img22 сентября 2021 в 09:31

Помешательство на NFT: перспективы рынка невзаимозаменяемых токенов

Российский рынок невзаимозаменяемых токенов (Non-Fungible Token, NFT) постепенно набирает обороты. Как и во всем мире, ажиотаж здесь начался со сферы искусства: оглядываясь на глобальный рынок, отечественные художники выработали для себя основные принципы работы. О своих амбициях в этой сфере заявляет и коммерческий сектор, используя технологию для развития новых направлений бизнеса. В будущем, полагают эксперты, через NFT можно будет передавать и право собственности, к примеру, на трансляции контента в онлайн-кинотеатрах. Дело за малым — покупателями.

Российский рынок невзаимозаменяемых токенов (Non-Fungible Token, NFT) постепенно набирает обороты. Как и во всем мире, ажиотаж здесь начался со сферы искусства: оглядываясь на глобальный рынок, отечественные художники выработали для себя основные принципы работы. О своих амбициях в этой сфере заявляет и коммерческий сектор, используя технологию для развития новых направлений бизнеса. В будущем, полагают эксперты, через NFT можно будет передавать и право собственности, к примеру, на трансляции контента в онлайн-кинотеатрах. Дело за малым — покупателями.

NFT — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть обменен или замещен другим аналогичным токеном. NFT хранится в сети блокчейн и может переходить от одного владельца к другому. Такой токен содержит в себе информацию — изображение, видео, звук, 3D-модели, тексты, программный код. Данные о содержимом записи находятся в общем доступе, что позволяет фиксировать право владения каким-либо объектом.

В отличие от равнозначных токенов, таких как биткойн, NFT могут обладать разной ценностью. И хотя экосистема невзаимозаменяемых токенов начала развиваться на блокчейн-платформе Ethereum еще в 2017 году, широкое распространение она получила в последние пару лет, в основном за счет цифрового искусства.

Согласно данным аналитического сервиса DappRadar, в первой половине 2021 года продажи невзаимозаменяемых токенов достигли рекордных $2,5 млрд (в первом полугодии 2020-го — $13,7 млн). Еженедельно только на блокчейн-платформе Ethereum продаются от 10 тыс. до 20 тыс. новых NFT, указывают данные сервиса NonFungible.

Цифровизация искусства

В цифровом искусстве, или крипто-арте NFT представляет собой запись о создателе цифровой картины либо файла и содержит информацию обо всех последующих ее продажах/перепродажах, количестве копий, авторских отчислениях, владельцах и стоимости.

«Пандемия внесла вклад в переход всех сфер жизни в цифровой формат, это повлияло и на взрыв популярности NFT-технологий, в том числе NFT-арта», — объясняет основатель образовательной платформы 1artchannel Анастасия Перова. Ее портал и онлайн-галерея Digital Art EXPO представили российское NFT-искусство на проходившей в Москве международной ярмарке современного искусства Cosmoscow–2021. Участники проекта называют это знаковым событием для России: известные аукционные дома, такие как «Кристис» и «Сотбис», уже продают произведения NFT-арта. Теперь к этой тенденции присоединяется и Россия.

По словам основателя и гендиректора Digital Art EXPO Герберта Шопника, за неполный 2021 год российский рынок цифрового искусства прошел несколько стадий: в марте–апреле появился хайп, а летом произошел некоторый спад. «Сейчас мы видим, как этот рынок опять растет», — поясняет он.

Сообщества по интересам

В России и странах СНГ NFT-сообщество, куда входят цифровые художники и композиторы, 3D-дизайнеры, моушен-дизайнеры, иллюстраторы, архитекторы, создатели VR/AR-миров, разработчики искусственного интеллекта и т. д., объединяет около 15 тыс. человек, рассказал Герберт Шопник. Конечно, это усредненный показатель, добавил он. В самой сфере задействованы также галереи, консультанты, специализированные маркетплейсы, которые работают с NFT-объектами и проектами. Кроме того, создать невзаимозаменяемый токен сегодня может любой, установив приложение криптокошелька и выбрав одну из онлайн-площадок NFT.

Сообщество NFT является саморегулируемым, по крайней мере, в части защиты собственности. «Как только кто-то из художников видит, что происходит кража объекта или нарушаются правила его использования, об этом сообщают маркетплейсу, который взаимодействует с объектом или его владельцем. Маркетплейс “закрывает” использование объекта у себя. Сами маркетплейсы также могут отслеживать друг друга на предмет копирования одним художником своих работ, если тиражирование не было оговорено заранее», — поясняет сооснователь Digital Art EXPO Ольга Каменская.

Фрагмент видеоработы «Монетизация» Романа Резницкого.
Фрагмент видеоработы «Монетизация» Романа Резницкого. Видеоверсия отличается от классической картины (проект Роснано), участвующей в нескольких выставках, добавленным значком биткоина. Художник соединяет темы экономического кризиса и эротики.

Для покупки и продажи предметов NFT-арта существует около двух десятков маркетплейсов. Они отличаются условиями регистрации, архитектурой, механикой проведения аукционов, размерами комиссий с продаж. К примеру, Nifty Gateway проводит процедуру отбора художников, на Rarible загрузить работы может любой желающий, а NFT Showroom работает на блокчейне Hive. Есть площадки, специализирующиеся по видам объекта: например, NBA TopShot продает цифровые карточки, связанные с баскетболом, AtomicHub — цифровые игровые карты.

Все эти площадки зарубежные. По словам Герберта Шопника, отечественные художники продаются на тех же маркетплейсах наравне с иностранными. Однако и в России скоро могут появиться свои маркетплейсы: петербургская школа Masters запускает платформу по продаже NFT-искусства, которая объединит торговую площадку, виртуальную галерею с постоянными и временными экспозициями. Проект курирует заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Покупатели и продавцы

Строгого деления на художников, создающих NFT-арт, и традиционных нет. В России, как и во всем мире, традиционные художники, пользуясь услугами специализированных компаний, все чаще либо переводят свои произведения в цифровую форму, либо сразу создают их в NFT-формате.

Однако если в начале бума цифрового искусства все действовали по наитию, то теперь подход более осмысленный, как со стороны художников, так и со стороны коллекционеров. «Российские NFT-художники смотрят на американские и европейские рынки. Они уже понимают, как правильно позиционировать себя, свои работы, через какие инструменты продвигать. Например, в США для продвижения работ активно используется Twitter», — рассказал Герберт Шопник. Это касается как статичных арт-объектов в NFT, так и видео, уточнил он.

Тем не менее, пока спрос не превышает предложения. «Крипто-арт — не просто хайп, — поясняет основатель онлайн-галереи современного искусства SMART Наталья Хацела. — Художники предполагают, что так они, возможно, смогут что-то заработать. При этом сами художники не понимают, кто будет покупать эти самые NFT-картинки. Все закинули удочки и ждут».

Художники, музыканты, писатели, как создатели любого контента, надеются, что невзаимозаменяемые токены станут новой палочкой-выручалочкой для повышения узнаваемости. Пока рынок еще находится в стадии становления, NFT-деятели могут стать известными за считанные месяцы или даже дни, а прежде на это ушли бы годы. Правда, таких случаев, как на российском, так и на глобальном рынке, пока еще мало, признаются эксперты.

Фрагмент видеоработы Hyper Mizutori 20-летнего художника Романа Бобкова.
Фрагмент видеоработы Hyper Mizutori 20-летнего художника Романа Бобкова. Работа из частного собрания неназываемого российского NFT-коллекционера. Изначально «Бабочка» создавалась в качестве подарка. Художник пропустил 2D-логотип через четвертое измерение. Затем «Бабочка» стала двигаться и загораться.

Самый желаемый приобретатель в цифровом искусстве — цифровой коллекционер. Как правило, это люди среднего возраста, давно живут в мире блокчейна, у них есть определенный капитал, говорит Герберт Шопник. Они любуются своими коллекциями ежедневно на смартфоне, компьютере или даже на всей стене через проектор. В некоторых домах стены превращаются в единый большой экран.

Однако таких любителей искусства мало. «Я вижу отсутствие интереса к NFT-искусству у покупателей. А надо отметить, что наша целевая аудитория — это бизнес-сообщество, мужчины и женщины 35–55 лет. Они разбираются и в технологиях, и в инвестициях. И вот как раз среди них никакого ажиотажа нет», — делится своими наблюдениями Наталья Хацела.

