«Триколор ТВ»

Почему сериал «Ангел-хранитель» слишком похож на сказку

21.06.2019 > 16:42
Почему сериал «Ангел-хранитель» слишком похож на сказку
Кадр из сериала «Ангел-хранитель»
На Первом канале идет показ многосерийной семейной саги «Ангел-хранитель». Обозреватель Tricolor TV Magazine Ольга Дубро написала текст о том, почему не стоит оценивать сериал как исторический.


Сын кузнеца Тимофей Кондратьев и барский отпрыск Андрей Ангелов дружили с детства, пока социальная пропасть не стала для завистливого Тимки слишком глубокой. Зато дети их – трое дочерей с одной стороны и трое сыновей с другой – хранили память о былой дружбе отцов и влюбленность друг в друга сквозь годы. Первая же волна революции уничтожила обоих родителей, зато потомкам пришлось писать свою судьбу на фоне богатого на события XX века.

В каждом жанре есть примеры советского кино, которые задали такую высокую планку, что современные режиссеры будут выпрыгивать из штанов, но до уровня шедевра не дотянутся. Для семейной саги это «Вечный зов». Увы и ах, «Ангел-хранитель» останется в истории кино как посредственная многосерийка, у которой из общего с классикой разве что исторический контекст.

Режиссер Максим Демченко упаковал 130 лет и 10 эпох в 16 серий. Такая концентрация событий только пошла сериалу на пользу: за динамичным сюжетом, линейным повествованием и бодрой сменой временных декораций многое удается замаскировать. Недочеты в сценарии и вялые диалоги не так выпирают, когда действия подгоняют друг друга, и уже с первой серии хочется скорее узнать, чем все закончится. Хотя сколько-нибудь насмотренной аудитории примерно понятно чем: потомки враждующих семей будут любить друг друга и обретут покой лишь в настоящее относительно мирное время.

Повествование ведется очень незатейливо и предельно доступно, будто сказочка на детском утреннике. Это вам не фильм «Викинг», где на третьей минуте уже теряешь нить родословной и забываешь, кто кому брат, сын и жена. Закадровый голос доходчиво, коротенько и внятно разжевывает сюжет невнимательному зрителю. По закону сказочного жанра сюжет не предполагает рефлексии и пространства для размышлений. Все выводы уже сделаны за нас, и остается только ожидать нравоучительного заключения «мораль сей басни такова». Все предельно однозначно. Холеный светлый барин, ученый и коллекционер, великодушно дарит свое внимание и опеку низшим слоям. Озлобленный мужик, невежественный и пьющий, точит зуб на родовитые слои эксплуататоров. Аристократия показана как хранитель нравственных и моральных ценностей, а их снисхождение к крестьянам только акцентирует внимание обеих сторон на классовом различии. Бывших аристократов не бывает, как, впрочем, и бывших крестьян.

Чего точно не стоит делать, так это оценивать сериал как исторический. Как минимум из-за мистической составляющей. Волк-оборотень и мироточившая икона Ангела-хранителя отвечают за баланс добра и зла и убеждают не воспринимать эту сказку всерьез. История страны показана пунктиром и нужна, чтобы раскрыть характер персонажей, который, к слову, и так лежит на поверхности. Например, герой Дмитрия Щербины, основатель усадьбы Ангелово, идеализирован до крайности – для такого фактурного актера написали уж очень примитивный текст. Напоминает диалоги купца и его дочери из сказки Аксакова: «Что тебе привезти, доченька?» – «Привези мне цветочек аленький». Виктор Добронравов в роли старшего сына Кондратьева чуть более глубокий персонаж, симпатизирующий аристократии из-за любви к барской дочери. Анатолий Кот, сыгравший комиссара Смирнова, всегда хорош в роли знатных негодяев, так что тут даже анализировать нечего.

Но, несмотря на все замечания, сериал не вызывает отторжения. Опытным актерам легко даются их герои с абсолютно понятной мотивацией. Словом, смотреть можно, а можно не смотреть.

Содержание первых серий вы можете прочитать тут.

_________________________
Рубрика: #яВгамак
Теги: рецензия
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
«Триколор ТВ»