img
img09 мая 2025 в 11:54

Индустрия анимации в России растет, проникает в digital и ждет специалистов с новыми компетенциями

Доля отечественной анимации в прокате в 2023-2024 годах достигла порядка 5 %, показывая небольшой ежегодный рост. Российские бренды вышли в лидеры просмотров, среди любимых зрителями мультипликационных персонажей преобладают именно отечественные. В тренде фильмы-сказки, сюжеты, основанные на фольклоре. Кроме того, в 2024 году анимационные фильмы заняли лидирующие позиции среди всех экспортных проектов российской киноиндустрии. С экспертами выясняем драйверы развития и проблемы рынка анимации, роль государственной поддержки и почему отечественные студии пытаются построить «вечнозеленые» франшизы.

Доля отечественной анимации в прокате в 2023-2024 годах достигла порядка 5 %, показывая небольшой ежегодный рост. Российские бренды вышли в лидеры просмотров, среди любимых зрителями мультипликационных персонажей преобладают именно отечественные. В тренде фильмы-сказки, сюжеты, основанные на фольклоре. Кроме того, в 2024 году анимационные фильмы заняли лидирующие позиции среди всех экспортных проектов российской киноиндустрии. С экспертами выясняем драйверы развития и проблемы рынка анимации, роль государственной поддержки и почему отечественные студии пытаются построить «вечнозеленые» франшизы.

Вызовы и решения глазами индустрии

Современная анимационная индустрия в России сталкивается с рядом вызовов, отметили в киностудии «Союзмультфильм». Во-первых, меняются паттерны смотрения: исследование киностудии показало, что 80 % детей старше семи лет начинают активно взаимодействовать с digital контентом как профессиональным, так и любительским. Это требует пересмотра традиционных форматов и поиска новых подходов к производству контента.

Во-вторых, создание анимации остается дорогостоящим и долгим процессом, особенно много усилий требуется для стадии девелопмента, поэтому для кратного и более масштабного развития индустрии нужна господдержка.

«Возможные меры государственной поддержки озвучила председатель Совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева в марте в ходе Совета по культуре при Президенте Российской Федерации: закрепить законодательно долю господдержки анимации в размере 20 % от общего финансирования кинематографа, а также направлять 10 % от сборов зарубежных мультфильмов в российском прокате на развитие отечественной анимации. Еще один вызов — технологический, он связан с разработкой собственного программного обеспечения (ПО). Решение — в сотрудничестве студий и компаний информационных технологий (ИТ). Для прорыва здесь также нужна государственная поддержка в создании отечественного софта — это критически важно для будущего индустрии»,подчеркнули в пресс-службе «Союзмультфильма».

Здесь также отметили актуальность кадрового вопроса. За последнее десятилетие отрасль выросла втрое, выделилась в самостоятельную сферу и анимация сегодня — это не только мультфильмы. Она проникает в кино, игры, образование, медицину и digital среду. Поэтому обучение новых технических и творческих специалистов — ключевая задача. Сейчас ведется активная работа с вузами и Ассоциацией анимационного кино, чтобы сократить возможный кадровый дефицит. В то же время и «Союзмультфильм» много делает для обучения и повышения квалификации кадров — на студии регулярно проводятся курсы, лаборатории, стажировки, подчеркнули в киностудии.

В настоящее время российская анимационная индустрия сталкивается с серьезной конкуренцией за внимание детей к разнообразному цифровому контенту, что обостряет необходимость создавать новые форматы и точки входа в мир отечественных брендов, подтвердила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. По ее мнению, для эффективного ответа на эти вызовы требуется развивать смежные направления — от игр и подкастов до метавселенных и образовательных продуктов, что позволит удерживать интерес аудитории и расширять присутствие анимации в повседневной жизни.

