В первом квартале 2025 года планируется завершить испытания цифрового двойника Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), это сделает возможным движение беспилотных грузовиков по ней. Об этом сообщил в ноябре 2024 года замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов на форуме «Транспорт России». Испытания проводят «Камаз», «Сберавтотех» (дочка «Сбера»), «Яндекс» и «Старлайн». Ранее министр транспорта РФ Роман Старовойт сообщал, что запустить движение беспилотных грузовиков по ЦКАД планируется в 2025 году, а по трассе М-12 «Восток» — в 2026 году. В августе 2024 года правительство РФ внесло трассы М-12 «Восток» и ЦКАД в экспериментальный правовой режим, который даёт возможность запускать на них беспилотные грузоперевозки. С лета 2023 года движение беспилотных грузовых автомобилей «Камаз» и «Сберавтотех» для коммерческих перевозок было запущено на М-11«Нева». Как отметил Дмитрий Баканов, беспилотные грузовики проехали уже более 3 млн км. А из презентации на форуме следует, что время кругового рейса Москва – Санкт-Петербург – Москва сократилось с трех до полутора суток.
По трассе М-4 «Дон» по направлению: Москва — Тула компания «Яндекс» закончила сертификационные испытания и получила разрешение ездить по дорогам общего пользования. Грузовики ездят днём, но планируется увеличение количества поездок, в том числе и ночью. «Главной задачей первого этапа эксплуатации является сбор необходимых данных для обучение нейронных сетей, которые отвечают за алгоритмы планирования траектории движения грузовика. Ключевой фокус при разработке — это безопасность. Грузовик оснащён дополнительными системами резервирования тормозной системы и рулевого управления», — отметил директор по продуктам автономного транспорта «Яндекс Беспилотные Технологии» Алексей Лещанкин.
С учётом размеров грузовика и скорости его движения особые требования предъявляются к дальности детекции, она составляет до 500 метров, а специальное ПО и системы очистки сенсоров обеспечивают их непрерывную работу на всем маршруте следования автомобиля — добавил он.
Компании в РФ смогут перейти на полностью беспилотные грузоперевозки (без водителей-испытателей) в ближайшие пять-семь лет. При этом бизнес в будущем сможет сократить издержки на топливо и комплектующие на 10–14 % на маршруте свыше 1 тыс. км, говорится в обзоре ассоциации «Автогрузэкс», подготовленном совместно с компаниями ПЭК и Natcar. Эксперты считают, что повысить эффективность автономных перевозок в перспективе двух-трех лет поможет, в первую очередь, их масштабирование на другие направления.
Игроки рынка транспортной логистики, с которыми поговорил «Телеспутник», утверждают, что на масштабное внедрение беспилотных технологий потребуется порядка 10 лет, при этом они отмечают, что это может сократить издержки.
По словам директора по логистике ГК «ЕТЕ» Евгения Школьного, полная автоматизация транспорта возможна в перспективе 10–12 лет этому будет способствовать «активное развитие технологий связи и снижение влияния человеческого фактора».
Школьный напомнил, что по трассе М–11 «Нева» уже сейчас регулярно курсируют автономные грузовики X5 Retail и Wildberries. О том что, по М-4 «Дон» по маршруту: Москва — Тула доставляются грузы для маркетплейса «Яндекс Маркет» упоминал Алексей Лещанкин.
«Сегодня беспилотные грузовики уже ограниченно используются в отрасли: в автоматизированных логистических операциях на закрытых территориях или на определённых маршрутах. Однако для их широкомасштабного применения требуется примерно лет 10–15», — сказал директор по административно-хозяйственной деятельности «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин.
Оценивая перспективы беспилотных грузоперевозок, Евгений Школьный отмечает, что снижение затрат на логистику при внедрении технологии может составить до 10 %. «Во-первых, ежегодно обостряющийся дефицит водителей и гонка зарплат сказывается на расходах логистических компаний, а беспилотные системы — возможный вариант решения проблемы. Во-вторых, автономный транспорт позволяет сократить износ фур и расход топлива за счёт более эффективного передвижения по трассе — оптимальной скорости и траектории движения», — пояснил он.
Применение беспилотных технологий может иметь преимущество перед традиционным подходом, но для этого предстоит решить ряд ключевых проблем, отмечают представители компаний. «Мы придерживаемся позиции внедрять инновации, проверенные временем. Если автоматизация положительно скажется на сроках и качестве доставки, а также улучшит сервис для клиентов, внедрение беспилотных технологий в мультимодальных международных перевозках станет первостепенной задачей», — считает Евгений Школьный.
В «Байкал-Сервис ТК» внедрять в ближайшее время беспилотные технологии не планируют. «Для полной замены водителей беспилотными авто необходимо решить ряд важных вопросов. Разработать нормативную базу, создать и внедрить необходимую инфраструктуру для движения беспилотников, организовать систему диспетчеризации и безопасности движения, включая обеспечение безопасности груза. Как только такие перевозки станут рентабельными, процесс внедрения беспилотников ускорится», — сказал Александр Разин.
Он также добавил, что в России без увеличения государственной поддержки и инвестиций в эту сферу сократить разрыв с лидирующими странами и стимулировать внедрение беспилотных транспортных систем не получится.
О неготовности к полномасштабному запуску подобных проектов в России говорит и генеральный директор «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Среди причин он видит низкий уровень доступа к новейшим технологиям, недостаток полигонов для тестирования таких автомобилей, плохое качество дорог, недостаточное покрытие автомагистралей сетью 4G и нежелание инвесторов вкладываться в инфраструктуру из-за высоких рисков.