По прогнозам, второе полугодие 2025 года станет точкой необратимого разворота в сторону отечественных аналитических решений и полной локализации процессов обработки пользовательских данных. Компании будут массово отказываться от иностранных сервисов, одновременно сталкиваясь с ростом расходов на аналитику и необходимостью перестраивать внутренние процессы. Как отмечают в Kokoc Group, адаптироваться к новым условиям смогут только те, кто уже сейчас начинает замену привычных систем.
«С 1 июля мы наблюдаем лавинообразный спрос на замену иностранных аналитических решений. Компании, которые раньше закрывали глаза на риски трансграничной передачи данных, теперь вынуждены действовать быстро — под угрозой штрафов и блокировок. Успеет адаптироваться тот, кто уже сейчас начинает переход на российские решения или строит собственную инфраструктуру», — считает руководитель Института аналитики Kokoc Group Екатерина Ходюшина.
152-ФЗ ужесточил требования к сбору, обработке и хранению пользовательской информации. Теперь все компании обязаны обеспечивать первичный сбор данных на серверах, расположенных на территории РФ. Это напрямую затронуло организации, использующие зарубежные системы веб-аналитики, прежде всего Google Analytics и Google Tag Manager, которые по своей архитектуре предполагают передачу данных за пределы страны. Ещё в декабре 2024 года Роскомнадзор начал рассылать предупреждения, трактуя использование подобных сервисов как трансграничную передачу персональных данных, что делает их применение без специального уведомления в ведомство — незаконным. С начала июля 2025 года надзор усилился, и компании оказались перед необходимостью либо прекратить работу с иностранными решениями, либо искать технически и юридически безопасные альтернативы.
Многие бизнесы уже начали отключать Google Analytics, хотя точной статистики отказов нет. По оценкам экспертов, доля этой системы сократилась с 90–95 % в 2021 году до примерно 45 % в 2025-м. При этом отказ от Google Tag Manager идёт медленнее — часть аналитиков полагает, что он не передаёт персональные данные напрямую, но Роскомнадзор, как показывает практика, может не вдаваться в технические детали. В таких условиях компании стараются не рисковать и либо отказываются от иностранных тег-менеджеров, либо переходят на отечественные альтернативы.
Ранее «Телеспутник» писал, что в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подготовили проект нового проверочного листа. Теперь операторов могут обязать предоставлять данные о маршрутизации трафика и доступе к нему.