«Огромный спрос на анимацию требует большого количества специалистов, постоянного обновления знаний и освоения новых компетенций. Безусловно, нехватка кадров есть, особенно по ряду технических специальностей и среди сценаристов. Специфика в том, что анимация — технологически динамичная отрасль, требующая постоянного апгрейда знаний, а также новых компетенций. Поэтому помимо творческих профессий нам требуется много специалистов среднего звена. В этом контексте государственная поддержка становится не просто желательной, а жизненно необходимой: она дает отрасли импульс для масштабного роста, помогает запускать амбициозные проекты, поддерживает молодых авторов и способствует формированию устойчивой креативной экосистемы», — пояснила Ирина Мастусова.

Основная проблема анимационной и не только российской индустрии — долгий срок производства, более высокая его стоимость по сравнению с игровыми проектами, а также несколько другой микс каналов выручки и зачастую более долгий период окупаемости, отметил эксперт практики «Государственных и социальных инициатив» Рексофт Консалтинг Владимир Лапин.

«Производство контента, по сути, венчурный бизнес, именно это определяет приоритеты потенциальных инвесторов в производство анимации. Для преодоления данных барьеров, в первую очередь, компании ищут возможности для удешевления производства. Для этого подходит как использование “игровых” движков, искусственного интеллекта (ИИ) и, конечно, государственная поддержка, которая, на данный момент, в России для анимации довольно низкая: по данным Ассоциации анимационного кино, в 2024 году из общего объема финансирования как Фонда кино, так и Министерства культуры анимации досталось менее 10 %. С кадрами отдельная проблема конкуренция как с игровым кино, где “оборачиваемость” по проектам выше, так и с игровой индустрией, где зачастую заметно выше зарплата», — перечислил Владимир Лапин.

Возврат вложенных средств — сейчас основная проблема для российской анимации: многие внешние рынки для отечественных продюсеров на данный момент закрыты, а отбить вложения за счёт внутреннего рынка для продюсеров российских сериалов сейчас практически невозможно, и тут отечественная анимация сможет выжить только при поддержке государства, напомнила главный редактор телеканала «Карусель» Вера Оболонкина.

Рынок российской анимационной индустрии сейчас обладает большим потенциалом очень много новых идей, сюжетов, совместных проектов, вариантов участия анимации в самых разных аспектах жизни, сформировалось высококлассное профессиональное сообщество, напомнила генеральный продюсер телеканала «МУЛЬТ», главный редактор телеканала «КиноМульт» Татьяна Цыварева.

«Основная проблема индустрии это источники финансирования. Поскольку производство качественного анимационного контента требует больших затрат как временных, так и финансовых, в этом аспекте сложно переоценить важность и своевременность государственной поддержки. Особенно в ней нуждаются молодые, новые студии, которые фактически без поддержки не имеют возможности заявить о себе», — убеждена Татьяна Цыварева.

За последние десять лет отечественная анимационная индустрия проделала большой путь: появилось немало прекрасных проектов, которые знают и любят и дети, и взрослые, однако одной из основных проблем остается дорогостоящий и долгий цикл производства анимации, отметила генеральный продюсер детского познавательного телеканала «О!» Дарья Ильина.

«Путь от идеи проекта до выхода в эфир может занимать несколько лет. У аудитории детских телеканалов есть спрос на качественный российский контент. Сетка детского познавательного телеканала “О!” на 75 % состоит из отечественных проектов, и удовлетворить этот спрос без государственной поддержки было бы невозможно. На сегодняшний день сделано немало, но важно продолжать и развивать этот диалог с государством», — считает Дарья Ильина.

Микс удачных персонажей и легкого образовательного контента

За последние три-пять лет предпочтения юных российских зрителей заметно изменились под влиянием диджитализации: если раньше ключевыми темами были базовые знания о мире и моральные ориентиры, то сейчас дети старше семи лет все чаще интересуются более взрослыми сюжетами — взаимоотношениями, самопознанием, выстраиванием личных границ, сообщила Ирина Мастусова. Она добавила, что сегодня востребованы как новые истории, так и проверенные временем герои, при этом дети ждут их присутствия во всех привычных им цифровых форматах.

