Историческая трансформация
Открывая дискуссию, модератор, редактор и обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина обратилась к экспертам с вопросом о том, почему контент меняется и каким он в итоге станет.
Отвечая на него, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст назвал главную причину появления нового контента. По его словам, мы наблюдаем историческую трансформацию мира. В результате это повлияет и на классическое телевидение. «Понятие сезонов теперь, наверное, сдвинется, а практика последних 30 лет останется в прошлом, потому что в ней накопилось много фальши и глупости», — убежден Константин Эрнст.
Генеральный директор «ВКонтакте» Марина Краснова согласилась с тем, что рынок отходит от привычного понятия сезонности. Она подтвердила это цифрами: объем смотрения пользователями соцсети вырос в 2,5 раза, создания контента — на ту же величину. В среднем до 45 минут выросла и продолжительность онлайн-смотрения, что по ее мнению, тоже является высоким показателем, а интерес к просмотру и созданию видеоконтента демонстрируют пользователи всех возрастных групп.
Глава «Газпром-медиа» Александр Жаров сообщил, что холдинг адаптируется к сложившейся на рынке ситуации и старается заполнить региональным контентом ниши, которые ранее занимал контент западных мейджоров. «Формируем большую библиотеку, работаем в коллаборации с нашими коллегами, делаем ставку на наращивание производства эксклюзивного контента. Наше ноу-хау заключается в размещении собственного контента на платформах и телеканалах. Причем, с каналов он мигрирует на платформы и с платформы мигрирует на каналы. Соответственно, включаем максимальную монетизацию, быструю амортизацию и делаем упор на собственный контент», — поделился он. По словам Александра Жарова, серьезным фактором, влияющим на производство, стало выпадение доходов от рекламы. В следующем году «Газпром-медиа» планирует выпускать не менее двух премьер в месяц, однако все упирается в пресловутый финансовый вопрос.
Cерьезным фактором, влияющим на производство, стало выпадение доходов от рекламы
Генеральный директор «Национальной Медиа Группы» Светлана Баланова напомнила, что последнее время сложно говорить о том, где потребляется контент — он изначально производится для всех сред. Все чаще премьеры проектов проходят в цифровой среде, а потом показываются в телевизионном эфире, что дает «буст» для прихода новых зрителей, которые хотят посмотреть его на онлайн-платформе. В качестве примера она привела сериал «Ваша честь», который показал высокие рейтинги и в онлайне, и на ТВ.
В связи с блокировкой западных соцсетей пользователи стали массово переходить на отечественные платформы. Для последних это стало настоящим вызовом. Марина Краснова рассказала, что соцсеть «ВКонтакте» стала уделять больше внимания стимулированию авторов контента, внедрению новых функций в приложениях. «Мы создали нейросетевую технологию, которая позволяет в два раза улучшать качество изображения, устраняет шумы, дефекты сжатия. У нас есть собственная платформа дополненной реальности, внедрены AR-эффекты и управление жестами для создания контента», — перечислила она.
Генеральный директор киностудии имени М. Горького, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлианна Слащева подчеркнула, что анимационное производство тоже меняется, ускоряются его темпы. Так, в этом году «Союзмультфильм» сделает 200 эпизодов разных анимационных сериалов, разработает пять полнометражных проектов. «Это огромные темпы по сравнению с отраслью еще пять лет назад», — подчеркнула она. Кроме того, по ее словам, студия переходит на использование в своей работе игровых движков (базовый софт для создания видеоигр, — прим. ред.), а также виртуальных студий. Юлианна Слащева видит главный вызов в отсутствии у российских производителей анимационного контента собственного софта. «Мы работаем на зарубежном программном продукте, который вот-вот могут отключить. Сейчас находимся в поиске новых технологий и талантов», — сообщила она.
Медиаизмерения нужно обновлять
Обсуждение вопросов создания контента в новых условиях естественным образом перетекло в спор о необходимости новой системы медиаизмерений. Константин Эрнст посетовал не неактуальность технологии компании Mediascope, которая является единым уполномоченным медиаизмерителем (подробнее читайте нашу новость). «Нет в нашей стране достоверных, официальных измерений контента, поэтому мы не знаем реакцию пользователей на новый контент. Индустрия, платформы должны выбрать существующие сегодня технологии и специалистов и сделать систему измерения», — заявил он.
«За последние два года мы сделали кардинальный скачок с точки зрения абсолютной интеграции разных сред. Однако довольно сложно говорить о том, где в первую очередь потребляется контент», — поддержала Светлана Баланова.
С необходимостью решать эту проблему согласился генеральный продюсер видеосервиса Okko Джаник Файзиев. Он отметил, что много раз открыто выступал по поводу важности измерений отечественного кино и более жесткого контроля государственных субсидий. «Нужна объективная информация, понимание потребностей аудитории, в измерениях необходимо учитывать количество пиратского контента или бесконтрольных просмотров в интернете. Потому что суть государственных субсидий на поддержку кинематографа, или в данном случае визуального контента, заключается в том, чтобы сограждане могли смотреть этот продукт. Измерение лишь по количеству проданных билетов, количеству каких-то рейтингов, каких-то там суммарных оценок и прочего, всегда будет узким», — считает он.
Система измерений как у платформ, так и телеканалов действительно устарела и требует обновления, подтвердил генеральный директор кинокомпании «Медиаслово» Данила Шарапов. «Мы, создатели контента, не понимаем ориентиров в создании матриц зрительского интереса, ориентируемся лишь на собственные ощущения», — посетовал он.
Система измерений как у платформ, так и телеканалов действительно устарела и требует обновления.
Исполнительный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Елена Лапина выразила надежду, что единый измеритель контента во всех средах скоро должен появиться.
Контент будущего и будущее контента
Как отметил Данила Шарапов, в течение последних десятилетий лучшие российские сценаристы и режиссеры ориентировались на западные рынки. Но сегодня происходит переосмысление, и они уже больше нацелены на успех на отечественном рынке, что является хорошим знаком.
Марина Краснова видит будущее контента за мультиформатами. «Пользователи хотят обсуждать то, что происходит на экране в режиме реального времени. Мы создадим новый формат, который объединит групповой видеозвонок с возможностью интерактива, то есть возможностью пользователю влиять на то, что происходит в эфире, и создавать вместе с автором контент», — поделилась планами эксперт.
Константин Эрнст взглянул на моральную сторону вопроса. «Интернет стал в первую очередь бизнесом, а бизнес часто закрывает глаза на некие моральные аспекты. Такой формат чреват поощрением человеческих слабостей, и если интернет помогает человеку реализовывать эти нехорошие качества, то вряд ли стоит это брать в будущее», — возразил он.
Марина Краснова пояснила, что новый формат создается в первую очередь для пользователей. В более далекой перспективе «ВКонтакте» планирует с помощью машинного обучения внедрить персонализированный монтаж, когда нейросеть адаптирует контент и формат потребления под потребности конкретного пользователя. Марина Краснова убеждена, что будущее — за новыми технологиями защиты авторства и монетизацией с использованием NFT (невзаимозаменяемые токены, — прим. ред.). Она добавила, что благодаря программе поддержки и повышению активности в соцсети доходы авторов значительно выросли.
Елена Лапина сообщила, что ИРИ с Министерством культуры обговорили предложения по поддержке выхода проектов в кинотеатральный прокат. Но в случае с большими проектами сами производители должны решать, хотят они этой поддержки или нет, считает она.
Эксперты также затронули важность выхода на новые зарубежные рынки. Юлианна Слащева сообщила, что в этом году «Союзмультфильм» потеряет 30 % выручки из-за того, что не состоятся заключенные сделки и не будут оплачены международные контракты. Она рассказала, что студия активно выходит на рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
В том, что потенциальные международные рынки есть, уверен и генеральный директор видеосервиса more.tv Дмитрий Гранов.
«Мировые игроки ушли, высококачественного контента мало, поэтому появилось окно возможностей для увеличения отечественного контента. Нужно доверять и небольшим производителям. Они готовы делать хороший контент, может быть, он уступает по качеству большим компаниям, зато несет новые идеи, истории. Хотелось бы добавить региональный компонент и создать организации его поддерживающие. Уверена, тогда появятся новые имена», — подытожила генеральный директор «Кузбасской Медиа Группы» Анастасия Горелкина.