Еще в марте, когда ведущие голливудские студии — Walt Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal Pictures и др. — начали друг за другом покидать российский рынок кинопроката, а затем и OTT-платформы, часть экспертов впала в шапкозакидательский раж: скатертью дорога, проклятые пиндосы, наш медиарынок от вашего позорного бегства только выиграет. Эти рассуждения выглядели вполне логично. Еще бы, без всякого вмешательства властей, сами собой реализовались предложения по поддержке отечественных продакшнов, которые в отрасли обсуждали много лет: ввести квоты на зарубежное кино, перераспределив выручку кинопроката и OTT в пользу российского производителя. Доходы отечественных студий в таком сценарии стали бы расти все быстрее, соразмерно увеличились инвестиции в производство, качество контента выросло бы до уровня Голливуда, и российский зритель наконец-то предпочел бы российское кино Голливуду уже безо всяких ограничений.
Произошло ли в 2022-м в российском кино и OTT после исчезновения мейджоров хоть что-то, отдаленно напоминающее розовые сны шапкозакидателей? Ровно наоборот. Лобовая логика «если Джозеф Косински[i] ничего не заработал в РФ, значит, его денежки достанутся Антону Мегердичеву[ii]» не сработала.
Бокс-офис «Сердца Пармы», самого раскрученного фильма уходящего года, назначенного символом импортозамещения в киноиндустрии, по состоянию на 27 декабря составил 926 млн руб. Чтобы создателям отбить расходы только на сам фильм, не считая пары сотен миллионов на маркетинг, нужно собрать в прокате минимум 1 млрд. Нельзя сказать, что «Сердце Пармы» провалилось в прокате, но и коммерчески успешным признать кинолокомотив уходящего года не получается при всем желании.
А что же с киноиндустрией в целом? Воспользовалась ли она окном возможностей, открывшимся с уходом «проклятых пиндосов»? На первый взгляд, да. Согласно данным Фонда кино и «Бюллетеня кинопрокатчика», представленным на конференции «Киноиндустрия в новой реальности», в 2022-м в прокат вышло рекордное число российских фильмов за последнее десятилетие – 239. Это на треть больше, чем в допандемийном 2019 году и в 2021-м – 179 и 170 соответственно. При этом голливудских релизов в 2022-м было меньше всего за то же десятилетие – 10, тогда как в 2019-м их было 74, в 2021-м – 60. Казалось бы, на зачищенном конкурентном поле бокс-офисы нашего кино должны зашкаливать. На практике все с точностью до наоборот: сравнение суммарных сборов всех этих фильмов демонстрирует катастрофическое снижение эффективности каждой отечественной кинопрокатной единицы. В 2019-м 179 российских фильмов собрали в прокате 12,2 млрд руб., 170 в 2021-м – 10,3 млрд. А рекордные 239 единиц в 2022-м – лишь на 200 млн больше, чем меньшее на треть количество в пандемийном и потому крайне неудачном для отечественного кино году. Сравнение с 2019-м удручает еще больше: эффективность кинопрокатной единицы в уходящем году снизилась более чем на 50%.
Вопрос: в каком году последнего десятилетия эффективность российской киноиндустрии была наивысшей? Ответ: в 2018-м, когда 149 отечественных релизов заработали 13,9 млрд руб. А теперь, внимание: сколько было в прокате голливудских фильмов в том же 2018-м? Лобовая шапкозакидательская логика подсказывает, что наверняка меньше 10. Но нет: в том счастливом для российского кино году Голливуда в российских кинотеатрах выходило примерно столько же, как и в любом допандемийном – 74 фильма.
Теперь самый главный вопрос в наших рассуждениях: почему не работает схема «у Косински убыло, у Мегердичева прибыло»? Ответ: потому что уход Голливуда плачевно сказался на всем российском кинопрокате в целом, без разделения его на друзей и врагов. Суммарный бокс-офис отечественных кинотеатров снизится по итогам года по сравнению с прошлым (повторимся, пандемийным и потому неудачным) минимум вдвое. Глава департамента кинематографии Минкульта Дмитрий Давиденко говорил, что, по состоянию на вторую половину октября, в стране приостановили работу 277 кинотеатров из 2136 (11,5%). И хотя число закрытых полностью кинотеатров вроде бы невелико – всего 43, но сами кинопрокатчики смотрят в будущее с нескрываемым пессимизмом: новая волна закрытий площадок может начаться уже после Нового года.
В завершение – короткой строкой об онлайн-кинотеатрах с их originals, которые, как прогнозировали шапкозакидатели, должны на унавоженной Netflix’ом почве начать цвести и колоситься. Но и здесь тенденция со знаком минус: на той же конференции «Киноиндустрия в новой реальности» показывали график, из которого следовало, что и в OTT тоже включился антикризисный менеджмент. После периода интенсивного роста, когда ежегодно число российских originals почти удваивалось (26 в 2019-м, 46 – в 2020-м, 86 – в 2021-м), в уходящем году (внезапно) понижательный тренд: 74 тайтла оригинального контента. За объяснением не надо далеко ходить: активное потребление зарубежных фильмов и сериалов стимулировало рост аудитории российских OTT-площадок, их выручка росла двузначными цифрами всю последнюю пятилетку. За счет этой выручки они в том числе и финансировали съемки собственных релизов.
Какие из всего этого выводы? Самые неутешительные. Российское кино вступает в пору сокращения бюджетов и самыми успешными будут оказываться, прежде всего, те проекты, где велика доля безвозвратных грантов от Фонда кино и других госинститутов поддержки отрасли. Неизменных получателей безвозвратного госфинансирования в отрасли знают отлично и у этих уважаемых людей все будет хорошо. Остальным неизбежно придется лезть в игольное ушко минимизации бюджетов. Здесь как нигде будет востребован опыт якутского кино: там научились снимать локальные блокбастеры за 2 млн руб., которые собирают в прокате по 10 млн и тем самым демонстрируют невиданную в отрасли маржинальность. Будет ли малобюджетье способствовать появлению Калатозовых и Тарковских цифровой эпохи? Никаких оснований надеяться на это нет.
Приятного просмотра.
[i] Режиссер фильма «Топ ган: Мэверик», самого успешного кинорелиза в мире в 2022 году.
[ii] Режиссер «Сердца пармы», лидера по сборам среди российских фильмов.