Покупателями также могут выступать арт-институции (музеи, аукционные дома), но пока это похоже на PR-акции, уверена Наталья Хацела. Она предполагает, что покупатели у таких субъектов рынка «назначенные». «Крупные музейные или аукционные институции не могут выглядеть профанами при выпуске NFT-арта и ждать у моря погоды, купит ли кто-то их токены. Это нестратегическое поведение. Предполагаю, что были проведены переговоры с потенциальными партнерами, которые по разным причинам заинтересованы в привлечении внимания к конкретному художнику — в случае с аукционным домом, либо это способ, по сути, спонсирования музея — в случае с известным музеем», — рассуждает она.

NFT-арт как способ продвижения бизнеса

Многие компании используют новую технологию как повод для PR-кампаний. К примеру, ресторан быстрого питания Taco Bell в марте 2021 года в рамках акции по возвращению в меню картофельных блюд выставил на платформу Rarible больше 20 файлов. Они были распроданы за полчаса.

Компания «Газпром нефть» в мае текущего года первой в мире выпустила в формате NFT пресс-релиз о регистрации цифровой платформы заправки самолетов в реестре программного обеспечения Минцифры. В смарт-релизе название платформы изображено в виде цифровых блоков и использован фрагмент арт-проекта «Цифровые двойники» медиахудожника Максима Жесткова.

Фрагмент видеоработы Артема Го и Ивана Горшкова «Хохот над вечным покоем».
Фрагмент видеоработы Артема Го и Ивана Горшкова «Хохот над вечным покоем». Работа строится на контрасте сюжета и реализации. «Хохот над вечным покоем» — скульптура на смерть «Хохотуна» (“El Risitas”) Хуана Хойи Борхи (Juan Joya Borja) — человека, ставшего мемом.

В августе платежная система Visa приобрела невзаимозаменяемый токен CryptoPunk #7610 почти за $150 тыс. (по курсу на момент продажи, — прим. ред.). «Мы смотрим на все новое, инновационное. Тема технологий, токенизации созвучна с темой цифровых платежей», — рассказал пресс-секретарь Visa Кирилл Агеев на мероприятии 1artchannel и Digital Art EXPO, посвященном участию в Cosmoscow-2021.

NFT также подталкивает компании к развитию новых направлений бизнеса. «Производители начинают выпускать панели, адаптированные под цифровое искусство. Например, такие, которые автоматически меняют яркость изображения, если включается свет. Samsung на Cosmoscow продавал свои панели с размещенным на них искусством. Покупатели смогут дома поместить объект уже в готовом виде», — рассказал Герберт Шопник. В сентябре Эрмитаж поделился результатами аукциона по продаже NFT-токенов на пять цифровых копий работ из своей коллекции: прибыль от продажи составила 32 млн рублей.

Не артом единым жив NFT

NFT-технологии способны создать среду, благоприятную для развития инвестиционного рынка в сфере искусства. «Сейчас, приобретая в России произведение искусства, об инвестициях говорить не приходится. Тому есть масса причин — отсутствие прозрачной и системной информации о реальных ценах реализации предметов искусства, отсутствие институции, которая накапливала бы такую информацию и которую можно было бы положить в основу инвестиционного анализа, а затем спрогнозировать доходность. Но NFT может изменить эту ситуацию», — убеждена Наталья Хацела.

Технология может работать с большим количеством видов контента — картинками, видео, анимациями и мемами. «Сейчас появляется не только NFT-арт, но и цифровая мода. Создание предметов одежды, обуви в цифровом виде скоро тоже станет трендом. Это огромная индустрия», — уверяет Герберт Шопник.

По мнению заместителя генерального директора по развитию бизнеса «Инвест Гоу» (платформа, позволяющая привлекать финансирование со стороны инвесторов для целей бизнеса) Дмитрия Козлова, NFT может выступать инструментом оформления отношений по передаче любого иного реального актива. Например, передачи прав на трансляции контента в онлайн-кинотеатрах или дистрибуцию музыкальных произведений. В будущем через невзаимозаменяемые токены могут отчуждаться доли в обществах с ограниченной ответственностью или оформляться права на бренд/собственность. Смарт-контракты, привязанные к протоколу NFT, автоматизируют корпоративное управление, что приведет к значительному снижению времени и затрат при оформлении различных процедур, заключает он.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий