logo

Задумчиво глядя вслед уносящемуся году Синей лошади…

Дата: 
среда, 31 Декабрь, 2014 - 02:40

Юрий Темченко, независимый медиаэксперт, поделился с читателями Телеспутника своим мнением о развитии спутникового ТВ и отрасли платного ТВ в России и Украине:

Вот и завершается 2014 год. Год тяжёлый, противоречивый и полный всяческих неожиданностей. Его последствия ещё долго будут горячо обсуждаться не только на специализированных форумах в профильных дискуссиях, но и в общении между политиками, дипломатами и военными во всём мире. Но мы не будем углубляться в подобного рода дебри. Давайте вместе вспомним те вехи, которыми 2014 год запомнился в отрасли Сат ТВ.

Начался он с традиционной выставки СSTB2014 в Москве, основным трендом которой было обсуждение технических разработок и внедренных решений распространения контента посредством IPTV, ОТТ, мобильного и интернет ТВ, социальных сетей, онлайн видеосервисов на всех типах устройств. Там же рассматривались проблемы, связанные с более глубоким внедрением и продвижением того, что на сегодняшний день составляет один из наиболее значимых драйверов развития отрасли, а именно HD вещания, а также его нового направления – UHD TV. Третьим существенным блоком поднятых и рассмотренных в ходе выставки и форума вопросов была проблематика, связанная с распространением контента как основной услуги операторов платного ТВ, и, как составная часть процесса, - эволюция маркетинга в платном ТВ.

В начале февраля состоялся долгожданный запуск спутника ABS 2 в орбитальную позицию 75Е. Все энтузиасты спутникового ТВ затаив дыхание и скрестив пальцы следили за тем, удачным ли он будет, поскольку предыдущая затяжная череда неудачных запусков (об этом вспомним ниже) до и после этого события и постоянные переносы сроков старта этого аппарата вселяли нехороший пессимизм в сердца энтузиастов. В конце концов спутник таки был запущен и вышел на расчетную орбиту, но… Разочарование последовало позже, когда стали очевидны проблемы с энергетикой и его жизнеобеспечением, что вылилось в постоянную и бесконечную череду смены параметров и глобальных пертурбаций на нём для всех вещателей и телеканалов, которые предоставляли свои услуги и доступ абонентам, и которые, увы, продолжаются и по сей день.

К сожалению, тема аварий спутников связи нашла своё продолжение весной. Самый мощный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р", который должен был быть запущен в орбитальную точку 80Е, не был выведен на расчетную орбиту из-за аварии с ракетой-носителем "Протон-М", стартовавшей в ночь 16 мая с космодрома Байконур. Специалисты подсчитали, что это была уже 14-я серьёзная авария запусков под эгидой «Роскосмоса» за три последних года и самая существенная потеря для потребителей Зауралья и Дальнего Востока, отбросившая на несколько лет развитие услуг предоставления связи в этом регионе. В этом контексте впору вспомнить о т.н. «проклятии», довлеющем над этой орбитальной позицией, которое лишь подчеркнула неудача при запуске Экспресса.

Следующим негативным трендом 2014 года следует считать прекращение деятельности и уход с рынка целой плеяды DTH операторов на постсоветском пространстве. Первым в этой череде был украинский «Лыбидь ТВ», который официально информировал абонентов о своём закрытии в начале апреля. Если откровенно, лично для меня это не стало неожиданностью, поскольку принципы, на которых базировалась деятельность этого оператора, были весьма спорны и оказались нежизнеспособными в свете процессов, происходящих на украинском рынке платного ТВ с конца прошлого года. Запущенный по лекалу российского Триколора начального этапа его деятельности, а именно: очень дорогая аренда двух транспондеров на 36Е, не имеющих достаточной популярности среди владельцев спутниковых антенн в Украине, непродуманность и бессистемность работы с правообладателями при заключении контрактов на ретрансляцию их телеканалов, сознательный демпинг цен при оформлении подписки на предложение Лыбидь ТВ, ставка на получение основного источника дохода от продажи морально устаревших ресиверов, доставшихся по случаю от другого проекта, отсутствие прямой коммуникации с конечным абонентом и перекладывание всего негатива на дилеров, ставка на зарубежные телеканалы, - вот, пожалуй, основные причины, которые стали «миной замедленного действия», приведшей к сворачиванию деятельности этого оператора (не просуществовал и года на рынке), усугубившиеся напряжением политической и экономической обстановки между двумя соседскими странами в ходе известных событий.

