруков в качестве примера успешного вложения называет проект Tellyo, который GS Venture проинвестировал на 200 тыс. евро в 2014 году. Изначально Tellyo позволял делиться эмоциями о контенте, мгновенно размещая видеоцитаты в соцсетях. «Сегодня сервис вырос в серьезную технологическую платформу, с помощью которой можно оперировать любым информационным видеоконтентом, в частности спортивным, новостным и рекламным», — отмечает собеседник «Теле-Спутника».
Про перспективы проектов, которые меняют индустрию ТВ, говорит и аналитик краудинвестинговой площадки VentureClub.co Василий Лихой. «Для рекламодателей у нас в стране этот канал все еще является главным инструментом повышения известности брендов. Технологии и решения, которые в будущем помогут повысить эффективность рекламы, измеримость рекламных показателей в сравнении с продвижением в Интернете, потенциально представляют ценность для ТВ-индустрии», — рассказывает он.
Проинвестированный участниками VentureClub.co проект GetShop.TV (в 2016 году при общей оценочной стоимости сервиса в 150 млн рублей получил 15 млн рублей от Константина Синюшина из венчурной компании The Unitled Retail Lab, бывшего главы BBDO, ныне — председателя совета директоров GetShop.TV Игоря Лутца и группы инвесторов VentureClub, — прим. «Теле-Спутника») позволяет зрителям онлайн-кинотеатров, видеорекламы, видеоконтента на STB- или Smart-TV-устройствах покупать рекламируемые товары или услуги непосредственно с экрана телевизора с помощью телевизионного пульта или смартфона. Платформа GetShop.TV уже работает с телеканалом «Ю», онлайн-кинотеатрами ivi, Megogo, Tvigle и Tvzavr, музыкальными онлайн-сервисами Weborama и Clip you. Также идут переговоры с IPTV- и кабельными операторами.
Четкие и провальные
Среди интересных проектов на рынке ТВ и медиа, в которые готовы вкладываться венчуры, они называют прорывные технологии, обеспечивающие новые способы доставки, сжатие и большую скорость передачи видеоконтента. При этом направления медиа, связанные с VR/AR (виртуальная и дополненная реальности), панорамным видео, уже не вызывают среди инвесторов такого ажиотажа, как ранее.
«Мы плотно работали с рядом стартапов в этой области: профессиональная и бытовая камеры на 360 градусов, VR-шлем, VR-контент, VR-Quest-аттракционы, трансляции Video 360°, съемка с квадрокоптера, AR-проекции на лобовое стекло автомобиля. У всех этих проектов обнаруживалась одна общая проблема — исключительно техническая направленность. Авторы были убеждены, что новый формат контента сам по себе настолько привлекателен, что для успешного продвижения достаточно реализовать техническую возможность его создания и просмотра», — поясняет Андрей Безруков.
По словам представителя GS Group, до сих пор не существует такого Video-360° или VR-контента, за исключением игрового, ради которого массовый пользователь будет готов ежедневно надевать VR-шлем. Пока такой контент продолжает развиваться в B2B-секторе: продажа недвижимости, мебели, конструирование (презентация) зданий и сооружений, профессиональное обучение (армия, специальные работы), тренажеры (авиа, космос, море). При этом в B2C-секторе VR-контент остается в большей степени только аттракционом.
Еще один популярный тренд на рынке ТВ и медиа — телевидение формата Ultra HD — также не привлек большого внимания венчурных инвесторов. По их словам, критерием «венчурности» здесь будет не Ultra HD, а контент или технологии его производства, доставки и просмотра. Формат сверхвысокой четкости сам по себе причиной взрывного роста не является. «Ради одного формата потребители не кинутся покупать UHD-телевизор. Ключевым фактором инвестиционной привлекательности проекта в области производства UHD-контента остается его качество. Если контентный проект будет многообещающим, венчурный инвестор вряд ли расценит его формат как заградительный фактор. Вопрос, производить ли его в Ultra HD, целом наборе форматов или только в каком-то одном массовом бюджетном формате, будет решаться исключительно маркетинговым экономическим расчетом», — уверяет Андрей Безруков.
_____________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.