img23 ноября 2023 в 11:10

Почему голливудский контент не вернется в РФ

Больше полутора лет российский рынок живет без контента западных мейджоров, в первую очередь, голливудского. И хотя его по-прежнему несложно найти в Сети, если вы этого хотите (а хотят многие, судя по количеству подписчиков на один из каналов на национальном видеохостинге с таким контентом), легально сериалы, фильмы и телеканалы крупных западных правообладателей недоступны в РФ. Даже если допустить, что геополитическая ситуация когда-то поменяется, вряд ли полноценному возвращению Голливуда отечественные игроки обрадуются. Более того, они будут всячески этому препятствовать.

Больше полутора лет российский рынок живет без контента западных мейджоров, в первую очередь, голливудского. И хотя его по-прежнему несложно найти в Сети, если вы этого хотите (а хотят многие, судя по количеству подписчиков на один из каналов на национальном видеохостинге с таким контентом), легально сериалы, фильмы и телеканалы крупных западных правообладателей недоступны в РФ. Даже если допустить, что геополитическая ситуация когда-то поменяется, вряд ли полноценному возвращению Голливуда отечественные игроки обрадуются. Более того, они будут всячески этому препятствовать.

Вопрос возвращения западных мейджоров на российский рынок поднимался в ходе VIII ежегодной конференции «ConTech 2023. Контент и технологии для цифрового ТВ в России» в Москве 16 ноября. Судя по реакции участников, они не особо и хотят этого возвращения. Директор по стратегии «Национальной Медиа Группы» Дмитрий Пашутин дал расплывчатый комментарий: «Честно говоря, не вижу смысла это обсуждать. Поживем — увидим». Но выражение на его лице говорило прямо: «Не ждем».

Ответ заместителя генерального директора ВГТРК Александра Нечаева был более честным. Уход западных мейджоров позволил отечественным производителям заново вздохнуть и по-новому посмотреть на рынок, считает он. Приведу его речь целиком без редактуры: «Мораторий на иностранный контент позволил сильно вздохнуть российским производителям, осмотреться и задуматься: а какие смыслы они несут, а насколько эти смыслы адекватны, востребованы определенными поколениями, а как правильно настроить коммуникацию с этими поколениями? А почему вдруг выясняется, что российские фильмы, сериалы и документальные фильмы, которые сейчас активно начали снимать и производить, почему они не в меньшей степени востребованы? А может быть, это огромное слепое пятно, которое формировал Marvel и иже с ним оно как раз вредило тому, чтобы об этом подумать? К моменту, когда и крупный зарубежный, прежде всего, западный продукт, снова появится в России — это неизбежно очевидно случится — будет уже немного другая ситуация. Уйти гораздо проще, чем вернуться. И поколение, которое вырастет на том контенте, который производится сейчас, который будет востребован и смотрим в течение ближайших четыре-пяти лет, это контент, который позволит вырастить поколение, которое сможет оценивать совершенно по-иному, оно уже генетически не увязано с тем, что есть плохое местное и хорошее неместное. Есть отличное местное, а неместное [мы] рассмотрим».

Лучшего способа избавить российских производителей от самого сильного конкурента невозможно придумать.

Ситуация действительно поменялась, и дело здесь вот в чем. Последние годы российские онлайн-кинотеатры активно развивали направление оригинальных проектов. В него было вложено много усилий и средств. Со временем это дало результат: такие проекты вошли в топ по просмотрам на всех платформах, создав конкуренцию западному контенту. Понятное дело, что последний по-прежнему составляет большую долю библиотек российских видеосервисов (по оценке TelecomDaily, голливудский контент в онлайн-кинотеатрах составляет чуть ли не 99 % всей библиотеки) и надолго останется востребованным, несмотря ни на что. А геополитика вмешалась в вопрос конкуренции очень вовремя. Полагаю, что такого щедрого подарка отечественные игроки и не ждали. Лучшего способа избавить российских производителей от самого сильного конкурента невозможно придумать. И они продолжат использовать эту возможность для собственного развития, наращивать объемы производства контента, вкладываться в собственный продакшен. Именно этот единый нарратив, но в разных выражениях повторяли участники «ConTech 2023».

Безусловно, отечественная контентная индустрия находится в начале своего пути (если сравнивать с тем же Голливудом) и пока не способна в таком же объеме выпускать качественные сериалы и фильмы. Причин здесь много, и экономика — не единственная из них. Но многое у отрасли уже получается.

В целом, аудитория отечественных стримингов растет, увеличиваются объемы потребления контента, рынок пробует разные модели, ни один крупный игрок не обанкротился. «Не вижу ни одной причины, почему можно заявлять о чем-то плохом. По-моему, все прекрасно», — заявил тот же Александр Нечаев на «ConTech 2023». Вот вам и следствие очищения отрасли от «тлетворного влияния» Голливуда.

А есть ли аргументы в пользу того, что контент западных мейджоров вернется в полном объеме, несмотря на позицию отечественных игроков? Здесь многое зависит от самих мейджоров и от выбора зрителя. В любом случае будет любопытно наблюдать за тем, как эта ситуация повернется, а пока — продолжать смотреть «лучшие в мире российские сериалы» (это не мое мнение, а слова гендиректора Wink Антона Володькина, сказанные на «ConTech 2023»).

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий