«В разработке нового модема мы решили несколько задач. Исключили при производстве комплектующие из недружественных стран, что критически важно, когда требуется обеспечить стабильность и масштабируемость в поставках абонентского оборудования. Новый модем включает в себя электронные компоненты доступные на российском рынке. Это исключает необходимость параллельного импорта, позволяет избежать задержек в поставках и чувствительных переплат. Модем имеет сверхмалые размеры: 52 х 62 х 10 мм и вес менее 100 г, что находится на уровне мировых производителей модемного спутникового оборудования при условии корпусного исполнения. Также мы кардинально снизили токопотребление, в режиме ожидания новый модем потребляет в 10 раз меньше энергии, чем текущий. Характеристики нового устройства позволят системе «Гонец», в дополнение к уже обслуживаемым, предоставить спутниковые каналы в новых сегментах, в т. ч. на беспилотных летательных аппаратах различных типов. Модем успешно прошёл обязательную сертификацию, и в самое ближайшее время мы начнём его серийное производство», — сказал генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Андрей Манойло.
Использование спутниковых каналов на БПЛА является во всем мире новым направлением применения подвижной спутниковой связи. В России его активное развитие стартовало в июле 2024 года, когда через спутниковую систему «Гонец» были впервые успешно переданы координаты с беспилотника компании «Геоскан» и получен трек полёта. На БПЛА, в свою очередь, через группировку «Гонец» была передана команда на возврат, которая была успешно выполнена аппаратом. В развитие направления применения спутниковых каналов на БПЛА активно включился Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС) Томской области, с которым в феврале 2025 года АО «Спутниковая система «Гонец» заключило соглашение о стратегическом партнёрстве. В НПЦ БАС развернут один из самых больших в России закрытых полигонов для проведения испытаний образцов БПЛА.
Использование спутниковых каналов на БПЛА открывает принципиально новые возможности. Кардинально расширяется зона возможного контроля за ним, вплоть до глобальной. Это существенно минимизирует риски потери БПЛА и позволяет получать его трек со всей траектории полёта вне зависимости от наличия покрытия наземных сетей. Становится также возможным гибридное управление, когда в зонах действия наземных средств связи спутниковый канал является дополнительным, а при выходе аппарата из таких зон становится основным. Спутниковый канал может также использоваться и для передачи установленной на беспилотник полезной нагрузки, что имеет большой экономический потенциал для ряда отраслей.
С 1 января 2024 года в России реализуется национальный проект «Беспилотные авиационные системы», рассчитанный на период до 2030–2035 годов. Проект входит в число восьми проектов технологического лидерства, где для страны критически важно обрести независимость от иностранных производителей. В ходе совещания по вопросам развития беспилотной авиации 28 января 2025 года президент России Владимир Путин поручил открыть небо для гражданских беспилотников в безопасных регионах, где для этого соблюдены и другие необходимые условия. По прогнозам экспертов, к 2035 году российский рынок беспилотников может достичь объёма более 1 млн единиц.
Ранее «Телеспутник» писал, что проект создания сегмента малых космических аппаратов системы «Гонец» в рамках государственно-частного партнёрства успешно развивается, в том числе в технологической сфере.
Фото: АО «Спутниковая система «Гонец»