logo

Перспективы использования ШПД в Ка-диапазоне в России: операторы готовы к массовому рынку.

Дата: 
четверг, 14 Ноябрь, 2013 - 22:17

Недавно Минкомсвязи РФ опубликовало «Стратегию развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденную Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Основное направление этой стратегии – увеличение доли несырьевой экономики, а именно – отрасли информационных технологий. Сейчас, по данным рейтинга конкурентоспособности 142 стран мира за 2012 год, подготовленного Всемирным экономическим форумом, Россия по условиям ведения бизнеса в информационных технологиях – находится на 110 месте, тогда как США – на 21, Германия – на 38, Индия – на 72. Одной из множества причин, мешающих развитию отрасли ИКТ – недостаточный охват населения широкополосным доступом. Сейчас ШПД снова включен в программу, и не исключено, что спутниковый широкополосный доступ в Ка-диапазоне станет часть. этой программы. (См. Новость «Спутниковый широкополосный доступ может быть включен в государственную программу»: http://www.telesputnik.ru/ts/news/3017#.UoUgLye9dR0).
Недавно было объявлено о новой ФЦП, в рамках которой до 2020 г. необходимо обеспечить ШПД во всех населенных пунктах, где проживает больше 1000 человек. Основная ставка в этой программе делается на Ростелеком и сотовых операторов. К указанной программе примыкает и ФЦП по обеспечению российских граждан к госуслугам. И в этой программе также не нашлось места космической индустрии. Но ГПКС, считая данное положение неправильным, ведет активную работу по включению в ФЦП спутниковых технологий, в том числе и предоставления ШПД в Ка-диапазоне. Во многих случаях варианты, перелагаемые ГПКС, выигрывают по цене и почти всегда – по времени. В некоторых случаях оптимальным вариантом было бы использование и спутниковых и наземных технологий.
Вопрос развития и дальнейших перспектив Ка-диапазона на российском рынке обсуждался на конференции SatComRus-2013, где присутствовали основные игроки спутникового рынка РФ.
Основным локомотивом развития спутниковых коммуникаций за последние полтора десятка лет является телевещание. Спутниковый широкополосный доступ, несмотря на достаточно бурное развитие, на роль драйвера индустрии пока не вышел. Для того, чтобы усилить его роль, чтобы развивать технологии и сети необходима государственная программа развития ШПД с учетом спутниковых технологий. Заметим, что во всех странах так или иначе присутствуют программы поддержки этой отрасли и развития спутникового интернет-доступа в отдаленных районах. Российская программа РСС-ВСД прекратила свое существование, не успев обрести какие-то конкретные очертания.
2013 год можно смело назвать годом Ка-диапазона в России, именно в 2013 году началась активная продажа спутникового широкополосного доступа населению. Ресурс Ка-диапазона, доступный в России, ограничен и охватывает довольно небольшую территорию. Но и на таком ограниченном поле деятельности российские операторы смогли продемонстрировать перспективность этого рынка. Теперь уже очевидно, что KA-Sat, через который работают российские операторы, стал полигоном для дальнейшей широкомасштабной деятельности.
В этом и следующем году должны появиться спутники «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6» и «Экспресс-АМ4R», которые имеют достаточно большое количество емкости Ка-диапазона. На 2015 г. запланирован запуск «Экспресс-АМУ1», который также будет иметь полезную нагрузку Ка-диапазона. Надо сказать, что предоставление услуг спутникового ШПД из орбитальной позиции уже активно раскрученной телевидением – это будет очень сильный шаг. И, судя по всему, Eutelsat крайне заинтересован в развитии этой услуги. Во-первых, при каждом удобном случае представитель Eutelsat повторяет, что в России спрос на спутниковый ШПД будет расти и пользоваться высоким спросом. Сейчас в пример приводится Европа, в которой (по данным Eutelsat) около 30% населения не имеют доступа к высокоскоростному интернету по земле. Во-вторых, Eutelsat активно разрабатывает и продвигает гибридный облучатель, работающий в Ku и Ка- диапазонах. Этот облучатель как раз и можно будет использовать, когда в точке 36°в.д., помимо телевидения появится еще и интернет.
Сейчас для VSAT-операторов наступает интересное время. Уже сейчас на ограниченном ресурсе иностранных операторов начинаются ценовые войны и прочие атрибуты конкурентной борьбы. Что будет в дальнейшем, когда ресурса станет значительно больше? Есть ли шанс на выживание у некрупных операторов? Возможно, что облик российского рынка Ка-диапазона сформирует модель, предложенная компанией «Ка-интернет». Она выкупает большое количество емкости у оператора (в данном случае – ГПКС – партнера Eutelsat по продаже емкости Ka-Sat), и эту емкость в свою очередь предлагает операторам, работающим непосредственно с абонентами. То есть, на рынке спутникового ШПД в Ка-диапазоне появился оператор операторов. Любая компания, желающая предоставлять услуги высокоскоростного спутникового интернет-доступа может работать через инфраструктуру компании как VNO (Virtual Network Operator ). Но самое основное – компания, выкупая большое количество емкости, берет на себя ответственность перед собственником спутникового ресурса по приобретению фиксированного объема ресурса на фиксированный срок. По необходимости компания осуществляет поставку оборудования, консалтинг по построению сети, установку системы биллинга, СОРМ и стыковку с М9.
Преимущества пользователей очевидны: минимизация инвестиций, экономия времени, отсутствие необходимости создания центра управления сетью. Очевидно, что основная игра ведется на том, что компания выкупает ресурс в больших объемах при максимальных скидках – именно так, например, в эпоху расцвета классической спутниковой связи работала например British Telecom, выкупая ресурс на новых спутниках практически целиком. Генеральный директор «Ка интернет» Виталий Вашкевич заявил, что на «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» компания готова арендовать на долгосрочной основе не менее половины ресурса КА-диапазона.

