logo

Расследование причин аварии РН «Протон-М».

Дата: 
четверг, 18 Июль, 2013 - 22:09

Причиной аварии стало нарушение технологии при сборке ракеты и недостатки в системе контроля.

18 июля ГКНПЦ им. Хруничева и Роскомос сообщили первые данные расследования аварии РН «Протон-М», произошедшей 2 июля при запуске спутников «Глонасс». Это первая официальная информация, поступившая после аварии.
Авария произошла примерно на 32,682 секунде полета "вследствие потери стабилизации по каналу рыскания из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей (ДУС) системы управления РН «Протон-М»." (Рыскание – угловые движения ракеты относительно вертикальной оси. Координаты ракеты определяются тангажом, вращением и рысканием.)
Падение обломков произошло за пределами стартового комплекса. Жертв и разрушений нет.
Для выяснения причин аварии и выработки рекомендаций создана Межведомственная комиссия под руководством заместителя руководителя Роскосмоса А.П.Лопатина.
Комиссия проанализировала конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию носителя, рассмотрела процессы изготовления, испытаний, транспортировки, хранения и проверки составных частей ракеты, исследовала обломки ракеты и проанализировала телеметрическую и внешнетраекторную информацию. Установлено, что при пуске формирование сигнала «Контакт подъема» - команды, сообщающей об отрыве РН от стартового стола - произошло на 0,4 с раньше расчетного времени и до фактического схода ракеты с опор пускового устройства. Но комиссия установила, что преждевременное формирование и прохождение сигнала «контакт подъема» не могло быть причиной аварии. Причина этого нарушения выясняется.
Далее комиссия, проведя эксперимент, выяснила, что датчики угловой скорости (ДУС), отвечающие за канал рыскания, работали нештатно. Причиной некорректной работы могла быть неправильная их установка (переворот приборов на 180° при монтаже), электроразъемы были подключены правильно. В результате исследования обломков комиссия установила, что на «стыковочных поверхностях трех из шести приборов имеются характерные следы силового воздействия, аналогичные следам, появившимся после проведения эксперимента по нештатной установке приборов. Расположение оттисков силового воздействия по относительному положению и величине смещения практически полностью совпало с расположением на макете прибора, который использовался при эксперименте.» То есть, следы, условно говоря, от ударов молотком на тех приборах, которые для эксперимента были специально установлены неправильно, совпали со следами на приборах, найденных в обломках аварийной ракеты.
Комиссия сделала вывод, что причиной аварии является нарушение технологии установки трех ДУС. Контроль, осуществляемый в ходе наземной подготовки и испытаний, не позволил выявить нарушение и неправильную установку приборов.

18+