«В последние годы до санкционных ограничений мы наблюдали постепенное увеличение интереса к национальному контенту. Это выражалось в росте рейтингов отечественных брендов на ведущих детских телеканалах, а также количества просмотров на AVOD. Такой тренд связан, в том числе, с желанием родителей показывать своим детям безопасные, качественные и культурно близкие произведения, после того как в девяностые годы прошлого века в страну хлынул поток иностранного низкопробного анимационного контента. Уход зарубежных правообладателей в 2022 году катализировал этот процесс, и сейчас в топе любимых персонажей преобладают отечественные анимационные герои, а в лидерах просмотров — российские бренды. В тренде также фильмы-сказки, сюжеты, основанные на фольклоре, игровые франшизы популярных мультфильмов. Вероятно, в связи с 80-летием Великой Победы мы также будем наблюдать всплеск интереса к этому историческому периоду», — рассказала Ирина Мастусова.

По данным Mediasсоре, актуальность российской анимации заметно растет: после ухода голливудского контента российские проекты и персонажи на данный момент входят в первую десятку, подчеркнул Владимир Лапин.

«Все отечественные студии пытаются построить “вечнозеленые” франшизы, понимая, что только таким образом студия может минимизировать производственные риски и сократить стоимость маркетинга. Самые кассовые проекты последних лет “Иван Царевич и Серый Волк 6” или “Три богатыря, ни дня без подвига” те самые франшизы, работающие уже много лет. Из новых героев, собравших внушительную кассу в прокате за последние годы, можно отметить, например, “Финника” и “Котов Эрмитажа”, продолжения которых скоро должны появиться на российских экранах», перечислил Владимир Лапин.

Российские студии хорошо научились делать анимационные сериалы для дошкольников, а вот найти стабильную дорогу к сердцам подростков еще только предстоит, но тут Россия не одинока — успешный сериал на подростковую аудиторию удача и для глобального рынка, добавил эксперт. Он также отметил возрастающую популярность аниме, о которой говорит статистика дистрибуции как легальных, так и пиратских онлайн площадок.

«Оригинальные персонажи, которые собирают кассу, обычно появляются нечасто хорошо, если в год выходит один-два новых проекта, с потенциалом на то, чтобы делать сиквел. Анимация для дошкольников представляет скорее микс удачных персонажей (завлечь ребенка) и хорошего/легкого образовательного контента (завлечь их родителей). Полнометражные кассовые проекты — это известные герои сказок и их приключения, а также продолжения популярных анимационных сериалов – “Три Кота”, “Лунтик”, “Барбоскины”, “Смешарики”», — отметил Владимир Лапин.

Популярностью всегда пользуются добрые и забавные герои: на кого-то из них зрителям хочется быть похожими, а с кем-то подружиться, есть персонажи, которые неизменно остаются любимыми и востребованными на протяжении многих лет, отметила Дарья Ильина. По ее словам, появляются и новые популярные герои.

«Мы видим возрастающий интерес нашей аудитории к познавательному мультсериалу Мастер Витя и Мотор. Это проект о находчивом и талантливом мальчике-инженере Вите, для которого нет неразрешимых задач, когда есть воображение и дружная команда помощников. Радостно, что подобные герои находят отклик у зрителей — любопытных, любознательных, задающих вопросы, с радостью изучающих мир. Большинство проектов опирается на близкие и понятные каждому человеку темы и ценности — семья, дружба и взаимопомощь. У аудитории растет интерес к развивающим форматам, что подтверждают результаты нашего опроса: 63,46 % родителей выбирают для своих детей познавательный контент. Они, оставляя ребенка перед телевизором, хотят быть уверены, что он узнает новое и полезное. Миссия нашего телеканала — вдохновить детей на изучение этого мира, поэтому в нашем эфире есть документальные проекты о природе и животных, науке, космосе», — подчеркнула Дарья Ильина.

Она добавила, что в число востребованных входит патриотический контент, поэтому 9 мая в эфире телеканала будут специальные выпуски проекта «Мой музей».

После ухода западной анимации с отечественного рынка наши зрители довольно легко адаптировались к их отсутствию в эфире, что связано с тем, что за последние годы бурно развивающаяся отечественная анимация создала ряд успешных сериалов и фильмов с популярными героями и недостатка контента сейчас нет, отметила Вера Оболонкина.

Она выразила надежду, что происходящее торможение в производстве новых анимационных сериалов не оставит детей без премьерных отечественных проектов в последующие годы. Пока популярными остаются герои сериалов, которые были созданы довольно давно: по-прежнему любят «Лунтика», «Барбоскиных», «Фиксиков», «Оранжевую корову», «Трех котов», «Машу и Медведя», «Простоквашино», «Ми-ми-мишек». Более свежие сериалы тоже пользуются популярностью, но им потребуется еще несколько лет, чтобы добраться до уровня названных.

Сейчас наконец огромный выбор отечественных сюжетов и персонажей на любой вкус, и все они популярны, у всех есть свой зритель: начиная с золотой коллекции советской анимации до самых современных проектов, как, например, наши «Семь королевств» или «Белые сны», отметила Татьяна Цыварева.

«Зрители по-прежнему любят яркие, приключенческие сюжеты, запоминающихся, характерных персонажей, в которых в чем-то можно узнать и себя. Безусловно, предпочтения напрямую зависят от возраста, и этот момент всегда учитывается при создании контента. За последние годы можно отметить, что сейчас на первое место по популярности уверенно вышли персонажи отечественной анимации. Возраст аудитории определяет предпочтения. Но всегда и всем интересны приключения, путешествия, яркие сюжетные линии и неожиданные повороты. При этом, например, мальчики любят героические схватки, а девочки — магию и волшебство», Татьяна Цыварева.

Эксперт полагает, что для анимации подойдет практически любая тема, а вот отзовется она или нет у зрителей — вопрос профессионализма команды создателей. Патриотическая тема актуальна всегда, начиная со знаменитого цикла про богатырей Студии «Мельница», или нашего фильма «Забытое Чудо» о Сергии Радонежском, и до современной истории.

По данным IPSOS, в топе по знанию и любви детей находятся персонажи, существующие на рынке более десяти лет, в первую десятку по знанию бренда «Союзмультфильма» — три мультфильма: «Чебурашка», «Простоквашино» и «Винни-пух», отметили в «Союзмультфильме». Согласно регулярному исследованию по итогу 2024 года «Новое поколение», «Простоквашино» стало брендом номер один по знанию среди детей, а персонажи «Ну, погоди!» вошли в топ-3 самых популярных героев.

«Как и много лет назад, наши мультфильмы — о вечном и самых важных ценностях: дружбе, любви, творчестве, взаимовыручке, уважении к старшим. Новые темы добавляются, но они, как правило, тоже носят глобальный, общечеловеческий характер, например, защита окружающей среды или уважение к индивидуальности каждого. Есть большой запрос на национальный контент и героев. На данный момент в зоне основного зрительского интереса фольклор, сказки, экранизации знаменитых литературных произведений. Исторические ленты непросто создавать именно в анимации, так как этот киноязык обладает определенным гротеском. Вместе с тем, можно брать мотивы знаменитых исторических периодов и интегрировать их в анимационные фильмы. Так, сейчас, в производстве «Союзмультфильма» находится анимационный фильм «Малуша» — пригласит зрителя во времена Древней Руси, викингов, богатырей и народных сказаний», — рассказали в пресс-службе киностудии.

Наши мультики заговорили на китайском и других языках

В 2022 году студии вышли на новые рынки — Китай, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку. Несмотря на то, что эти регионы на данный момент не обеспечивают высоких доходов, это огромные территории и охваты, что может сыграть определяющую роль в перспективе, подчеркнула Ирина Мастусова.

«Отечественной анимации удалось добиться множества точечных успехов на зарубежных рынках. Именно анимационные фильмы заняли лидирующие позиции в 2024 году среди всех экспортных проектов российской киноиндустрии. Однако хочется подчеркнуть, что это пока именно точечные успехи — незначительная часть от реализации возможного потенциала. Для того чтобы стать более заметными, индустрии необходимо существенное расширение – в частности, увеличение объемов производства в несколько раз. Только при таких условиях возможно выйти на уровень международного прорыва, аналогично тому, как это удалось Южной Корее, которая в 2010—х годах стремительно вошла в число мировых лидеров в сфере анимации»,считает Ирина Мастусова.

