Ultra HD
 

Александр Белокопытов, установщик спутникового оборудования из Волгоградской области: «Рынком управляют „халява“ и „понты“»

26.03.2018 > 18:49
Александр Белокопытов Александр Белокопытов
Руководитель многопрофильной компании
О том, как изменяется спрос на спутниковое телевидение, а также как в целом работается установщику в провинции, рассказал руководитель многопрофильной компании, осуществляющей среди прочего монтаж и сервис спутникового оборудования в одном из районов Волгоградской области, Александр Белокопытов.
Как долго вы работаете? С какими платформами сотрудничаете?

Мы устанавливаем комплекты с 2006 года. Сейчас продаем только комплекты «Триколор ТВ» и «Телекарты». «Триколор ТВ» обеспечивает объем продаж, а «Телекарта» была и остается, на мой взгляд, самой лояльной к установщикам. Сейчас ситуация стала даже лучше, так как компания открыла филиал в Волгограде.

С «НТВ-Плюс», по нашему опыту, работать тяжело. Мы несколько раз начинали ставить их оборудование, но из-за разных проблем с ресиверами приостанавливали сотрудничество. Сервиса в нашем регионе толком нет. Бывали ситуации, когда мы отсылали ресиверы в Москву, где они добирались до сервисного центра через две-три инстанции. Поэтому стараемся их не продавать. Хотя в конце 2017 года все-таки активировали два модуля.

С МТС мы не пытались налаживать контакт, потому что я, если честно, в них не верю.

Обрисуйте, пожалуйста, зону обслуживания вашей компании.
Мы работаем в Ольховском районе Волгоградской области, где преобладает сельское население. Районный центр — это село Ольховка, то есть даже небольших городов в районе нет, как нет и классических кабельных операторов, которые могли бы обеспечить доступ населения к платным каналам.
Достиг ли рынок спутникового телевидения в вашем регионе стадии насыщения? И если у вас идут новые подключения, то что является их драйвером?

Безусловно, рынок насыщен и уже даже перенасыщен. Новых подключений (на первый или единственный телевизор) очень мало. Если раньше мы делали по 20 установок в день, теперь выполнить 20 установок в месяц — это удача.

Но новые подключения есть, в частности благодаря менталитету российского народа. Многие хвастаются друг перед другом количеством каналов. «Триколор ТВ» в поиске «высвечивает» чуть ли не 900 каналов (хотя реально их там менее 300). Благодаря этому он безоговорочно выигрывает у других платформ и эфирной цифры, если абоненты сравнивают их между собой. Проигравшие в таких спорах обычно приходят и подключают себе «Триколор ТВ» с формулировкой: «Мне надо, как у соседа, 900 каналов».

Кроме того, берут комплекты на третий и последующие экраны.

Какие дополнительные пакеты сейчас популярны? Выросли ли расходы на контент?

В целом я считаю, что расходы населения на контент выросли.

Среди дополнительных пакетов жители проявляют интерес к детским каналам. Люди начали их активно спрашивать, еще год-полтора назад такого не было. Особенно это заметно по «Триколор ТВ». Также неплохо идет пакет «Ночной». Однако он и ранее хорошо продавался.

На «Телекарте» чаще всего подключаются к пакету «Стандарт» (разговор состоялся до того, как «Телекарта» анонсировала новый пакет «Лидер», - прим. «Теле-Спутника»). Сейчас у «Телекарты» пошла акция по замене ресиверов, по итогам которой абонентам на год подключается безлимитный пакет. Будут ли впоследствии люди платить за него, не знаю. Кстати, на «Телекарте» отдельный пакет из двух детских каналов за 30 рублей в месяц также пользуется популярностью.

Заметен ли спрос на контент высокой четкости? Или к 4K?
В нашем районе народ вообще не знает, что такое сверхвысокая четкость. Может быть, в других регионах люди более продвинутые, чем у нас, но в нашем районе народ не особо различает SD- и HD-версии каналов. У того же «Первого» на «Триколор ТВ» есть две версии. И примерно 70%, имея оборудование HD или HD Ready, «Первый HD» даже не включают. А еще остался довольно значительный контингент, у кого простые телевизоры. В таких условиях говорить о 4К не приходится. Конечно, встречаются продвинутые люди, которые интересуются качеством. Но большинству все равно — они смотрят «Первый канал» да ТНТ, не обращая внимания на разрешение картинки.
Были ли в последние годы заметные движения аудитории?
Значительная доля жителей района не стала менять ресиверы «Триколор ТВ», а просто поставила эфирную цифру, с которой, правда, у них теперь много мороки.
А вы занимаетесь продажей ресиверов и установкой антенн для эфирной цифры?

Продажей занимаемся, установкой — нет. Второй мультиплекс у нас принимается нестабильно, а в некоторых селах и с первым проблемы. Ближайшая вышка, которая транслирует оба мультиплекса, находится в Камышине. Оттуда до Ольховки порядка 80 км по прямой.

В нескольких селах района стоят передатчики на первый мультиплекс. И с ними тоже бывают сложности. Например, есть у нас деревня Липовка, где, бывает, отключают трансформатор, с которого питается передатчик. А включать его после обесточивания некому. Порой жители по 3-4 дня сидят без телевидения.

Поскольку решение этих проблем от нас не зависит, стараемся просто не связываться.

И несмотря на такое плохое качество люди все равно переключаются на эфирную цифру?

Конечно, халява же! За деньги они бы всю душу уже вытрясли из оператора, а бесплатно все пойдет. Рынком управляют две крайности: халява и понты.

Пользуются ли популярностью IPTV- или ОТТ-сервисы?

В Ольховке присутствует IPTV «Ростелекома». Но на мой взгляд, смотреть его невозможно. У нас Интернет очень плохой — линии слабые. Но народ смотрит.

Отмечу, что в Ольховке самые большие жилые дома — двухэтажные. И там в некоторых микрорайонах присутствует оптоволокно — есть нормальные 30 Мбит/с. Там еще можно что-то посмотреть из Интернета. В остальном районе с этим большие проблемы. Основная часть людей до сих пор сидит на медных линиях, и там ШПД слабый, а качество видео плохое. В некоторых деревнях есть еще Wi-Fi со скоростью 6 Мбит/с. Из доступных вариантов это один из лучших, но и он есть не везде.

Популярность интернет-сервисов зависит от возраста абонентов. Молодежь, конечно, в основном пытается потреблять все в Интернете, несмотря на сложности. А люди чуть постарше — за 30 — признают лишь обычное телевидение, не Интернет.

Ставят ли комплекты на второй и последующие телевизоры?

Кто победнее — предпочитает устанавливать один комплект на основной телевизор и дополнять его приставками для эфирной цифры на другие экраны. Кто побогаче — оборудует второй и последующие телевизоры в доме.

Только хочу отметить, что этап установки именно на второй телевизор уже давно прошел — его пик пришелся на 2015-2016 годы, и рынок, условно говоря, комплектов для вторых телевизоров уже насыщен. Сейчас речь идет о третьем и четвертом экране — в зависимости от достатка семьи.

Вы осваиваете смежные направления, помимо приставок для приема эфирной «цифры»?

Мы действительно занимаемся не только спутниковым и эфирным телевидением. Давным-давно мы преобразовались в полноценный магазин электроники и бытовой техники, а также сопутствующих аксессуаров.

В принципе, направление спутникового телевидения уже можно бросать, но мы эту тему любим. Да и люди приходят — не хочется их бросать.

Много ли в вашем районе осталось установщиков?

Мы остались одни. Остальные бросили, потому что изначально работали по-другому.

Большинство установщиков в нашем районе работало на дому. Мы же сразу задумались о развитии: открыли магазин и тем самым показали клиентам, что являемся официальным бизнесом и никуда в одночасье не денемся. Все свободные деньги мы не тратили на пиво, а вкладывали в другие направления — сплит-системы, видеонаблюдение, розничные продажи. Так мы потихоньку, безболезненно пришли к большому магазину-сервису. Я считаю, он лучший в районе.

Период активных установок прошел — основные деньги уже были заработаны. А теперь остается редкое обслуживание и внесение оплаты за дополнительные пакеты. Этим никто из бывших коллег заниматься не хочет, потому что особой прибыли оно не приносит. Слишком много мороки и мало выгоды, если заниматься только спутниковым ТВ.

Как вы относитесь к росту числа обращений в периоды обновления ПО ресиверов со спутника?
Это один из наших любимых видов заработка. Никакой проблемы здесь не вижу. В свое время были сложности с GS B210 и B211 — «Ошибка 0». Некоторые приносили ресиверы, которые мы не могли восстановить здесь программно, поэтому отправляли в сервисный центр, где требовалось почти 4 тысячи рублей на замену материнской платы вместо простой замены флеш-памяти. Народ злился, выкидывал ресиверы и переходил на эфирную цифру.
А аппаратного ремонта стало больше или меньше?

Наверное, все-таки меньше. Я помню время, когда DRE-4000/5000 у «Триколор ТВ» или Globo X80 у «Телекарты» мы возили пачками в сервисные центры. Сейчас иногда попадаются гарантийные ресиверы, но происходит это намного реже. Техника стала надежнее.

Правда, если речь идет о ремонте самого ресивера, а не его блока питания, он теперь требует больше времени. Раньше мы привозили приставку в сервисный центр и нам тут же ее возвращали. А сейчас иногда приходится по 2-3 недели ждать запчастей, поскольку теперь они не лежат «про запас» для всего ассортимента ресиверов.

Стоит ли продолжать заниматься установками? Каким будет рынок лет через пять?

Все зависит от ситуации. Открываться с нуля — бесполезное занятие. Сразу прогоришь. Но бросать мы пока не намерены. Доход здесь небольшой, но он есть.

Я думаю, что стадию бурной трансформации рынка мы уже прошли. В ближайшее время не будет никаких кардинальных изменений — тут я сужу по своему району. У нас территории большие, но людей мало и они разбросаны по населенным пунктам. Поэтому никаких подвижек в направлении хорошего Интернета, уверенного приема второго или даже третьего мультиплекса в цифровом эфире ждать не приходится. Таким образом, альтернативы спутниковому ТВ фактически нет. Кто хочет смотреть больше каналов, останется на «спутнике». И от того, что там прибавятся каналы сверхвысокой четкости, расширится пакет HD и тому подобное, мало что изменится.

_________________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Все Интервью

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD