img06 декабря 2017 в 18:00

Наталья Чайковская, Game Show: «Киберспорт уже занял ту же нишу, что и спорт»

О трансляциях киберспорта и тех, кто их смотрит, «Теле-Спутнику» рассказала генеральный продюсер телеканала Game Show Наталья Чайковская.

О трансляциях киберспорта и тех, кто их смотрит, «Теле-Спутнику» рассказала генеральный продюсер телеканала Game Show Наталья Чайковская.
В интервью на «Эхе Москвы» вы говорили, что телеканал «Первый игровой», который проработал с 2008 по 2011 год, появился слишком рано. Почему вы считаете, что для Game Show время уже пришло?

Это очевидно с точки зрения индустрии. В последние пять лет произошел стремительный рост интереса к геймингу и киберспорту со стороны обывателей, зрителей, рекламодателей и инвесторов. А если есть какое-то мейнстримовое направление, оно обязательно должно быть на телевидении.

Понятно, что с точки зрения бизнеса в этой индустрии будут найдены оптимальные формы, учтены ошибки, станет ясно — вложены туда деньги или нет. Но совершенно точно, что она будет развиваться и дальше: сейчас вектор движется из точки в расширенную воронку. Это было понятно еще два года назад, когда мы запустили Game Show.

С какими проблемами сталкивался телеканал за два года существования?

Большие сложности были с прямыми трансляциями киберспортивных соревнований — они не заточены под телевидение. Во первых, нужен очень серьезный и дорогостоящий апгрейд оборудования, чем мы постоянно занимаемся.

Во вторых, у них нет фиксированного хронометража. В киберспорте очень много подвижных линеек с точки зрения времени, и телеканалу сложно формировать сетку. Кроме того, организаторы чемпионатов, даже крупных и топовых, часто не придерживаются тайминга, могут опаздывать.

Для нас это повод еще раз пообщаться с издателями игр, организаторами киберспортивных турниров. И мы понимаем, в чем проблема, она сложная и интересная и на данный момент постепенно решается. Сейчас нас уже знают все крупные издатели — Blizzard, Wargaming и другие — и когда мы говорим: «Ребята, нам нужны точные тайминги, нужны сетки, верстки», то коллеги нас понимают и в общем мы уже на одной волне.

Из-за этих сложностей на телеканале стало меньше трансляций киберспортивных турниров?

Не то чтобы меньше. Мы за лето показали очень много киберспортивных трансляций. На Game Show показывали все состязания Континентальной лиги по League of Legends. Мы тесно сотрудничаем с издателем и разработчиком игры Riot Games и очень рады этому. Это не самая популярная игра в России. Насколько я понимаю, она занимает плюс-минус четвертое место в рейтинге популярных кибердисциплин. Но Riot Games сильно печется о качестве трансляций и работает синхронизированно с телевидением. Они делают серьезный телевизионный формат, красивые шоу, пре-пати — это такой гала-концерт перед финалом чемпионата. На GameShow впервые была прямая трансляция этого мероприятия.

Также мы в этом году показали чемпионат мира по FIFA, что очень важно. Были трансляции Кубка России по FIFA 17, Кубка РФПЛ, Кубка мэра Казани по киберфутболу, отборочных игр на чемпионат Европы по FIFA. 19 декабря уже второй год подряд пройдет благотворительный турнир Strawberry Fields Cup, который организует Game Show. Киберфутбол сейчас показывает очень серьезные темпы роста — он популярен и понятен зрителю. Естественно, мы очень хотим и дальше развивать все, что касается этой игры.

Смена формата, объявленная в феврале, была связана с пересмотром подхода к киберспортивным трансляциям?
Да, отчасти с этим. Мы также немного поменяли сетку, но сохранили фокус на вечерние шоу. В 2018 году, я думаю, мы добавим киберспортивные дисциплины, на которые не обращали внимание в 2017 м. Точнее, не перегружали ими сетку. У нас уже прошли переговоры с правообладателями других дисциплин, сейчас не готова раскрывать все секреты.
Но вы не позиционируете себя как киберспортивный канал?

Нет. Game Show — телеканал индустриальный. Мы говорим, что это канал обо всем, что касается любых компьютерных игр, обо всем, что связанно с геймдевом (от game development — разработка компьютерных игр, — прим. «Теле-Спутника») и киберспортом. Это абсолютно не игровой и не киберспортивный канал в чистом виде. Делать такое жесткое разделение нет смысла, везде есть словосочетание «компьютерная игра».