Достижение подобных результатов невозможно без значительного усиления господдержки, которая в условиях санкционных ограничений становится все более актуальной, подчеркнула эксперт. По ее словам, пример Южной Кореи подтверждает важность участия государства в развитии отрасли – именно благодаря продуманной поддержке сегодня в этой стране действует свыше 300 анимационных студий, в то время как в России их насчитывается порядка 80. Мы убеждены, что при наличии благоприятных условий для роста отечественная индустрия анимации способна добиться гораздо более высоких результатов, резюмировала Ирина Мастусова.

В то время как производство игрового кино растет, анимационная отрасль развивается куда менее динамично, и это при том, что именно мультфильмы стали главными экспортными хитами 2024 года — в тройке лидеров «Маша и Медведь», «Великолепная пятерка» и «Коты Эрмитажа», безусловно, это успех, но пока не такой заметный в мировом масштабе, отметили в «Союзмультфильме».

«Чтобы превратить экспортные успехи в системный результат, нужно увеличить объемы производства в несколько раз. И здесь критически важную роль может сыграть господдержка. Уверены, наш потенциал куда больше, нежели в Южной Корее, и поддержка президента страны нашей инициативы — важный шаг вперед. Следующий этап — разработка конкретных механизмов реализации. Здесь предстоит большая совместная работа госорганов и анимационного сообщества», — убеждены в «Союзмультфильме».

Сейчас качество нашей анимации находится на мировом уровне и конкурентоспособно: интерес, безусловно есть, думаю, перспективы самые широкие, постоянно ведется работа в этом направлении, отметила Татьяна Цыварева.

«Из контента производства нашего холдинга наиболее понятным во всем мире является “Лео и Тиг”, именно к нему проявляют больше интереса. В настоящее время он присутствует в Китае, странах СНГ, Латинской Америке. В настоящее время мы расширяем партнерство в отношении этого проекта и планируем вернуть его на европейские рынки, Ближний Восток и страну Юго-Восточной Азии. Помимо “Лео и Тига” наибольший интерес проявляют к проекту “Кошечки — Собачки”, он представлен в Узбекистане, Саудовской Аравии, Польше, а уже в середине текущего года появится в Китае — мы заключаем сделку с крупным дистрибьютером», конкретизировала Татьяна Цыварева.

Среди других проектов, к которым проявляют интерес закупщики, она выделила относительно новый проект «Геройчики», который уже доступен на рынке Ближнего Востока, а скоро появится в Китае, «Сказочный патруль» и «Ми-ми-мишки». Для экспорта холдинг рассматривает, в первую очередь Китай, регион Ближнего Востока, Турцию, страны Юго-Восточной Азии.

Неправильно считать успех анимационного фильма или сериала только по кассовым сборам и/или аудиторным показателям на телевизионных онлайн площадках: настоящий успех — это успешная лицензионная история, которая может быть только у тех самых «вечнозеленых» франшиз, считает Владимир Лапин.

«Доля российской анимации в прокате в 2023—2024 году была порядка 5 %, показывая небольшой ежегодный рост. Большой оригинальный релиз собирает в районе полумиллиарда рублей, что не мало, но если помнить, что половина остается кинотеатрам, плюс у большого релиза должен быть заметный маркетинг, то хорошо, если эта сумма сможет отбить бюджет оригинального полного метра», — напомнил Владимир Лапин.

С экспортом в текущие годы пока непросто: да, анимация — очень востребованный экспортный продукт и российская анимация — не исключение, но ввиду текущих геополитических ограничений — переориентация на другие рынки требует время и ресурсы, резюмировал эксперт.

 Ранее «Телеспутник» рассказывал, почему российская анимация ценится за рубежом. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий