Практически нет, хотя за последние годы мы увеличили число городов вещания и приобрели новый опыт. Мы только сделали еще больший акцент на местных новостях.
С весны 2017 года у нас изменена сетка вещания. Если раньше мы во второй четверти каждого часа по очереди транслировали новости городов, то теперь дополнительно стали повторять местные новости в четвертой четверти каждого часа. Новостей нет лишь с 20:00 до 21:00. В это время по вторникам и четвергам идут прямые эфиры. В остальные дни недели в этот вечерний час выходят в эфир подготовленные авторские программы.
Мы по-прежнему даем возможность каждой студии вносить изменения в сетку вещания, обсуждая это на редакционном совете, который проходит по скайпу каждый вторник. Неизменным является только выход новостей во второй четверти каждого часа.
Кроме того, мы усилили состав и оснащение центральной группы, которая взяла на себя вопросы и проблемы освещения мероприятий регионального уровня.
Практически нет. Мы не в состоянии покупать дорогие фильмы и передачи. Кроме того, чтобы не нарваться на авторские права, мы показываем фильмы только из категории «национальное достояние». Они пользуются популярностью, особенно у зрителей постарше.
Я всегда говорю своим сотрудникам, что мы — местное телевидение. Мы должны отражать события и жизнь данного муниципального образования или Ленинградской области в целом. Поэтому между новостями идет материал, который мы готовим самостоятельно.
К примеру, телестудия расположена в Ивангороде, у нее есть материал, связанный с военной реконструкцией из рыцарских времен или периода Великой Отечественной войны, — не зря рядом крепости Нарва и Ивангород. Мы берем этот контент и показываем по всей Ленинградской области. В Тихвине есть икона Божьей матери, в Подпорожье и Лодейном поле — вепсы, Луга — край партизанской славы. У каждого города есть своя особенность.
А если в Гатчине проходит фестиваль «Литература и кино», мы снимаем церемонии открытия и закрытия, гала-концерты, а также в течение всего фестиваля работаем с артистами и режиссерами, приехавшими в город, рассказывая и показывая, как они живут, куда ездят, где общаются с людьми. У нас кого только не было. Мы снимаем эксклюзивный материал, который не попадет на федеральные каналы.
В существующих экономических условиях рекламодатели, которые работают с местными каналами, никогда не пойдут на федеральные и региональные. У них объем кошелька другой. Они не способны платить огромные деньги за секунду на федеральном или региональном канале. Да им это и не нужно.
Имея возможность давать информацию на часть Ленинградской области, более 50% территории которой покрывает медиагруппа «Ореол», мы часто сталкиваемся с рекламодателями, желающими ограничить трансляцию роликов, например, определенным городом или частью городов. «А в соседнем городе мне, наоборот, не надо, чтобы меня видели — у меня там сильные конкуренты, они будут действовать против меня, если увидят, что я начинаю активную рекламную кампанию», — говорят они. Даже такие нюансы встречаются, что уж тут говорить о федеральной рекламе?
Наш опыт вполне тиражируем. Когда я рассказывал о нем на различных мероприятиях, слушатели поражались: ведь это же предельно простой способ сделать канал круглосуточного ТВ-вещания областных масштабов, объединяя усилия и возможности отдельных муниципальных студий, которые могут дать материал на ограниченное время в сутки.
Идея лежит на поверхности. А то, что она живучая, доказано самим нашим существованием. Буквально в конце 2017 года мы зарегистрировали еще одно предприятие в очередном городе Ленинградской области, которое с нашим участием вливается в медиагруппу. Мы способны организовать не только информационно-новостное вещание. Для примера, наш проект «Мы помним» на медиафоруме союзных государств Россия — Белоруссия занял второе место, уступив лишь гомельской компании, то есть фактически мы стали первыми по России.
Здесь нужно немного — добрая воля и понимание студий муниципального уровня. Нужно объединение, причем, подчеркиваю, на условиях доброй воли. Самый тяжелый момент — психологический. Люди должны иметь желание встретиться и между собой поговорить. А ведь каждый привык быть в своем «киоске» начальником.
Но время «киоскового» бизнеса уже прошло. В Ленинградской области по инициативе правительства был проведен уже третий мониторинг всех СМИ, который вполне предсказуемо показал, что телевидение, газеты и радио теряют рейтинги — аудитория уходит в Интернет. Но это не значит, что в ближайшие годы полностью исчезнут газеты, радио и телевидение. Однако тенденцию учитывать приходится. Экономика жизни СМИ меняется не в лучшую сторону.
В этих условиях представители правительства Ленинградской области рекомендуют объединять усилия. И я с ними согласен. Надо стараться объединяться —по-старому уже не прожить, когда всю работу в местной студии могли выполнять 2-3 человека.
В первую очередь, разрозненные недоукомплектованные местные телестудии не могут создать хороший контент — это просто нереально. А если контент плохой, привлекательность телеканала будет много ниже, чем у коллег по цеху, и денег на нем не заработаешь.
Да и встает вопрос, где найти этих 2-3 человек. Одна из основных бед — это жесточайший кадровый голод, особенно в глубинке. Глобальные города — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Владивосток — просто как пылесос высасывают людей из провинции. А высшее образование сейчас, как иногда кажется, производит не специалистов, а дипломные корочки. Поэтому на местном уровне найти квалифицированные кадры очень тяжело. В этом случае объединение усилий, создание совместного контента, взаимопомощь — единственный выход. Само существование двух, а где-то и трех ТВ-студий муниципального уровня в городе с населением порядка 100 тыс. жителей — это просто бессмыслица и с точки зрения экономики и информированности населения, если в каждой телестудии ограниченные экономические и кадровые ресурсы.
В качестве примера: не так давно был День рождения Ленинградской области. Это интересное праздничное мероприятие с хорошей программой, подведением итогов деятельности и так далее. Благодаря тому, что мы — медиагруппа, там работало три телевизионные бригады. Я сам со стороны смотрел и получал безусловное удовольствие, когда видел, как сотрудники в жилетках медиагруппы «Ореол» снимали интереснейшие моменты в разных местах и с разных позиций. Какая отдельная муниципальная студия может выставить на такие мероприятия три-четыре телевизионные бригады с общим ведущим, связью по рации, согласованным планом действий, организованной логистикой и тому подобным? А у нас они успешно отработали. Кроме того, каждая из бригад — а я собрал их из разных городов медиагруппы — особое внимание обращала на свою делегацию, например на выступление и награждение людей из своего муниципального района. В итоге у нас получился, с одной стороны, хороший общеобластной контент, с другой стороны — качественный индивидуальный, для конкретного муниципального образования.
Конечно, мы туда идем. У нас созданы группы в социальных сетях, есть сайт, правда, его мы никак не можем перезапустить. Я недоволен, что он работает не так активно, как хотелось бы, но чтобы сделать хороший сайт, нужно иметь стартовый капитал как минимум в 100 тыс. рублей, а также бюджет на его сопровождение.
Однако даже без перезапуска сайта мы активно работаем в этом направлении.
Статистика показала интересную вещь: от города к городу люди в Ленинградской области по-разному пользуются Интернетом. Там, где кабельные сети присутствуют только в городе и не охватывают близлежащие поселки, количество кликов на наши сюжеты больше, потому что люди в деревнях и поселках не имеют возможности смотреть местное кабельное телевидение, а эфирное ТВ есть не везде. Поэтому они смотрят нас в Интернете.
Мы сейчас приняли решение, что новости всегда должны заканчиваться «бантиком»: в конце 15-минутного выпуска новостей ведущий должен сказать, какой из сюжетов предыдущего выпуска заработал наибольшее количество просмотров. При этом даются картинки из той новости и текст: «Смотрите нас на таком-то сайте, в такой-то группе “ВКонтакте”». То есть мы сразу даем привязку к онлайн-сюжетам.
Раз уж говорят (хотя это сейчас можно воспринимать как шутку), что средства массовой информации — это четвертая власть, телевидение должно в какой-то степени повторять структуру власти. У нас три уровня власти: федеральный, региональный и местный. Аналогично и телевизионные СМИ должны быть федерального, регионального и местного уровня. Это было реализовано ранее, при социализме, когда одна выбранная газета или телекомпания в каждом муниципальном образовании получала соответствующие преференции, гранты и поддержку.
Однако любую поддержку нужно осуществлять так, чтобы это не было оторвано от реалий жизни на каждом уровне. Поскольку на сегодняшний день Москва живет во многом своей жизнью, а глубинка — своей, не хотелось бы, чтобы какие-либо меры поддержки были «мертворожденными». За последние годы уж очень часто с помпой принятые решения отменяются, так как не работают. Но самое странное, что за это никто не несет никакой ответственности. И социум это реально начинает раздражать.
Здесь есть как минимум один нюанс: на муниципальном уровне может быть не одна телекомпания. К примеру, в Ленинградской области есть города, где работает несколько телевизионных студий, при этом они могут даже транслироваться в разных кабельных сетях. Вопрос о том, какой из них присвоить статус 22-й кнопки с соответствующими обязательствами и правами, может иметь разные оттенки, вплоть до коррупционного.
Надо определить четкие критерии выбора, но часто у нас бывает, что государство ставит какие-то рамки, а потом все сообщество, условно говоря, стоит на ушах, пытаясь их соблюдать. Отличный пример — «закон Яровой».
Чтобы принимать подобные законы или устанавливать какие-то критерии, нужно сначала все тщательно продумать. Полезно «посоветоваться с сообществом», которое будет выполнять эти предписания.
Пока мы не слышали ни вопросов, ни предложений. Какой диалог может быть, если нет никакой информации, что этот диалог должен быть в принципе?
Меня и других людей, работающих, как это называется, ближе к народу, на низком — муниципальном — уровне, всегда удивляет, что представителей подобного бизнеса нет там, где принимаются подобные решения. Например, сейчас были созданы совещательные органы при Минкомсвязи РФ и других госструктурах, но там присутствуют только представители крупных компаний — глобалистов. Конечно, они будут принимать решения, учитывая только свои интересы. А мы в их понимании — мелочь, которая «мешается под ногами».
Понятно, что все идет к глобализации, объединяется в корпорации. Но нельзя забывать, что любое государство состоит не только из тех, кто живет в столице. Есть еще города среднего и малого уровня, где тоже живут люди, у которых есть свои особенности, возможности и интересы. И таких людей в России больше, чем в столице и городах-миллионниках.
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.