Дальнейшую «эстафету закрытия» подхватили и продолжили в уходящем году два российских оператора: Рикор (Актив) ТВ и Радуга ТВ. Первый объявил о своём закрытии в начале октября, второй – в начале декабря. Формальные причины различны, но есть нечто, что их объединяет: мягко говоря, странная политика ведущего менеджмента компаний в организации ведения бизнеса на протяжении нескольких последних лет. И если Рикор ТВ с самого начала специалисты называли за глаза «пятым колесом» среди существующих российских операторов, поскольку проект изначально был организован на непопулярной в стране орбитальной позиции 60Е и существовал как «вещь в себе», а его единственным положительным моментом было внедрение среди своих абонентов ресиверов с функцией интерактива, дающей возможность абоненту экспериментировать с возможностью «отложенного просмотра» на их PVR аппарате, то с печальным концом деятельности Радуги произошла поистине детективная история. Трудно предположить, что руководство оператора сознательно игнорировало соблюдение нормативно-правовой базы РФ, касающейся регламентирования операторской и провайдерской деятельности на территории страны, но факт, что за несколько последних лет не было сделано никаких практических шагов для приведения документов в должное соответствие. Однако, после того как во второй половине прошлого года стало понятно, что после запуска ABS 2 на этом спутнике должен появиться и развернуть деятельность новый российский DTH провайдер, местный регулятор применил к Радуге поистине тотальный прессинг на всех фронтах, лишая их возможности надлежащим образом оформить нормативные документы, затягивая и спуская на тормозах этот процесс. Логическим завершением стало вышеупомянутое официальное объявление Радуги ТВ о сворачивании своей деятельности.

Если бросить ретроспективный взгляд на деятельность других операторов платного ТВ на постсоветском пространстве и состояние отрасли в целом, то можно отметить следующие характерные устойчивые тенденции: на рынке платного ТВ региона наступили тяжёлые времена, обусловленные усугублением экономической рецессии в Европе. Это, в свою очередь, вызвало сокращение рынка рекламы и раскручивание маховика падения курса национальных валют относительно ведущих мировых, что моментально отразилось на масштабах отчислений по ранее заключённым контрактам, традиционно привязанным к курсам твёрдых валют. Это касается услуг аренды ёмкостей на спутниках, услуг аплинков, обслуживания CAS, отчислений правообладателям за контент etc.

На украинском рынке к тому же несколько последних лет неуклонно шёл процесс монополизации футбольного контента (традиционно одного из самых дорогих и популярных в мире) и концентрации его в руках медиагруппы «Украина». В результате с конца 2013 при плановом перезаключении договоров МГУ предлагал провайдерам пересматривать условия распространения портфолио своих телеканалов. Это вызвало серьёзные разногласия и конфликт между МГУ и многими провайдерами телеком услуг (кабельными, DTH и IPTV-ОТТ), что автоматически повлекло за собой исчезновение рейтинговых телеканалов Футбол 1 и Футбол 2 из предложений последних. К сожалению, это процесс в полной мере коснулся и подписчиков украинского спутникового оператора Viasat, поскольку после заключения эксклюзивного договора на DTH распространение упомянутых телеканалов на платформе Xtra TV, абоненты Viasat лишились доступа к ним. Произошедшую замену назвать адекватной, мягко говоря, не получается, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что фактически Футбол 1 и 2 заменить нечем.

В нынешней ситуации операторам впору заботится о выживании, и это касается всех оставшихся игроков на DTH рынке Украины, поскольку над ними (в отличие от кабельных), довлеет оплата аренды спутниковых ёмкостей. Давайте вкратце пробежимся по деятельности двух других игроков на украинском DTH рынке. Помимо эксклюзива на распространение Футболов необходимо отметить ещё один значительный успех XtraTV, обладателя двух последних номинаций на звание «Лучшая DTH платформа Украины», - это заключение договора с выводом на украинский медиарынок и появление в составе предложения Xtra TV телеканалов европейской SPI Groupe, которые доступны абонентам в предложении Xtra Box HD. Также летом 2014 во время ЧМ по футболу в Бразилии Xtra TV впервые предоставила доступ своим абонентам к HD версии телеканала Футбол 1, что явилось по своей сути запуском HD вещания на платформе. Из негативного – принятие решения о закрытии фильмового телеканала собственного производства.

Если же говорить о том, чем запомнился уходящий год абонентам третьего украинского спутникового оператора, НТВ+ Украина, то помимо самой низкой стоимости пакета «Лайт Украина» (5 грн.\мес. за доступ к предложению из 70 каналов) это, безусловно, уход из предложения оператора телеканалов группы Discovery с октября 2014. А основным событием у «большого», российского НТВ ПЛЮС я считаю декларированные изменения с нового года политики дистрибуции каналов собственного производства, когда они станут доступными для покупки другими операторами. Таким образом, мы видим, что руководство компании существенно диверсифицирует источники своей прибыли, всё больше ориентируясь на канал поступления доходов от провайдерской деятельности, сознательно отказавшись от эксклюзива на каналы собственного производства.

Уходящий год не добавил ничего эпохального к деятельности двух других российских операторов. Триколор ТВ и Орион Экспресс уверенно занимают первое (декларировано ок. 15 млн, рост на 7% за год, ARPU 950 руб.) и второе место (более 2,5 млн., рост на 37% включая принятых абонентов Рикор) по набранной абонентской базе. В деятельности первого, на мой взгляд, стоит отметить начало тестового вещания промо-канала в формате UHD производства Eutelsat, у второго – традиционно самый дешёвый «входной билет».

Если бы существовала номинация «Непонятка года», с моей точки зрения, в ней не было бы конкурентов у нового российского оператора МТС, который объявил о своём выходе на рынок ещё в конце сентября, но по факту не начал коммерческого вещания на момент написания этой статьи. Будем уже в следующем году наблюдать за развитием ситуации.

Нельзя не отметить последние тенденции на российском медиарынке, проявившиеся в этом году. Главная из них - запрет с нового года рекламы на платных телеканалах, что уже обрушило устоявшуюся модель присутствия на рынке многих региональных и нишевых телеканалов, важным источником существования которых являлись рекламные поступления. Автором этого одиозного законопроекта стал депутат Госдумы Игорь Зотов, а основная его идея состоит в том, что в условиях современного сужающегося рекламного рынка нужно направить финансовые потоки от продажи рекламы в бюджеты федеральных (читай государственных) телеканалов, тем самым заставив нишевые и региональные телеканалы либо прекратить свою деятельность, о чём уже заявил ряд каналов, либо срочно искать другие источники финансирования. В частности, это в полной мере касается существования и дальнейшей деятельности опального телеканала «Дождь», на который в уходящем году в России была организована настоящая травля государственного масштаба за то, что освещение им некоторых политических и межгосударственных процессов не соответствовало официальной общепринятой. Под надуманным предлогом телеканал начал прессовать на всех фронтах местный регулятор, и его исключили из своего предложения все DTH и большинство кабельных операторов, что привело к потере 90% аудитории. На текущий момент телеканал ведёт FTA вещание со спутников Ямал (90Е) и Астра (4.9Е), а также доступен в сети Интернет. Перспективы на будущее у него весьма туманны.

В Украине негативные экономические процессы нашли своё отражение в массовом уходе с рынка нишевых телеканалов, которые, в том числе, после смены собственников и декларирования изменения концепции вещания, стало нерентабельно содержать. Порядка 6 из них закрылось, ещё 3 декларировали окончание вещания в начале 2015 г. Справедливости ради необходимо отметить, что Украина на сегодняшний день – один из европейских лидеров по распространению своих телеканалов через спутники в режиме FTA (либо условно кодированном виде), и общее количество таких телеканалов перевалило 65. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях их достаточно накладно содержать и распространять через спутник. Не случайно нынешний глава Нацсовета Ю. Артёменко публично выразил сомнение в целесообразности вещания такого количества украинских телеканалов. В связи с этим заметим, что определённая их часть в своё время была создана по непрозрачным схемам в качестве «каналов-пустышек» с единственной целью получения лицензии на распространение в составе национальных мультиплексов в режиме DVB-Т2, которое осуществляет в стране провайдер-монополист национального масштаба, компания «Зеонбуд». В данный момент эта структура переживает непростые времена, поскольку массово начались многочисленные проверки на предмет законности их организации и текущей деятельности со стороны государственного регулятора. Компания «Зеонбуд» была создана также по непрозрачной схеме с собственниками в оффшоре с помощью покровительства влиятельных власть имущих политиков прошлого режима на бюджетные деньги с единственной целью заставить платить в эту структуру как украинские медиагруппы, так, в завуалированном виде, и конечных потребителей, за счет искусственной монополизации рынка приёмных устройств. Поэтому для обеспечения возможности беспрепятственного распространения наземного цифрового сигнала и возможности его приёма любым совместимым оборудованием, регулятор обязал «Зеонбуд» снять кодирование сигнала. Сейчас рассматривается возможность создания альтернативного провайдера услуг распространения DVB-T2 национального масштаба на базе государственного концерна РРТ.

«Кризис жанра» и стагнация отрасли проявились в ходе проведения профильных выставок – сентябрьской IBC в Амстердаме (в меньшей степени) и октябрьской ЕЕВС в Киеве. В ходе IBC кризис проявился в недостатке свежих идей и использования (в который раз) избитых трендов, но при традиционном значительном присутствии экспонентов и посетителей. ЕЕВС же в том виде, в котором она проходила в этом году – жалкая по площади экспозиция, практически полное отсутствие серьёзных игроков рынка и брендов,- вызывает лишь сочувствие к организаторам и надежду, что в ближайшей перспективе будущее этого мероприятия будет более безоблачное. Единственное светлое воспоминание от минувшей киевской выставки – проведение интересных и содержательных «круглых столов» в секциях «Системы платного телевидения Украины» и «Цифровые технологии телевидения и телекоммуникаций», где участники смогли высказать и обсудить интересные и актуальные идеи и обменяться содержательными мнениями и видением перспектив выхода медиаотрасли Украины на новый, более качественный уровень. Отголоском всех вышеперечисленных процессов стало решение оргкомитета украинской традиционной премии «Media & Sat Leaders» в этом году отказаться от её присвоения.

Вот таким непростым, в целом – тяжёлым и неоднозначным, выдался 2014 год для медиарынка СНГ в общем и отрасли Сат ТВ в частности. Его уроки будут учтены, и хочется верить, что будущее будет более безоблачным. Но, увы, в уже недалёкой перспективе угадываются грядущие тяжёлые времена и постепенный закат «эры линейного ТВ», поскольку развитие новых технологий и сервисов типа Аnything – Аnywhere (PPV, всех разновидностей VoD, двухнедельных библиотек контента) и темпы их практического внедрения среди операторов OTT и IPTV оставляют всё меньше шансов на это самое светлое будущее традиционным способам доставки контента, особенно с учётом взросления поколения, которое выросло на интернете и не признаёт традиционных способов телесмотрения. И мы, как потребители и энтузиасты спутникового ТВ, должны об этом помнить и держать руку на пульсе событий.

Все прозвучавшие выше суждения выражают частное мнение автора и не претендуют на истину в последней инстанции.

18+