Некий прогноз развития событий предложил Олег Тимошенко (генеральный директор ООО «Истар») на основе опыта работы своей компании на иностранных рынках, уже охваченных Ка-диапазоном. Во-первых, никуда не уйдут сети Ku-диапазона, многие потребители по разным причинам не захотят от них отказываться. Во-вторых, российским операторам надо активно выходить на зарубежные рынки. В Европе и особенно в Латинской Америке существует большой спрос на решения бэкхол для сотовых сетей – связь базовых станций с опорной сетью. Спрос растет вместе с объемами трафика, практически по экспоненте. И в этом случае надо искать гибридные решения, объединяя Ка- и Ku- диапазоны.
Крайне перспективна область мобильных коммуникаций, в этой области для Ка-диапазона пока мало решений, а спрос в России уверенный и большой. При этом, та модель, которую предлагает компании «КА-интернет», может превратить операторов в простых установщиков и агентов по продажам и сбору абонентской платы. Для тех, кто этого не желает, есть выход - идти на иностранные рынки. Пока российские операторы делают это крайне неохотно.

Константин Ланин (Региональный директор Hughes в России и СНГ) считает, что все-таки, при всей перспективности других областей, основное использование Ка-диапазона будет в массовом секторе. Да, различные решения – в частности, бэкхол и связь в движении - будут так или иначе реализованы в Ка-диапазоне. Но пока для этих применений Ка-диапазона мало оборудования, сегодня все корпоративные решения реализованы в первую очередь в Ku.

По тому, как участники рынка рассматривают дальнейшее развитие Ка-диапазона в России, складывается впечатление, что: будет ли включен доступ в Ка-диапазоне в госпрограмму или нет – вопрос не принципиальный. Российские операторы и сервис-провайдеры уже создали российский рынок спутникового ШПД, отработали механизмы продвижения услуги, выбрали маркетинговые схемы. Получен однозначно положительный ответ на вопрос: «Нужен ли российскому пользователю Ка-диапазон?». Появление нового ресурса (если «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» успешно выйдут на орбиту и подтвердят заявленные характеристики) увеличит массовое потребление услуги, что не может не привести к снижению цен. Включение спутникового ШПД в госпрограмму может несколько увеличить темпы развития, кардинально этот фактор общей картины не изменит.

Tags: 

18+