img17 ноября 2017 в 16:57

Алексей Вершинин, «Москва 24»: «В эмоциях телевидение пока уступает Интернету»

О том, что происходит вокруг нас 24 часа в сутки в пределах Московской кольцевой автодороги, какие жанры сегодня наиболее востребованы и какое будущее ждет телевидение, «Теле-Спутник» спросил у Алексея Вершинина, генерального продюсером телеканала «Москва 24».

О том, что происходит вокруг нас 24 часа в сутки в пределах Московской кольцевой автодороги, какие жанры сегодня наиболее востребованы и какое будущее ждет телевидение, «Теле-Спутник» спросил у Алексея Вершинина, генерального продюсером телеканала «Москва 24».
Какие изменения произошли на телеканале за время вашего руководства?
Поначалу телеканал «Москва 24» генерировал огромное количество новых форматов. Во многом это делалось с целью поймать и нащупать пульс нашего зрителя. На данный момент экспериментальный этап закончен. Сейчас форматов в сетке вещания канала стало меньше, но остались лучшие, которые мы постоянно обновляем. За время существования канала мы точно поняли аудиторию и четко его спозиционировали. Моя должность напрямую связана с тем, чтобы создавать контент, который будет интересен зрителю.
Вы часто говорите, что будущее за эмоциональным телевидением, — какое оно?
Эмоциональное телевидение — это история и человек. А самое главное, отношение этого человека к истории — именно здесь возникают эмоции. Если вы посмотрите на ведущих новостей канала «Москва 24», особенно утренних эфиров, то увидите, что это не типичные дикторы, которые сухо читают текст с экрана суфлера. Они, в первую очередь, жители нашего города, которые не могут не реагировать на то, что происходит вокруг. К примеру, ведущие, сидя в студии, имеют полное право показать личное отношение к событию, пропуская все новости через себя. Они должны сами верить тому, что говорят в кадре, и выражать эмоции: удивляться, восхищаться, негодовать, сопереживать, ностальгировать. Когда я вел новостную программу «Вечер с Алексеем Вершининым», у меня не было готового текста перед глазами, а вместо него была написана информационная «болванка». И уже глядя на эту шпаргалку, в эфире я сам формулировал основную мысль, что позволяло достичь большей эмоциональности и правды. Мне кажется, наш канал именно благодаря такой подаче стал успешен и полюбился зрителям города.
Вряд ли в эмоциональности телевидение может посоперничать с Интернетом…
Действительно, в эмоциях телевидение пока уступает. Сегодня в Интернете особенно популярны блогеры. Не секрет, что некоторые из них имеют рейтинг просмотров выше, чем многие телеканалы. Их конек в том, что они вещают на конкретную аудиторию, которой интересны и понятны. Они привлекают внимание, прежде всего искренностью. У них нет социальных или политических обязательств: находясь вне цензуры, они смело высказывают личное мнение о тех или иных событиях и вещах. Пример блогеров лучше всего показывает, что за эмоциональным телевидением будущее. Если телевидение вовремя это поймет и не будет относиться к блогерам, как сейчас, немножко свысока, а реально возьмет на вооружение их опыт и поверит, что можно работать и в таком стиле, — оно преобразится.
Полгода назад в одном из интервью вы рассказали о реалити, которые тогда запускал канал «Москва 24». Оправдались ли ожидания?
В какой-то степени да, но рейтинг телесмотрения, признаюсь, мы представляли иначе. Реалити «Откройте! Полиция» запускалось как главное событие канала прошлого сезона, а в итоге проект прошел со средними показателями. Нельзя назвать это провалом, скорее завышенными ожиданиями относительно самого формата. В результате мы поняли, что зритель смотрит реалити на таком же уровне, как новости. Второе реалити про врачей прошло чуть хуже, потому что формат шоу в том виде, в котором мы его предложили зрителю, то есть реалити на социальную тему, пока еще на российском телевидении не прижился. Можно сказать, что здесь мы отчасти первооткрыватели, и мы будем дальше продолжать работать в этом направлении.
Получается, зритель не привык к жанру социального реалити?
Для того чтобы привыкнуть, сначала нужно увидеть. В нашей стране телезритель достаточно консервативен и к новым вещам относится с осторожностью. По своему опыту скажу, что чем меньше средняя доля канала, тем тяжелее внедрять новые телепроекты. Гораздо проще запускать кальку с известного формата, который уже успешно прошел на более крупных каналах. Это не самый лучший путь. В ближайших планах — сделать такую передачу, которая будет ассоциироваться с брендом телеканала «Москва 24».
Реалити-шоу подразумевает отсутствие сценария, но современные передачи довольно часто нарушают это правило. Как сохранить жизнь в кадре и не уйти в «сериальщину»?

В Америке, где впервые показали реалити, больше половины контента — это так называемые script reality, в которых прописана некая сценарная канва и люди заведомо поставлены в предлагаемые им обстоятельства. В этом подходе нет ничего плохого, так как жизнь у людей даже таких экстремальных профессий, как пожарный, врач, полицейский, не настолько яркая и интересная, чтобы снимать их каждую секунду. Поэтому приходится немножко подгонять правду жизни под правду экрана. И мы этого не скрываем.

В свою очередь, чтобы не скатиться в «сериальщину», всегда нужно знать, где стоит остановиться. Многое зависит от чутья продюсера. Как только сценарная составляющая начинает довлеть над реальностью, зритель это чувствует и у него возникает ощущение, что его обманули. Причем это недоверие потом будет не только к реалити, но и ко всем новостям на ТВ. Например, в проекте «Откройте! Полиция», да и во «Врачах», мы старались не сломать «настоящесть» происходящего и следовали правде жизни. У нас были самые настоящие полицейские, которые в каждой серии совершали реальные выезды. Это были реальные нарушения, драки, жесткие задержания и прочее. Единственное, что мы сделали на начальном этапе, — это нарисовали психологические портреты.

Почему в качестве героев были выбраны именно полицейские и врачи?

Эти люди — герои нашего города, о которых никто не знает. Они совершают подвиги через день. Проект «Врачи» показывает другую сторону профессии, как правило, скрытую от большинства. Невозможно быть врачом за зарплату, тем более что в России она довольно низкая. Этим нужно болеть. Врачи живут на работе, спасая человеческие жизни.

Другое реалити, «Откройте! Полиция», преследует ту же цель — показать реальность. Как известно, отношение большинства жителей к полиции негативное. Сложился странный стереотип, который мы старались сломать с помощью реалити, и считаю, что нам в какой-то степени это удалось. Проект «Откройте! Полиция» имеет большой потенциал, поэтому мы решили его продолжить и этой осенью покажем в эфире телеканала «Москва 24».

Может быть такое, что все телевизионные форматы уйдут в прошлое и в эфире останутся только новости и реалити?
Думаю, это близко к истине. Если мы посмотрим западное телевидение, то там 60% эфирного вещания — это реалити. Так как телевидение в нашу страну пришло с запада, можно предположить, что эти тенденции отразятся на нашем ТВ и вскоре мы тоже придем к таким цифрам. Скорее всего, в эфире будут реалити, новости и, конечно же, развлекательные программы.
Какие проекты телеканал «Москва 24» покажет в новом телесезоне?

Открою тайну: для запуска новых форматов мы не ждем телесезона, а показываем новинки летом. С этого года мы решили разбавить контент телеканалов «Москва 24» и «Доверие» (входит в холдинг «Москва Медиа», — прим. «Теле-Спутника») свежими идеями начиная с июля и августа. Такой ход связан с тем, что в сентябре, когда из отпуска выходят каналы «большой шестерки», запускать новые передачи невыгодно, потому что более масштабные каналы сразу привлекают основную аудиторию и нам становится намного сложнее удерживать зрителя.

В сетке вещания нашего канала уже появился новый проект «Без купюр» — это такой лайфхак, где даются советы о том, как в Москве максимально дешево получить ту или иную услугу. Другой формат — «Спорная территория», в центре которого отражены различные конфликтные ситуации в пределах Москвы. В этой передаче перед нами стоит задача помирить две конфликтующие стороны. Не всегда это удается, но мы честно пытаемся. Недавно вышла программа «Профилактика», в которой я вернулся в кадр. По сути, это юмористические новости. В этой передаче мы берем те или иные новости города и с помощью двух команд («понаехавших» и «коренных») смотрим на события с долей юмора. Скоро наш телеканал покажет и другие проекты, но пока не буду раскрывать все тайны.

Что отличает журналистов «Москвы 24»?
«Настоящесть». Внутри своей команды я использую также слово «трушность» (от англ. true — правда, — прим. «Теле-Спутника»). Я считаю, что корреспонденты и ведущие журналисты «Москвы 24» отличаются особой искренностью, правдивостью и эмоциональностью.
На телеканал приходят готовые профессионалы или вы взращиваете таланты?
Вообще, любой человек может работать на «Москве 24», если в нем есть какая-то божья искра. У нас есть телевизионный конкурс «Твоя Москва», который мы специально открыли, чтобы искать таланты. По условиям конкурса, в нем могут принять участие люди совершенно разных профессий. Неважно, какой у тебя диплом, важно лишь то, умеешь ты это делать или нет. Не буду скрывать, работы приходят разного уровня. Но, как известно, чтобы найти грамм золота, нужно переработать тонны породы. Этим мы и занимаемся.
Каким вам бы хотелось видеть канал «Москва 24» через год?
Более эмоциональным. Я убежден, что другого пути развития у телевидения нет. Эмоции — вот что важно. И это даже не западная модель. Это модель развития общества в целом. Если мы посмотрим, что происходит в Индонезии, Сингапуре или, например, в Китае, то увидим, что там все идет путем развития «общества мечты», в котором преобладает эмоциональная составляющая и, конечно же, история. Телевидение следует за обществом. И на данный момент мы имеем такое телевидение, которое интересно людям.
____________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий