logo

Руководство Роскосмоса выступает против заказа космических аппаратов у иностранных компаний.

Дата: 
понедельник, 25 Ноябрь, 2013 - 14:48

Как сообщают российские СМИ, глава Роскосмоса Олег Остапенко выразил недовольство тем фактом, что российские операторы заказывают космические аппараты у иностранных разработчиков. В письме, отправленном вице-премьеру Дмитрию Рогозину, курирующему российскую космическую отрасль, Олег Остапенко высказал мысль, что заказ аппаратов у иностранных разработчиков, в частности EADS – есть не что иное, как скрытая форма дотации иностранного научно-технического потенциала. По мнению руководства Роскосмоса, ближайшие заказы на коммуникационные спутники, а именно КА «Экспресс-АМУ-2», «Экспресс-АМУ-3» и «Экпресс-АМУ-4» - должны быть переданы в ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетнева. Конкурс на «Экспресс-АМУ-2» был объявлен оператором – ФГУП «Космическая Связь» - в октябре этого года. По двум остальным аппаратам идет сбор предварительных предложений от разработчиков.
Если Роскосмос примет директивное решение о запрете размещать заказы у иностранных разработчиков – в частности EADS – это может крайне отрицательно отразиться на состоянии российских спутниковых коммуникаций. Космические аппараты ГПКС финансируются из бюджета только частично, большая часть средств, вкладываемых в развитие орбитальной группировки – кредиты. Руководство ГПКС на всех этапах заявляло, что от качества космического сегмента напрямую зависит возможность предоставления качественных услуг, и как следствие, возможность выплаты кредитов и дальнейшего развития. Разумеется, выполнение возложенных на ГПКС государственных задач также зависит от технических характеристик космических аппаратов. На протяжении последнего десятилетия зафиксировано несколько случаев временного прекращения вещания федерального телерадиопакета в некоторых вещательных зонах в результате выхода из строя космических аппаратов. Таким образом, ГПКС всегда отстаивало свое право заказывать космические аппараты, исходя из собственных требований, и, соответственно, самостоятельно выбирать поставщика. Наверняка и в данной ситуации главный российский спутниковый оператор предпримет какие-то действия, например, оспорит решение в судебном порядке.
Сейчас из восьми КА, запланированных к запуску на конец 2013 г. – начало 2015 г., пять изготавливаются в ОАО ИСС им. Решетнева, три – в EADS Astrium. Все три КА, заказанные в EADS – аппараты тяжелого класса. Из пяти, заказанных в ОАО ИСС только один КА можно отнести к тяжелому классу. Таким образом, логика решения ГПКС на данном этапе вполне очевидна: одному поставщику доверяют аппараты тяжелого класса, другому – аппараты среднего класса. Не исключено, что если тяжелые аппараты производства ОАО ИСС докажут свою надежность, то ГПКС изменит свое решение. Но в любом случае, данные решения регулируются рыночными механизмами и характеристиками «цена-качество».
Заявление Олега Остапенко также интересно в свете обсуждаемых на конференции ГПКС в Дубне различных аспектов сотрудничества российских и иностранных компаний космической индустрии. Во-первых, не надо забывать тот факт, что ОАО ИСС делает свои коммуникационные аппараты в сотрудничестве с иностранными компаниями. Из пяти, поставляемых ГПКС для запусков в ближайший год, два созданы в сотрудничестве с канадской компанией MDA, три – в сотрудничестве с европейской компанией Thales Alenia Space. Что касается TAS, то с этой компанией ОАО ИСС связывают давние и весьма плотные отношения. К тому же, европейская компания способствует получению кредитов от французских банков на финансирование изготовления полезной нагрузки для «Экспрессов». Эти кредиты проходят по программе поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, существующей во Франции.
Во-вторых, обе компании – и EADS, и TAS – активно стремятся к интеграции с российскими предприятиями. Обе компании недавно образовали в России совместные предприятия по разработке космических аппаратов: TAS с давним партнером ОАО ИСС, EADS Astrium – с РКК Энергия. Представитель EADS на конференции в Дубне заявлял, что в конкурсе на новые КА серии «Экспресс-АМУ» будет участвовать именно совместное предприятие. Таким образом, при наличии совместного предприятия EADS с российской фирмой, участие в российских конкурсах РКК Энергия в партнерстве с EADS, ничем не отличается от участия в конкурсе ОАО ИСС в партнерстве с TAS. При таком подходе инициатива руководителя Роскосмоса становится непонятной и даже бессмысленной.

Tags: 

18+