«Триколор ТВ»

Рецензия на сериал «Крылья империи»

19.07.2019 > 18:53
Рецензия на сериал «Крылья империи»
На Первом канале возобновили показ сериала «Крылья империи» после двухлетнего перерыва. Обозреватель Tricolor TV Magazine Ольга Дубро рассказала о том, почему картина выглядит едва ли не самым удачным размышлением на тему революции.

О русских сериалах, тем более повествующих о переломном периоде начала XX века, среди критиков принято говорить либо плохо, либо никак, и это не вина критиков. Но тем приятнее нарушить этот негласный порядок и заявить, что сериал «Крылья империи» удался по всем позициям. Будем надеяться, что в этот раз зрителю посчастливится досмотреть его до конца.

Почему в этот раз? Потому что первая попытка показать сериал состоялась в 2017 году – точно к 100-летию революции. Но после показа четырех серий картину спешно сняли с эфира – якобы из-за отсутствия интереса. Официальные комментарии от канала так и не были озвучены, но попробуем предположить, что причина кроется в слишком честном, беспристрастном и идущем вразрез с идеологией взгляде на те события. То, что сериал все же вернули в эфир, пусть спустя два года и в мертвый сезон, можно считать удачей для зрителя.

Это едва ли не единственный современный сериал о гибели империи, не окрашенный ни в белый, ни в красный. Он не оплакивает хруст французской булки, не романтизирует отчаянных революционеров, не особо сочувствует мещанам и уж точно не возносит до небес элиту Серебряного века. Режиссеру хватило смелости быть объективным – настолько, насколько это возможно. Для этого он главными героями делает людей трех сословий и рассказывает об их пути в революцию. Вышедший из юнкеров офицер, преданный императору и родине, Сергей Кирсанов-Двинский, дочь обрусевшего немца-булочника Софья Беккер и рабочий завода, выходец из деревни Матвей Осипов, – все они разными тропами оказываются в одной мясорубке.

У главных героев есть реальные прототипы, которые, однако, совпадают с ними лишь в некоторых вехах биографии. При этом вымышленные персонажи сталкиваются с узнаваемыми историческими личностями, причем последние показаны без новомодных трактовок: совсем не кровожадный Джугашвили, которому до культа еще целое десятилетие, и Ленин такой молодой, и невероятно похожий на себя Николай Гумилев в исполнении Романа Полянского, и примерный семьянин, а не распутник какой-нибудь император Николай II. Несмотря на обилие действующих лиц и судеб, уследить за всеми легко, а закадровые комментарии делают связки между сюжетами еще понятнее.

При таком размахе повествования (действие охватывает период времени с 1913 по 1921 год) создатели ответственно подошли и к общему, и к частному. Детальные декорации, великолепная операторская работа, приятная глазу картинка передают дух времени, в который актерская игра вписывается непринужденно, как родная. На фоне очень даже достойного исполнения есть сцены, которые и вовсе поднимают сериал высоко над уровнем привычной нам посредственности. Ксению Лукьянчикову можно смело короновать как самую убедительную наркоманку за каждый эпизод пребывания ее героини на социальном дне, но встреча в ресторане с Двинским тянет на актерский триумф. Примерно тот же эффект производит последний разговор Лядова (Александр Бухаров) с Матвеем, тесное знакомство которого с революционерами наградило не только новыми документами, но и чисто барской выправкой.

По словам создателей, к работе над проектом привлекли нескольких историков с диаметрально противоположными взглядами. И это помогло сохранить беспристрастность. Картина лишена напускного глянца и деталей, которые бы четко указывали на симпатию к отдельным персонажам и сословиям. Юбилей династии Романовых, балы, красавицы, лакеи, юнкера… Красиво? До умопомрачения. Но в то же время проституция, нищета, произвол, беззаконие. Несправедливо? До безумия. Между ними – разночинцы и мещане, вынужденные сталкиваться с классовыми предрассудками, необходимостью угождать и выживать. Благородство и низость, талант и оргии, вера в правое дело и беспричинная жестокость, герои и антигерои в абсолютно каждой среде – эту работу можно назвать достойной как минимум за отсутствие штампов в самой заштампованной теме десятилетия.

У главных героев есть реальные прототипы, которые, однако, совпадают с ними лишь в некоторых вехах биографии. При этом вымышленные персонажи сталкиваются с узнаваемыми историческими личностями, причем последние показаны без новомодных трактовок: совсем не кровожадный Джугашвили, которому до культа еще целое десятилетие, и Ленин такой молодой, и невероятно похожий на себя Николай Гумилев в исполнении Романа Полянского, и примерный семьянин, а не распутник какой-нибудь император Николай II. Несмотря на обилие действующих лиц и судеб, уследить за всеми легко, а закадровые комментарии делают связки между сюжетами еще понятнее.

При таком размахе повествования (действие охватывает период времени с 1913 по 1921 год) создатели ответственно подошли и к общему, и к частному. Детальные декорации, великолепная операторская работа, приятная глазу картинка передают дух времени, в который актерская игра вписывается непринужденно, как родная. На фоне очень даже достойного исполнения есть сцены, которые и вовсе поднимают сериал высоко над уровнем привычной нам посредственности. Ксению Лукьянчикову можно смело короновать как самую убедительную наркоманку за каждый эпизод пребывания ее героини на социальном дне, но встреча в ресторане с Двинским тянет на актерский триумф. Примерно тот же эффект производит последний разговор Лядова (Александр Бухаров) с Матвеем, тесное знакомство которого с революционерами наградило не только новыми документами, но и чисто барской выправкой.

По словам создателей, к работе над проектом привлекли нескольких историков с диаметрально противоположными взглядами. И это помогло сохранить беспристрастность. Картина лишена напускного глянца и деталей, которые бы четко указывали на симпатию к отдельным персонажам и сословиям. Юбилей династии Романовых, балы, красавицы, лакеи, юнкера… Красиво? До умопомрачения. Но в то же время проституция, нищета, произвол, беззаконие. Несправедливо? До безумия. Между ними – разночинцы и мещане, вынужденные сталкиваться с классовыми предрассудками, необходимостью угождать и выживать. Благородство и низость, талант и оргии, вера в правое дело и беспричинная жестокость, герои и антигерои в абсолютно каждой среде – эту работу можно назвать достойной как минимум за отсутствие штампов в самой заштампованной теме десятилетия.

_________________________
Рубрика: #яВгамак
Все #яВгамак

Комментарии
Авторизоваться
«Триколор ТВ»