Соотношение киберспортивного контен¬та и всего остального примерно 70 на 30, но в разное время по-разному. В летний период было много «Лиги Легенд», поэтому соотношение было 65 на 35, иногда доходило до 60 на 40. В выходные, например, у нас один киберспорт, так как проходят финалы различных турниров. В будни больше игрового.

Расскажите об остальных программах телеканала, не связанных с киберспортом?

У нас есть программа «Гаджетотека», которая получила несколько премий (в частности, в 2017 стала обладательницей премии «Большая цифра» в подкатегории «Программы о хобби и увлечениях», — прим. «Теле-Спутника»). Она рассказывает о гаджетах в формате, понятном для любого зрителя: домохозяек, которые хотят купить то или иное устройство, и специалистов, которым интересно разбираться в микросхемах и платах.

Потом у нас выходят вечерние шоу, где обсуждают новинки, проходят игры, зрители общаются с ведущими. Есть ток-шоу «Джастин Кибер», которое достаточно сильно обновится в следующем году, появятся новые ведущие. Планируем провести кастинг среди девушек — сейчас на телеканале больше парней.

Каковы контентные планы телеканала? Что еще нового появится в следующем году?

У нас очень много всего заготовлено на следующий год. Это еще связано с переездом телеканала из Вильнюса в Москву. Сейчас у нас строится новая студия, площадь которой составит 1,5 тыс. кв. м, расширится линейка студийных программ.

Мы начнем делать больше форматов с коллегами из Riot Games, будем еще больше рассказывать о «Лиге Легенд», популяризировать ее. Планируем также запустить тематические программы, связанные с путешествиями, но сейчас они находятся на стадии обсуждения, и я не готова об этом говорить. Совершенно точно, у нас добавится много диджитальных проектов, которые будут привязаны к каналу.

Я могу понять, почему люди смотрят киберспортивные турниры. А как вы для себя объясняете популярность летсплеев?

Для меня этот точно такой же вопрос. Мне, как человеку, основная деятельность которого была связана со спортивным телевидением, казалось очевидным, что люди больше смотрят спортивные трансляции, чем разборы полетов после. Это всегда была беда традиционного спортивного телевидения: комментаторы и эксперты хотят рассказать, что было, а зрителю это неинтересно, и он уходит с канала. И программные директора всегда старались сократить эти обсуждения до и после матчей.

Летсплеи — это похожий формат, где ведущий подробно обсуждает, как пройти игру, это обычный монолог одного человека. В Интернете летсплеи очень популярны, и мне кажется, так исторически сложилось, что аудитория любит этот формат. Сегодня их популярность, в том числе телевизионная, — это дань тому, что в среде геймеров было всегда. Более того, нас часто просят увеличивать количество летсплеев. В новогодние каникулы их на GameShow точно будет больше.

Почитал комментарии, которые остав¬ляют на YouTube-канале Game Show, в группе в сети «ВКонтакте», и создалось впечатление, что их пишут те, кого в Интернете принято называть «школотой». Насколько верно мое впечатление: телеканал действительно смотрят только школьники?

Нет. Это комментарии оставляет «школота», как вы выразились. Люди, которые пришли посмотреть киберспорт, чуть более взрослые — им зачастую незачем это делать и нет для этого времени.

В целом нас смотрят зрители в возрасте от 14 до 35 лет. Аудитория киберспортивных трансляций более сегментированная: «Лигу Легенд» смотрит молодежь, World Of Tanks – люди постарше. Таким образом, вариативность достаточно серьезная, не как в футболе и хоккее, которые смотрит примерно одна аудитория.

Еще один важный момент: телесмотрение нашего канала очень длинное, порядка 45 минут. Далеко не каждый телеканал может похвастаться таким показателем. Это говорит о том, что зрители приходят на телеканал адресно, чтобы посмотреть определенную трансляцию.

Расскажите, с какими сложностями вы сталкиваетесь при продвижении телеканала среди операторов платного ТВ?

Сложности есть у любого канала — у всех есть свои плюсы и минусы. Однозначный плюс Game Show — это то, что мы уникальны: второго такого канала нет в пакете ни у одного оператора. Практически в любом пакете — спортивном, развлекательном, базовом — мы являемся привлекательным предложением для конечного абонента с точки зрения оператора.

Кроме того, у меня достаточно большой опыт в дистрибуции и хорошая репутация, поэтому сложностей в коммуникации с операторами нет — они хорошо относятся к проектам, которыми занимаюсь я и моя команда. Это первое. Второе — насколько они готовы за это платить? И я вам сразу говорю: операторы платить готовы, они платят, и мы на этом зарабатываем. У нас платный канал, и он нигде не представлен бесплатно. Это говорит о том, что абсолютно точно интерес к Game Show есть.

С другой стороны, для продвижения такого канала оператору нужно больше информации. Вот в этом, безусловно, заключается самая большая сложность. Когда оператор продает киношный канал, там все понятно — абоненту просто рассказывают, какое это кино. В нашем случае нужно рассказать, что такое киберспорт. Понятно, что все больше и больше людей знают о таком явлении, особенно молодежь и дети. Но, к сожалению или к счастью, решение о покупке канала или пакета в семье принимает женщина. И часто женщина 40+ не очень понимает, что это такое, и поэтому мы операторам готовим специальные релизы, в которых рассказываем про Game Show, как его надо продвигать и почему в семье должен появиться такой телеканал. Такая традиционная история коммуникации с операторами у нас есть.

У меня был вопрос про деньги, но насколько я понял, у вас с этим все хорошо.
Всегда хочется большего. Мы движемся в рамках нашего бизнес-плана, который составляли на 2017 год. По дистрибуции мы план выполнили полностью: примерно 80% операторов страны нами охвачено.
Вы создавали телеканал КХЛ: что общего и чем отличается спортивный телеканал от киберспортивного?

Если говорить конкретно про канал КХЛ, то разницы никакой нет. С точки зрения логики телевидения все точно так же: прямые трансляции, соревновательный эффект, есть околоспортивный контент.

Отличие только в том, что на Game Show совершенно другая технология: более сложно сконфигурированное «железо», другие форматы. Есть проблема отсутствия жестких сеток и хронометражей. КХЛ — это телеканал лиги и лига очень четко работает в связке с каналом. То есть время начало матчей и переносы всегда делались под телевидение. Эти моменты мы всегда хорошо и полюбовно решали со спортивным департаментом КХЛ. Game Show не проводит турниры и я не могу диктовать условия китайцам или американцам в каком часу начинать и когда заканчивать. С этим сложности есть. Также есть сложности с сотрудниками. В частности, проблематично найти редакторов. Понятно, что есть журналисты, которые пишут в Интернете о гейминге и киберспорте. Но делать телевизионный проект — это совсем другое.

Займет ли киберспорт в будущем такое же место и нишу, которые сейчас занимает спорт?

Спорт в умах людей занимает не так много места как вам кажется. 7% населения России смотрят спорт — это очень мало. И поэтому спортивное телевидение, к сожалению, не монетизируется. В те или иные пики – во время Олимпиады или мундиаля — телезрителей становится больше, но потом происходит спад. При этом ведется пропаганда здорового образа жизни, люди много тренируются — спорт всегда был неотъемлемой частью жизни.

Киберспорт появился десять лет назад, в нашей стране — 5-7 лет назад. Будет ли проникновение киберспорта такое же, как спорта? Ну конечно будет! Треть населения земли — это геймеры. Такого количества спортсменов нет, если не считать физкультурников. Если ты профессиональный спортсмен, то делаешь карьеру до 35-40 лет, потом уходишь на тренерскую должность.

В киберспорте немного не так. У тебя более легкий порог вхождения, ты можешь делать бизнес, руководить фирмой, быть врачом и параллельно профессионально заниматься киберспортом. Если ты профессиональный хоккеист, то ты занимаешься только хоккеем и вряд ли можешь быть хирургом или инженером. Профессиональный киберспорт можно совмещать с основной работой, но при этом быть спортсменом, ездить на сборы, участвовать в соревнованиях. Это вроде профессионального хобби, которое может приносить деньги, но у тебя еще остается достаточно времени и возможностей на реализацию в других сферах. Понятно, что иногда происходят перегибы и ребенок уходит с головой в мир иллюзий. Это также плохо как, когда ребенок все время посвящает боям без правил, начинает драться на улицах.

Мой ответ на вопрос, займет ли киберспорт ту же нишу, что и спорт, такой: он уже занял. Только это просто хобби, не профессия. Здорово, что ребята играют в профессиональных командах, зарабатывают. А в остальное время пишут статьи, занимаются бизнесом, аналитикой. Индустрия киберспорта будет развиваться по той же схеме, что и индустрия спорта. Только быстрее, потому что и жизнь наша в целом стала быстрее.

___________________

Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий