Триколор ТВ «Спутниковый интернет»
 

Почему Интернет вещей не оправдал ожидания «ЭР-Телекома»

06.07.2020 > 15:04
Почему Интернет вещей не оправдал ожидания «ЭР-Телекома»
Фото с официального сайта «ЭР-Телеком Холдинг»
В 2018 году «ЭР-Телеком Холдинг» (бренд «Дом.ру») запустил федеральную сеть Интернета вещей на базе технологии Long Range Wide Area Networks в 60 российских городах. Однако за прошедшие два года данное направление так и не принесло оператору ожидаемых результатов. «Телеспутник» попытался разобраться в причинах этой стратегической ошибки.

Завышенные ожидания

О планах «ЭР-Телеком Холдинга» по запуску сети Интернета вещей (IoT) и активном развитии данного направления стало известно в 2017 году. Глава компании Андрей Кузяев на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил, что клиентов оператора больше всего интересует возможность подсоединить к интернету утюг, чтобы знать, выключен он или включен, а также функции управления протечками. По его оценке, к 2022 году рынок Интернета вещей должен был вырасти в 40 раз, до 800 млрд рублей, а количество подключений в России к этому сроку достигло бы 700 млн.

путин2.jpg

Размах запущенной сети Long Range Wide Area Networks (LoRaWAN) по-настоящему впечатлял: 60 городов с населением более 300 тыс. по всей стране, более 700 закупленных базовых станций. Используя развернутую в России платформу ThingPark Wireless компании Actility, «ЭР-Телеком Холдинг» охватил большую часть европейской территории страны, а также города Дальнего Востока.

«Мы имеем полное outdoor-покрытие всех городов, и это позволит нам обеспечить необходимые сетевые решения», — заявлял Кузяев. Однако в Москве, Петербурге и Перми, по словам директора по маркетингу и монетизации инноваций «ЭР-Телеком Холдинга» Виктора Мазурика, компания установила indoor-покрытие, которое обеспечивает передачу данных внутри домов и зданий. Сеть также должна была охватить производственные площадки корпоративных клиентов оператора.

Компания рассчитывала привлечь к своим услугам государственные и муниципальные предприятия в рамках проектов «Умного города» и крупных корпоративных клиентов из сектора нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, а также игроков рынка логистики. В дальнейшем предполагалось искать потребителей среди предприятий среднего и малого бизнеса, а также начать предлагать свои услуги физическим лицам.

Решение запустить первую в России IoT-сеть такого масштаба с туманными перспективами монетизации и без внятных бизнес-моделей вызвало определенный скепсис на рынке. «Пою оду мужеству “ЭР-Телекома”. Это серьезное решение — строить инфраструктуру, не до конца понимая, как ею будут пользоваться», — сомневался тогда глава Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников, добавив, что те, кто построят первую федеральную сеть LoRaWAN, сумеют извлечь выгоду.

Столкновение с реальностью

Несмотря на в целом хорошие стартовые условия, компании пришлось столкнуться с реалиями рынка. У крупных нефтегазовых компаний уровня «Газпрома» есть собственные департаменты, занимающиеся разработкой и внедрением технологий промышленного Интернета вещей. Поэтому зайти на этот рынок оказалось непросто. А у предприятий меньшего масштаба часто нет необходимого бюджета на модернизацию своих устаревших производственных технологий.

эр телеком2.jpg

Дальнейшее развитие корпоративного IoT-направления «ЭР-Телеком Холдинга» также ограничивает большая конкуренция со стороны сотовых операторов, предлагающих аналогичные услуги с поддержкой протокола NB-IoT. В итоге и без того небольшой рынок компании пришлось делить с «МегаФоном», МТС и «Билайном», обладающими, как правило, большим охватом сети и серьезным маркетинговым ресурсом.

В итоге «ЭР-Телеком Холдингу» потребовалось корректировать свои планы по объему выручки от предоставления IoT-услуг. По словам Андрея Кузяева, в 2019 году компания рассчитывала получить от Интернета вещей 1 млрд рублей, но в итоге сумма ожидаемой выручки снизилась в два раза — до 500 млн рублей.

В кулуарах Петербургского международного экономического форума глава «ЭР-Телеком Холдинга» говорил корреспонденту «Телеспутника», что пока отклик рынка не такой активный, как хотелось бы. «Мы изначально рассматривали этот проект [сеть LoRaWAN] как венчурный: очень разумно и рационально инвестировали. Мы видим отклик от рынка. Что нас разочаровывает — это не проблема рынка, это наша проблема. Мы, как всегда, хотели как можно быстрее и ожидали, что отклик рынка придет быстрее. Выяснилось, что интернет вещей — это оборудование, изменение бизнес-процессов, изменение культуры, достаточно длительные тестирования. Мы уже не снаружи технологических, управленческих и бизнес-процессов, а внутри. Есть проблема соответствия стандартов, и так далее», — рассказал Кузяев.

Прогнозы на 2019 год были гораздо оптимистичнее, чем реальные доходы, комментирует руководитель комитета LoRaWAN Ассоциации интернета вещей Евгений Луппов. «Хотя считаю, что к 500 миллионам рублей надо добавить еще столько же, так как решения по Интернету вещей стали тем secret sauce, который сделал “ЭР-Телеком” “вкуснее” в ряде тендеров и обеспечил им крупные заказы. В целом считаю, что в плане прогнозов Интернет вещей можно сравнить с электромобилями. Он пробивается медленно, но пробьет себе дорогу обязательно. Как во всем мире, так и в России. А пока — отставание от прогнозов на 2-3 года», — добавил эксперт.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации «ЭР-Телеком Холдинг» начал активно развивать свое B2G-направление и участвовать в тендерах по проектам умного города. Как ранее говорил в интервью «Телеспутнику» Виктор Мазурик, с государственными заказчиками работать проще, спрос есть, и идут закупки, а B2B-направление «идет, но медленнее, чем хотелось бы».

К B2B-сектору в компании, в частности, относят ЖКХ-решения для управляющих компаний и владельцев зданий. По словам Мазурика, они в основном связаны с мониторингом технологических люков, дверей и микроклимата помещений. Но число подобных реализованных проектов пока невелико, речь идет в основном о тестировании и запуске пилотов.

С государственными заказами тоже не все очевидно. В 2018 году «ЭР-Телеком Холдинг» реализовал пилотный проект умного городского освещения для петербургской организации «Ленсвет». Он должен был стать одним из первых шагов к созданию инфраструктуры уличной цифровой экосистемы города. «Умный свет» установили на одной из улиц Васильевского острова, технология была успешно протестирована, но дальнейшего распространения не получила. В 2020 году Смольный сократил расходы городского бюджета на 50,6 млрд рублей. Очевидно, что аналогичные проекты по умному городу в Северной столице и других российских городах из-за неблагоприятной экономической обстановки будут свернуты до лучших времен.

Вернуть инвестиции будет непросто

Представители «ЭР-Телеком Холдинга» принципиально не сообщают объем инвестиций в запуск федеральной сети Интернета вещей. На сайте компании Actility, оборудование которой использовал оператор, стоимость базовой станции для LoRaWAN составляет около $3800. Если учесть, что на старте оператор планировал установить 700 базовых станций, то можно предположить, что первоначальная сумма вложений в развертывание IoT-сети начиналась с отметки $2-3 млн, а с учетом логистики, затрат на установку и обслуживание достигла десятков миллионов долларов.

Для оператора это существенные инвестиции, учитывая постоянно растущий чистый долг — на конец 2019 года он составил 44,4 млрд рублей. По словам аналитика рейтинговой компании Standard &Poor's Антона Гейзе, рост чистого долга был компенсирован ростом прибыли по показателю OIBDA, таким образом долговая нагрузка компании (отражается соотношением прибыли к долгу, — прим. ред.) в 2019 году немного снизилась.

Тем не менее вернуть инвестиции в развертывание сети интернета вещей в текущей ситуации, усугубленной экономическим кризисом, оператору будет непросто. С учетом отставания развития рынка от первоначальных прогнозов для этого понадобится еще как минимум 3–5 лет.


Все Статьи
Триколор ТВ «Спутниковый интернет»

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».