Перспективы покупки
«МегаФон» является одним из крупнейших в РФ телекоммуникационных операторов, который обслуживает больше 74 млн абонентов сотовой связи. Выручка компании по итогам 2021 года составила 354,19 млрд рублей, а чистый долг — 244,6 млрд рублей. С мая 2022-го «МегаФон» не раскрывает отчетность.
Аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Артем Михайлин заявил, что оператор «может быть оценен весьма дорого даже с учетом текущих дисконтов у российских активов». По его оценкам, речь идет о 500–600 млрд рублей. «У самого “Ростелекома” на балансе таких средств нет, поэтому, вероятно, придется их занимать. Возможно, “Ростелекому” потребуется структурировать сделку, привлекать дополнительные стороны или искать еще какие-то другие решения», — объяснил он.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил, что стоимость «МегаФона» по различным оценкам может составить от 600 до 900 млрд рублей. Он также подчеркнул, что у «Ростелекома» нет таких денег: «свободных средств у провайдера по состоянию на конец 2021 года было всего 49,5 млрд рублей (потом компания перестала публиковать финансовую отчетность)». Чтобы купить «МегаФон», «Ростелекому» нужно будет кредитоваться, сообщил Чернов. «Для “МегаФона” плюсом можно считать то, что в “Ростелекоме” заявили об успешном решении вопроса импортозамещения оборудования иностранных поставщиков. Продажа активов российской компании также снизит риски возможного внешнего давления на “МегаФон”», — поделился эксперт.
Владимир Чернов склоняется к тому, что перспектива такой сделки невелика в силу того, что ее может заблокировать ФАС из-за нарушения антимонопольного законодательства, так как это ограничит конкуренцию на рынке.
У гендиректора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова иное мнение на этот счет: «ФАС даст свое согласие на данное приобретение, поскольку там не будет 50 % абонентов» (абонентская база объединенной компании не превысит 50 % от совокупной абонентской базы всех операторов на данном рынке, — прим. ред.), — прогнозирует он. По словам Кускова, сделка может не состояться в силу отсутствия свободных денег на эти цели у «Ростелекома». Но провайдеру может помочь профинансировать такую покупку финансовая группа, добавил он. «Это может быть “ВТБ”, “Сбер” и “Газпром”, хотя мне кажется, что скорее всего это будет “ВТБ”, так как у них вместе с “Ростелекомом” было много совместных проектов», — напомнил он.
Если все же сделка состоится, то государственный оператор надолго закрепит отрыв от других компаний в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по выручке, заявил аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «Если два года назад вопрос стоял о том, какая компания сектора достигнет выручки в половину триллиона рублей в год, то теперь ответ кажется ясным даже на аналогичный вопрос о целом триллионе рублей. И это будет публичная компания. Правда, возможны слияния других операторов с крупными игроками рынка электронной коммерции — тогда обороты таких экосистем достигнут того же порядка. Но пока это только гипотетические возможности. Даже если сделка между “Ростелекомом” и “МегаФоном” состоится, то ее подготовка и одобрение регуляторов займут, вероятно, не менее года. Операторы и регулятор приложат все усилия, чтобы в ближайшие год–два абоненты пользовались услугами связи и передачи данных так, словно никаких сделок не происходит. А потом, возможно, начнется внедрение более новых поколений связи», — сообщил эксперт.
При объединении «МегаФона», который еще владеет Yota, с Tele2 (принадлежит «Ростелекому») может получиться оператор, претендующий на звание лидера в отрасли и способный подвинуть «МТС», считает Михайлин. С ним солидарен Кусков, который полагает, что в случае их объединения это будет оператор № 1 в России, однако тогда «МТС» предпримет свои шаги для сохранения своего лидерства на рынке.
Для абонентов снижение конкуренции при сокращении числа игроков вряд ли будет иметь позитивные последствия как минимум с точки зрения цен, заверил Михайлин. «Если рассматривать интересы бизнеса, то, конечно, 2–3 большим игрокам будет проще взаимодействовать между собой. Укрупнение приводит к оптимизации многих процессов, вроде закупки оборудования, строительства сети и делает их более эффективными», — подытожил он.
Кусков добавил, что снижение конкуренции на рынке плохо отразится на абонентах. «Чем меньше конкуренции, тем выше цены и ниже качество, особенно сейчас, когда нет оборудования», — пояснил он.
Зачем USM продавать «МегаФон»?
USM не является специализированным телекоммуникационном холдингом. Крупнейшим его активом является «Металлоинвест» — ведущий глобальный поставщик железорудной продукции и горячебрикетированного железа, чья выручка в 2021 году составляла 10 млрд $. Кроме того, в составе холдинга находятся крупнейшие месторождения меди, ведущий производитель цемента, а также оператор «МегаФон» и другие активы.
В конце прошлого года «МегаФон» начал приобретать у USM компании, связанные с телекоммуникациями, писал «Коммерсант». Так, в декабре от ООО «ЮэСэМ Телеком» (входит в холдинг USM) в «МегаФон» перешла oneFactor (занимается разработкой аналитических платформ на базе искусственного интеллекта), 100 % разработчика программного обеспечения и провайдера систем поддержки бизнеса «Нэксайн» (бренд Nexign), а в январе — «Инплат» (занимается обработкой платежей в интернете, работает с «ВКонтакте», «Одноклассниками» и другими сервисами).
По словам аналитика «Финама», подобный холдинг старается продавать отдельные активы либо тогда, когда предполагает, что на прогнозируемом горизонте продать их выгоднее вряд ли удастся, либо когда средства требуются на развитие других проектов. «В данном случае, вероятнее всего, USM считает, что сейчас — не худший момент продать оператора связи, если есть спрос. Предстоит не самый простой год, в частности, с точки зрения потребности в инфраструктурном оборудовании, которое сложно купить, а “МегаФон” позиционируется как поставщик наиболее качественных услуг, и любое снижение качества негативно скажется на бренде. Кроме того, если другой оператор — “Вымпелком” — в результате серии сделок достанется какому-нибудь другому оператору связи, к примеру, если “Ростелеком” купит именно “Вымпелком”, то “МегаФон” окажется менее крупным игроком рынка, чем другие два. И синергии с другими проектами родительского холдинга у него мало, а у конкурентов — большие, и они сфокусированы на цифровой экономике экосистемы. По совокупности таких соображений, продать “МегаФон” сейчас — разумный выбор, если покупателя устроит цена», — констатировал Делицын.
Продать «МегаФон» сейчас — разумный выбор, если покупателя устроит цена
Еще одна версия продажи «МегаФона» заключается в том, что холдинг, возможно, хочет «уйти от токсичных активов, которыми стали почти любые крупные компании в России», отметил Михайлин. Также могут быть, по его мнению, и чисто экономические интересы, хоть «МегаФон» потенциально и «может генерировать долгосрочные высокие денежные потоки при грамотном управлении». «Есть вероятность, что USM захочет получить долю в объединенном бизнесе “Ростелекома” и “МегаФона”, считает это более выгодным решением. Вариантов и причин может быть много», — резюмировал аналитик.
Кусков подчеркнул, что основатель USM Алишер Усманов «потихоньку избавляется от телеком-активов, что укладывается в общую тенденцию».
Напомним, что в конце 2021 года USM уже вышел из другого крупного актива, продав свои акции компании VK структуре «Газпрома».