«Триколор ТВ»

Конвергенция Next Step. Часть I: как сбывались прогнозы

25.09.2019 > 09:29
Конвергенция Next Step. Часть I: как сбывались прогнозы
Вспоминаем, как появился конвергент в телекоме, симбиоз «голоса» и данных, универсальные транспортные сети и пакетирование различных услуг в рамках единых продуктов. Когда-то все они были лишь прогнозами из презентаций аналитиков и футурологов, а теперь стали частью повседневной жизни и основными решениями операторов.

Что такое конвергенция

Почти все нулевые годы о конвергенции не только рассуждали как о главном тренде телеком-отрасли, но и чуть ли не моментально воплощали выкладки прогнозистов в реальность. Так, на рубеже 90-х и нулевых был сделан прогноз о скором переносе основного центра генерации выручки телеком-отрасли в целом из сектора фиксированной телефонной связи в сегмент мобильной связи. К концу нулевых этот прогноз был реализован, причем настолько убедительно, что у скептиков не осталось никаких аргументов: число абонентов мобильной связи в мире многократно превысило абонентскую базу фиксированной связи.

Поэтому на первом этапе двигателем конвергенции можно считать сближение сетей фиксированной и мобильной связи. Далее, по мере появления на телеком-рынке новых массовых сервисов — IPTV, ШПД, 3G и мобильного интернета — можно было говорить о конвергенции в ее классическом определении — интеграции нескольких, бывших ранее раздельными, услуг в рамках одного сервиса. Европейская комиссия в свое время так определила конвергенцию в телекоме: возможность различных сетевых платформ обеспечивать практически одинаковый набор услуг или объединение оконечных устройств, таких, как телефон, персональный компьютер и ТВ-приемник, в форме единого терминала. По-другому то же самое сформулировал в конце нулевых инженер-консультант Cisco Александр Фелижанко в выступлении на ежегодной конференции Cisco для операторов связи: «Конвергенция — это предоставление потребителям услуг голоса, данных и видео через все доступные типы сетей инновационными методами».

кабельная сеть.jpg

Старт конвергенции в мире и в России

Для определения «конвергента» есть классический пример: американский телеком-конгломерат AT&T на протяжении двадцати лет, начиная с 1982 года, переживал дезинтеграционные процессы, выделяя в отдельные компании направления, которые могли оказывать самостоятельные услуги (междугородние и региональные операторы, производители оборудования и т.д.), прежде всего из-за давления регулятора. Но с начала нулевых инновации в отрасли запустили обратную волну: AT&T стала собирать разрозненные активы в единую структуру так, чтобы потребитель мог в одном пакете под брендом AT&T получить и традиционную телефонию, и мобильную связь, и 3G, и кабельное телевидение, и ШПД, и множество других сервисов.

В России де-факто первый массовый конвергентный продукт анонсировала МТС в 2010 году. Это стало возможным благодаря развитию услуги фиксированного бизнеса как за счет органического роста (в первую очередь в Москве), так и за счет приобретения региональных игроков ШПД и кабельного телевидения. В мае 2010 года МТС и «КОМСТАР», в рамках интеграции компаний Группы МТС, объявили о переходе на единый бренд МТС и представили первые конвергентные продукты для доступа в интернет с использованием проводных и беспроводных технологий: решение «Домашний и мобильный интернет МТС СТРИМ» и универсальный роутер. Основным рынком продукта стала Москва.

оптический кабель.jpg

Голос уходит в IP и в мобильные сети

Эксперты выделяют несколько разновидностей конвергенции, которые, претерпев определенную трансформацию за последние десятилетия, сохранили свою актуальность.

Базовый вид конвергенции — голоса и данных — сейчас многие сочтут анахронизмом, а еще 10-15 лет назад он выглядел вполне магистральным в контексте развития IP-телефонии как составной части индустрии передачи данных. Тогда о переходе от развивавшейся более 100 лет коммутации каналов к коммутации пакетов только рассуждали, сейчас же универсальные транспортные IP-сети стали общим местом.

Нельзя забывать и о том, что у многих базовых для телеком-компаний массовых услуг вполне конвергентные корни. Характерно, например, что появлению у мобильных операторов обычных текстовых сообщений — sms — мы обязаны цифровизации сетей. Первое в истории SMS, содержавшее два слова — Merry Christmas (счастливого рождества) — было отправлено 3 декабря 1992 года при тестировании новой технологии для оператора сотовой связи Vodafone. Поскольку в тот момент сеть еще не позволяла отправлять СМС телефона на телефон, первую СМС-ку передали с компьютера.

До появления в арсенале сотовых операторов теперь уже привычной, но от этого не становящейся менее конвергентной услуги — мобильного интернета — оставалось пять лет. В 1997 году три ведущих в то время поставщика оборудования для мобильного рынка, как операторского, так и потребительского — Ericsson, Motorola и Nokia — предложили протокол WAP (Wireless Application Protocol). Он описывал способ, с помощью которого мобильный телефон получал доступ к интернет-сайтам без использования других устройств, в частности модема.

В России одним из первых комплексное тестирование WAP-услуг провела МТС — через два года после разработки протокола. Поэтому фактически с 1999 года доступ в интернет в сети компании был возможен через WAP. В компании вспоминают, что WAP-трафик был не только медленным, но и весьма дорогим для большинства пользователей, поэтому до развития сетей 3G услуга доступа в интернет через WAP-протокол оставалась нишевой и востребованной главным образом в высокодоходном сегменте. Через девять лет после запуска WAP-соединения, в 2007 году, МТС получила частоты для строительства сетей 3G, а в апреле 2008 года — федеральную лицензию на оказании услуг в 3G. Только начало запуска первых 3G-сетей фактически дало старт развитию массового рынка мобильного ШПД. Скорость передачи данных в сетях 3G увеличилась, а стоимость резко снизилась. И, как это происходило с конвергентными технологиями на протяжении всей их истории, именно снижение стоимости для конечного потребителя сделало технологию по-настоящему массовой. На конец 2009 года развернутые 3G-сети МТС действовали уже в 55 городах России.

смартфон.jpg

Операторы подключают видеосервисы

Еще одна важнейшая разновидность конвергенции — объединение услуг. Изначально под этим подразумевали бесшовную стыковку одного сервиса в разных средах. Ключевой сценарий этого решения десятилетие назад выглядел примерно так: абонент говорит по телефону в корпоративной сети, затем переключается на мобильный и продолжает разговор, перемещаясь с работы домой, где он вновь может говорить с тем же абонентом, но уже через стационарный домашний телефон. В современных реалиях этот же сценарий включает бесшовное воспроизведение любого контента — музыки или видео — на стационарных и мобильных медийных платформах.

Сейчас уже никто не отдает себе отчет в том, что ставшие обыденностью онлайн-видеосервисы своим появлением обязаны именно конвергенции в телекоме. Так, один из пионеров глобальной индустрии онлайн-видео Netflix запустил стриминговый сервис в сети в 2007 году. Конвергентным, или, как чаще говорят в медиаиндустрии, кросс-платформенным, Netflix сделал сам способ воспроизведения контента из своего каталога. Он доступен через большинство современных интернет-браузеров, в приложениях для мобильных платформ Android, iOS и Windows Phone, на ТВ-приставках и игровых консолях, а также в смарт ТВ.

Первый в России легальный ОТТ-сервис появился всего через два года после запуска потокового сервиса Netflix. В 2009 году МТС вышла на фактически полностью занятый пиратами рынок с платформой «Омлет», которая предлагала купить (скачать на свой жесткий носитель) или «арендовать» (посмотреть онлайн, после чего оплаченный продукт был доступен в течение месяца) легальный, очищенный для просмотра в интернете контент. Инициаторы этого проекта не скрывали своего намерения «стать русским Netflix», но рынок, занятый торрентами и пиратами, в то время не оценил значения этого шага. Впоследствии платформа со всей ее библиотекой контента была интегрирована в сервисы СТРИМ/МГТС. Сейчас, с учетом последовавших событий, можно говорить о ней как о прологе создания МТС-ТВ.

МТС ТВ — это онлайн сервис, позволяющий пользователям смотреть ТВ каналы, а также сериалы и фильмы на мобильных устройствах, через браузер на компьютере или в специальном приложении для Smart TV. Сервис был запущен в России в 2015 году.

Конвергенция превращает телеком и IT в одно целое

Объединение различных видов информации при передаче по мультисервисным сетям вызвало к жизни новый формат работы телеком-оператора — не только и не столько как поставщика каналов связи, сколько как IT-интегратора, способного создавать и запускать на своих платформах все новые услуги, непрерывно при этом развивая сами базовые платформы. Основной признак этого процесса — постоянный рост трафика в сетях передачи данных оператора, в последние годы ускоряющийся за счет увеличения объемов потребления «тяжелого» видео — в последние годы в HD, а в ближайшем будущем — и в 4K, и в 8К.

Как поясняют в МТС, первый взрывной рост трафика произошел в результате запуска сети 3G, начиная с 2008 года. Следующий бум потребления трафика был связан с запуском специальной серии конвергентных тарифов, ориентированных на использование трафика — начиная с мая 2013 года, когда оператор предложил тарифную линейку SMART с тарификацией только передачи данных и бесплатными звонками. Следующая волна увеличения потребления трафика (но уже более плавная) связана с запуском сети LTE в 2014 году (тестовый период начался в Москве двумя годами ранее). В МТС поясняют, что с момента запуска LTE наблюдается относительно стабильный рост трафика, хотя и менее резкий, чем при предшествующих сменах технологий и маркетинговой политики.

Конвергенция в настоящем и будущем

Последние пять лет глобальная экономика развивается под знаменем цифровой трансформации, в которой телеком-операторам отводится едва ли не ключевая роль. Преобразования носят тектонический характер и далеко не сразу становятся заметны потребителю. Однако даже при поверхностном взгляде на отрасль ряд вещей представляются очевидными: это бурное развитие OTT-сервисов, завершающееся в октябре 2019 года отключением в России аналогового телевещания с повсеместным запуском цифровых мультиплексов в стандарте DVB-T2, и связанный с этим потенциал использования частотного ресурса. Пока, впрочем, не очевидный.

Изменение формата и предложения контента, в свою очередь стимулирует техническую революцию потребительских терминалов и повсеместный переход на смарт ТВ. По данным J’son & Partners Consulting, по итогам 2018 года проникновение смарт ТВ в России среди домохозяйств достигло 27,2%, то есть уже каждая четвертая российская семья может получать цифровые сервисы посредством умного телевизора. По прогнозу, к 2021 году этот показатель увеличится до 39,6%.

«Конвергенция 2.0 (Next Step)» — объединение конвергентных сервисов первого поколения (передачи голоса, данных и видео) с возможностями программно-определяемых сетей (Software-defined Networking, SDN), цифровых сервисов на основе IoT, Big Data, искусственного интеллекта и сетей пятого поколения.

Таким образом, можно говорить и о новой стадии конвергенции — Next Step, масштабы которой будут расширяться по мере развития сетей пятого поколения. Именно с 5G президент ПАО «МТС» Алексей Корня связал наступление новой эры как для телекома, так и для инновационных отраслей в целом в своем выступлении на сессии Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне 2019 года.

«Как телекоммуникационная компания, когда мы говорим о 5G, мы говорим о большой истории. Мы говорим об увеличении массива информации, который будет передаваться, и скорости, с которой информация будет передаваться. Но что это означает с практической точки зрения? Когда появлялись сети 2G и 3G, наверное, можно было говорить о «голосе». Но с этого момента телеком-индустрия пошла к следующему этапу — данным. И 3G и LTE — это были уже данные. Сейчас мы уже не задумываемся о «голосе», для нас основной продукт — данные или передача данных. Но субъектом потребления все равно остается человек. <…> Когда мы идем в следующий этап развития технологий, который открывает невероятные возможности, субъектом становится уже не человек, это будут машины», — рассказывал Алексей Корня в ходе ПМЭФ-2019.

Он пояснил, что в дальнейшем телеком-операторам придется обеспечивать взаимодействие «огромного количества роботов и машин — начиная от кофеварок и заканчивая технологическими объектами» — через всевозможные сервисы, прежде всего мобильные. С технологической точки зрения этому будет способствовать появление e-sim, указал глава МТС, — когда не нужны будут физические сим-карты, а подключение новых устройств к сети будет происходить за счет интеграции определенного софта. «Таким образом, из 150 млн потенциальных клиентов — жителей нашей страны — мы можем перейти к ситуации, когда это число ограничено, по сути, нашей фантазией, — число устройств, которые можно подключить», — описал ближайшее будущее телекома президент МТС.

Но тем не менее даже в этой машинной футурологии центром, стимулом и конечным бенефициаром работы всех устройств остается человек. А МТС уже сегодня предлагает своим абонентам «расширенный» конвергентный Triple Play. При этом является единственным оператором, который помимо стандартных телефонии, интернета, кабельного и онлайн-ТВ позволяет подключиться еще и к услугам спутникового ТВ.

_________________________

Теги: МТС ОТТ

Комментарии
Авторизоваться
«Триколор ТВ»