На какую аудиторию вы рассчитываете, формируя предложения?
Мы ориентированы на ту аудиторию, которая при выборе делает ставку на ценность продукта, его наполнение и качество. Современный рынок уделяет этому все больше внимания. Потребителю надо больше, быстрее, насыщеннее, бесперебойнее. Даже небольшие перерывы в связи или падение скорости уже вызывают негативные эмоции. И потребитель не готов сейчас получать продукт, качество которого вызывает вопросы.
В каком направлении вы развиваете свои сети?
Мы идем по пути увеличения скорости и бесперебойности сети. Годы идут, оборудование физически и морально устаревает. Поэтому в компании есть программа модернизации сетей, которая затрагивает как магистральные, так и городские и внутридомовые сети. К концу 2020 года мы планируем завершить эту программу в Петербурге. И тогда у нас будет сеть нового поколения, рассчитанная на рост потребления в ближайшие лет 10.
От каких принципов вы отталкиваетесь в ходе этой модернизации?
Мы упрощаем ремонтные и регламентные работы, повышаем отказоустойчивость, в том числе за счет топологии. Не секрет, что на этапе бурного развития домового Интернета темпы строительства были в приоритете. Например, не всегда использовалось самое грамотное резервирование. Много таких артефактов досталось нам в наследство от приобретенных операторов. Все они ликвидируются, устанавливается современное оборудование.
На какие количественные параметры вы ориентируетесь?
При реконструкции на каждый порт в домовом коммутаторе подается 1 Гбит/с. Сегодня этого более чем достаточно, потому что, обладая даже самым современным роутером, владелец среднестатистического смартфона с однодиапазонным Wi-Fi вряд ли получит на него больше 100 Мбит/с. Да и контента, который требовал бы подключения со скоростью 1 Гбит/с и выше, пока нет. То есть мы формируем определенный запас, который, кстати, отразился и в тарифах. У нас больше нет тарифных планов со скоростями менее 100 Мбит/с, зато есть тарифы до 600 Мбит/с. Параллельно мы меняем линейку абонентского оборудования.
Абонентские роутеры вы также берете под свою ответственность?
Да, это наш осознанный выбор. У многих клиентов старые однодиапазонные роутеры, которые вроде бы обещают скорость доступа по беспроводной сети до 50 Мбит/с (и эту скорость они действительно выдавали когда-то в лаборатории), но фактически из-за разных факторов выдают 4—10 Мбит/с. Даже если мы такому клиенту проведем в квартиру 100 Мбит/с, он останется недоволен, так как имеющееся оборудование не позволит ему полноценно использовать новые сервисы. И он совершенно точно не поймет, что у оператора-то все хорошо, а проблема на его стороне.
Если мы не возьмем на себя ответственность за то, как услуга работает внутри квартиры, то не сможем соответствовать высоким стандартам. Необходимо помочь клиенту разобраться с его внутридомовой сетью. Так что мы начали с того, что обновили парк оборудования, разработали типовые решения для квартир определенной площади, состоящие из одного или нескольких роутеров, объединенных в единую сеть с бесшовным роумингом.
Есть ли в Санкт-Петербурге какие-то особенности с точки зрения строительства и развития телекоммуникационных сетей?
Да, действительно, по сравнению с любым другим российским городом, даже Москвой, количество дореволюционной застройки очень велико. Это фактически весь центр. Операторы не любят эти районы. Конечно, интереснее охватить новостройку на тысячу квартир где-нибудь за КАДом, куда в основном заезжают молодые семьи, желающие подключиться к Интернету. И в основном все операторы там. А в центре конкуренция была ограничена в силу того, что здесь технологически сложнее зайти в жилой фонд. И это связано не только с отсутствием канализации, но и со сложностями при прокладке внутридомовых сетей. В центре повсюду памятники архитектуры, которые охраняются государством, а внутри парадных не предусмотрено никаких каналов для коммуникаций.
Но мы давно смотрели на центральные районы города. Еще лет пять назад у нас здесь были клиенты, но по большей части в сегменте B2B, которым была проложена линия до бизнес-центра. И постепенно, в основном благодаря сделкам M&A, мы зашли на эти территории.
Также наша компания выиграла государственный контракт по монтажу в городе современных цифровых домофонов, транслирующих видео и звук в Городской центр мониторинга. Важным условием этого контракта был монтаж оборудования в центральной части города, где необходимо было позаботиться о безопасности туристов. Так что в процессе его исполнения компания фактически проложила оптику до каждой парадной. Дело остается за малым — довести кабель до квартиры абонента. Это сложно, каждый раз задача нетривиальная, а решение ее — индивидуально, но мы это делаем.
Заходите ли вы со своими сетями в частный сектор?
Строить сеть в частном секторе компания начала в 2018 году. Благодаря этому абоненты в Брянске, Иркутске, Рязани, Ростове-на-Дону и Саратове уже пользуются нашими услугами. В Питере тоже есть беспроводные решения для таких районов, но направлены они на бизнес-сектор. Это альтернатива мобильному Интернету через сим-карты с гарантированной, хоть и небольшой скоростью. А бизнесу как раз и не надо смотреть ролики на YouTube, поэтому большая скорость зачастую не так важна. Здесь основные факторы: стабильность, качество обслуживания и скорость восстановления соединения после каких-либо поломок.
Много ли ваших клиентов в Питере перешли с пакетных предложений, включающих телевидение и Интернет, на чистый Интернет? И как вы вообще оцениваете перспективы классического телевидения?
Немного. Но определенная доля так называемого «распакечивания» существует. Правда, достаточно большое количество клиентов моно-Интернета используют платформу для смарт ТВ — Movix, то есть смотрят телевизор, фактически не являясь абонентами классического телевидения. Внимание к этому сервису, а также популярность YouTube, ivi, Megogo и других показывает, как в принципе меняется телесмотрение. Люди уже спокойно относятся к тому, что можно поставить приложение на телевизор или смартфон и по-другому потреблять контент.
Я думаю, что классическое эфирное телевидение, несмотря на смену формата с аналога на цифру, все равно уйдет в прошлое. Интерактивное ТВ, в отличие от линейного вещания, можно поставить на паузу или перемотать, а эти функции люди уже воспринимают как должное.
Пользуется ли у вас в сети популярностью контент сверхвысокой четкости?
С 4К-контентом сейчас та же история, что и с 1 Гбит/с в квартиру. Он доступен — у нас в сети уже есть один 4К-канал. Но чтобы прочувствовать этот 4К-контент, нужно еще купить телевизор. И объективно для многих это не предмет первой необходимости. Если он уже есть, ты его поменяешь лет через 10—15. Наши техники в квартирах еще иногда и кинескопные телевизоры встречают, так что рынок абонентских устройств обновляется довольно тяжело — это не гаджеты, которые быстро меняются. А кроме того, сейчас еще нет достаточного количества разнообразного контента. Так что это тема завтрашнего дня. Однако хочу отметить, что эксперимент по съемке и трансляции 4К-футбола во время чемпионата мира был очень интересен.
Но несмотря на это вы начали трансляцию 4К-канала?
Мы ждем роста интереса к этой теме и технологически к нему готовы. Одно из перспективных направлений развития формата — VоD в 4К.
Уже сейчас в наших подписках можно найти достаточно фильмов в UHD. Реконструкция сети направлена в том числе на то, что потребление 4К-контента будет расти. К сверхвысокой четкости готова и наша платформа. Как только будет появляться интересный для наших абонентов контент, мы будем его размещать.
Видите ли вы перспективы в том, чтобы размещать 4К-канал в классической кабельной сети? Или такой контент рентабельнее передавать по IP?
Это однозначно будет передача данных по IP. Даже не потому, что сети не справятся. Просто меняется принцип смотрения. Просмотр того, что соблаговолил поставить в эфирную сетку владелец телеканала, уходит в прошлое. Пользователь хочет управлять картинкой на своем экране.
Замечали ли вы какие-то колебания спроса на контент в последнее время?
В период чемпионата мира по футболу мы увидели, как подскочило потребление всего, что связано со спортом, причем не только футбола. В принципе люди стали больше интересоваться спортом, и это было заметно в масштабах всей страны.
Отличается ли Питер с точки зрения потребления услуг, популярности контента и тому подобного?
В Питере чуть более продвинутая аудитория, которая хочет иметь возможность выбора, здесь люди готовы тратить деньги на дополнительные пакеты и услуги. Также доля пользователей моно-Интернета, которые не покупают стандартное телевидение, но при этом пользуются более современными фишками, такими как просмотр ТВ через мобильные приложения или веб-ресурсы, здесь значительно выше.
_________________________
Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.
Также читайте «Телеcпутник» во «ВКонтакте», Facebook , «Одноклассниках» и Twitter.
И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен».