«Триколор ТВ»

Как меняется образ женщины в массовой культуре? Отвечает TLC

12.04.2019 > 17:34
Как меняется образ женщины в массовой культуре? Отвечает TLC
Источник изображения: Shutterstock
Гендерные роли в современном мире – предмет острых дискуссий. Женщины открыто заявляют о своих правах и желаниях, стремясь их реализовать. Платный женский канал TLC и агентство «Радость понимания» провели семиотическое исследование «Код женщины: образ в массовой культуре», в котором проанализировали фильмы, рекламные ролики, публикации в прессе и другие тексты массовой культуры и выявили 31 код – устойчивые наборы знаков и их комбинаций, которые позволяют проследить трансформацию привычных образов.

Исследование затрагивает четыре смысловых пространства – «Внешность», «Самоопределение», «Отношения» и «Дети». Выявленные коды отражают женские роли, интересы, мировоззрения, представленные в массовой культуре. Коды делятся на три основные группы: уходящие, то есть теряющие свою актуальность, доминантные, то есть наиболее сильные идеи в настоящее время, и развивающиеся, то есть новые, только начинающие набирать силу.

Основное изменение в смысловом пространстве «Внешность» – постепенный уход от требований безупречной красоты и восприятия женского тела как чужой собственности. На смену этим кодам пришло представление о женщине как об уникальной и свободной личности, о ценности естественной красоты и праве женщин на собственные границы.

В пространстве «Самоопределение» уходящими оказались образы идеальной жены, скромной и трудолюбивой. Центральное место в культуре сегодня занимают модели поведения, где соблюдается баланс между профессиональной и личной сферой. Женщины демонстрируют, что в любом возрасте можно жить полной жизнью, все активнее «заходят» на территорию, которая традиционно считалась мужской, осваивают «мужские» профессии и т. п.

В сфере «Отношения» наблюдается отход от тиражирования образа «трофейной жены», женщина перестает изображаться как красивое приложение к богатому состоявшемуся мужчине, обязанности не делятся на «мужские» и «женские», равноправие транслируется как самая приемлемая схема взаимоотношений. Меняется и само представление о паре, все чаще упоминаются небинарные модели семьи, переосмысляется сексуальная свобода женщины.

Смысловое пространство «Дети» оказалось самым консервативным – в представлении поп-культуры, ребенок был и остается высшей целью женской самореализации. Этот код отмечен как доминантный, он проявляется в идеализации беременности и материнства.

Результаты исследования в ходе панельной дискуссии обсудили общественный деятель Ксения Безуглова, актриса театра и кино Анна Старшенбаум, психолог Лариса Суркова и секс-блогер Арина Винтовкина. В роли модератора выступила журналист Юлия Варшавская. Участницы поговорили о том, как меняются женские роли с течением времени, а также попытались найти ответ на вопрос, что формирует модели поведения женщин и как предположительно будут развиваться коды в культуре.

«TLC стремится как можно лучше узнать свою аудиторию, и мы очень хорошо видим те изменения, которые происходят в женском самовосприятии. Мы решили провести исследование, чтобы выяснить, как меняются взгляды и предпочтения наших зрительниц, как на них влияют образы массовой культуры, и какие лидеры мнений сегодня служат для них примерами. Мы надеемся, что та огромная работа, которую мы проделали в партнерстве с агентством «Радость понимания», поможет развивать позитивные тенденции и открывать новые возможности для женщин», – говорит Юлия Кудряшова, старший бренд-менеджер TLC.

«Конечно, образы и роли женщин в современном обществе за последние годы значительно изменились – это хорошо видно на примере рекламы, кино, сериалов, популярных медиа и блогов. Женщина становится свободнее, раскрепощеннее, у нее появляется больше возможностей для самореализации. Однако в то же время некоторые стереотипы еще очень сильны: например, если женщина куда-то пробивается, то начинают говорить, что у нее есть влиятельный покровитель, что залог ее успеха – красивая внешность. И все эти, на первый взгляд, противоречивые тренды, представления, стереотипы сосуществуют в одном пространстве. Заметить их проще всего в популярной культуре – она достаточно точно улавливает изменения в социальной среде и неизбежно реагирует даже на неочевидные тренды. Главный вопрос - насколько эти тренды находят отражение в жизни каждой конкретной российской женщины, особенно учитывая размеры и социальную неоднородность нашей страны» – комментирует Юлия Варшавская.

«Исследование TLC о женских кодах в популярной культуре – отличная возможность проследить изменения, которые происходят или будут происходить в нашем обществе. В России сегодня нет какого-то единого взгляда на женщину, на то, что модно. В разных регионах ориентируются на что-то свое – да даже в рамках одной семьи могут сосуществовать полярно разные мнения и установки. Делать объективные срезы на уровне целой страны – очень сложно, поэтому исследование популярной культуры – того, что потребляют, смотрят, читают, видят все женщины по всей стране – невероятно важно», – говорит Лариса Суркова.

«Для меня тренд на естественность в первую очередь связан с тем, что женщины прекращают воевать с собственными телами и истязать себя неудобной, но «эффектной» одеждой – я имею в виду все эти шпильки, утягивающее белье, корректирующие бюстгальтеры, бандажные платья и прочее, что было в моде еще лет 15 назад. Тогда было не особо важно, как ты себя чувствуешь в такой «сбруе», главным было – как ты выглядишь. Сейчас мы стали меньше пытать себя и потихоньку учимся получать кайф от собственного тела, ничем не утянутого и не стесненного. Помимо этого, появилась тенденция избавления от стыда за то, что ты делаешь со своим телом (например, те же селебрити и блогеры не скрывают свой опыт пластических операций), – потому что это только твое дело, по каким соображениям и на какие процедуры ты идешь. Все это не может не радовать», – прокомментировала Арина Винтовкина.

«Сегодня весь мир говорит о том, что абсолютно в любом теле человека делает красивым в первую очередь его эмоциональный интеллект, и исследование TLC очень ярко отразило эту смену кодов. Честной быть красиво, особенной быть нормально. Мир нуждается в женщине, которая чувствует, умеет слышать. Маски уже не работают, общество сильно изменилось: эпоха агрессивных завоеваний прошла. Наступила эра милосердия, сострадания, эмпатии. Самое главное путешествие в жизни – всего 40 сантиметров: это путь от головы к сердцу. Если этого пути нет – бесполезны украшения, шпильки и пластика носа», – поделилась своими наблюдениями Ксения Безуглова.

«Помимо актерской профессии я пробую себя и в других ипостасях и постоянно сталкиваюсь с тем, что большинство мужчин не воспринимают женщину отдельно от ее гендера. Безусловно, есть и другие, которые умеют видеть в первую очередь человека, ценить его профессиональные или личностные качества – их постепенно становится все больше, и в этом отношении динамику развития нашей страны и мира можно назвать положительной. Круто, что мы живем в эру интернета, и можем видеть больше таких позитивных примеров, когда женщины, вкладывая энергию в любимое дело, добиваются своих целей», – поделилась Анна Старшенбаум.

Более подробные результаты исследования доступны здесь.

_________________________ _________________________
Узнайте подробнее о настоящем и будущем медиапотребления в России и мире на конференции TeleMultiMedia Forum 2019.

Рубрика: #яВгамак
Теги: TLC
29.03.2019 > 15:03:30
Гифки о телевидении
22.03.2019 > 16:37:23
Роскомнадзор и мемы
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
«Триколор ТВ»