Вызовы и решения глазами индустрии
Современная анимационная индустрия в России сталкивается с рядом вызовов, отметили в киностудии «Союзмультфильм». Во-первых, меняются паттерны смотрения: исследование киностудии показало, что 80 % детей старше семи лет начинают активно взаимодействовать с digital контентом как профессиональным, так и любительским. Это требует пересмотра традиционных форматов и поиска новых подходов к производству контента.
Во-вторых, создание анимации остается дорогостоящим и долгим процессом, особенно много усилий требуется для стадии девелопмента, поэтому для кратного и более масштабного развития индустрии нужна господдержка.
«Возможные меры государственной поддержки озвучила председатель Совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева в марте в ходе Совета по культуре при Президенте Российской Федерации: закрепить законодательно долю господдержки анимации в размере 20 % от общего финансирования кинематографа, а также направлять 10 % от сборов зарубежных мультфильмов в российском прокате на развитие отечественной анимации. Еще один вызов — технологический, он связан с разработкой собственного программного обеспечения (ПО). Решение — в сотрудничестве студий и компаний информационных технологий (ИТ). Для прорыва здесь также нужна государственная поддержка в создании отечественного софта — это критически важно для будущего индустрии», — подчеркнули в пресс-службе «Союзмультфильма».
Здесь также отметили актуальность кадрового вопроса. За последнее десятилетие отрасль выросла втрое, выделилась в самостоятельную сферу и анимация сегодня — это не только мультфильмы. Она проникает в кино, игры, образование, медицину и digital среду. Поэтому обучение новых технических и творческих специалистов — ключевая задача. Сейчас ведется активная работа с вузами и Ассоциацией анимационного кино, чтобы сократить возможный кадровый дефицит. В то же время и «Союзмультфильм» много делает для обучения и повышения квалификации кадров — на студии регулярно проводятся курсы, лаборатории, стажировки, подчеркнули в киностудии.
В настоящее время российская анимационная индустрия сталкивается с серьезной конкуренцией за внимание детей к разнообразному цифровому контенту, что обостряет необходимость создавать новые форматы и точки входа в мир отечественных брендов, подтвердила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. По ее мнению, для эффективного ответа на эти вызовы требуется развивать смежные направления — от игр и подкастов до метавселенных и образовательных продуктов, что позволит удерживать интерес аудитории и расширять присутствие анимации в повседневной жизни.
«Огромный спрос на анимацию требует большого количества специалистов, постоянного обновления знаний и освоения новых компетенций. Безусловно, нехватка кадров есть, особенно по ряду технических специальностей и среди сценаристов. Специфика в том, что анимация — технологически динамичная отрасль, требующая постоянного апгрейда знаний, а также новых компетенций. Поэтому помимо творческих профессий нам требуется много специалистов среднего звена. В этом контексте государственная поддержка становится не просто желательной, а жизненно необходимой: она дает отрасли импульс для масштабного роста, помогает запускать амбициозные проекты, поддерживает молодых авторов и способствует формированию устойчивой креативной экосистемы», — пояснила Ирина Мастусова.
Основная проблема анимационной и не только российской индустрии — долгий срок производства, более высокая его стоимость по сравнению с игровыми проектами, а также несколько другой микс каналов выручки и зачастую более долгий период окупаемости, отметил эксперт практики «Государственных и социальных инициатив» Рексофт Консалтинг Владимир Лапин.
«Производство контента, по сути, венчурный бизнес, именно это определяет приоритеты потенциальных инвесторов в производство анимации. Для преодоления данных барьеров, в первую очередь, компании ищут возможности для удешевления производства. Для этого подходит как использование “игровых” движков, искусственного интеллекта (ИИ) и, конечно, государственная поддержка, которая, на данный момент, в России для анимации довольно низкая: по данным Ассоциации анимационного кино, в 2024 году из общего объема финансирования как Фонда кино, так и Министерства культуры анимации досталось менее 10 %. С кадрами отдельная проблема — конкуренция как с игровым кино, где “оборачиваемость” по проектам выше, так и с игровой индустрией, где зачастую заметно выше зарплата», — перечислил Владимир Лапин.
Возврат вложенных средств — сейчас основная проблема для российской анимации: многие внешние рынки для отечественных продюсеров на данный момент закрыты, а отбить вложения за счёт внутреннего рынка для продюсеров российских сериалов сейчас практически невозможно, и тут отечественная анимация сможет выжить только при поддержке государства, напомнила главный редактор телеканала «Карусель» Вера Оболонкина.
Рынок российской анимационной индустрии сейчас обладает большим потенциалом — очень много новых идей, сюжетов, совместных проектов, вариантов участия анимации в самых разных аспектах жизни, сформировалось высококлассное профессиональное сообщество, напомнила генеральный продюсер телеканала «МУЛЬТ», главный редактор телеканала «КиноМульт» Татьяна Цыварева.
«Основная проблема индустрии — это источники финансирования. Поскольку производство качественного анимационного контента требует больших затрат — как временных, так и финансовых, в этом аспекте сложно переоценить важность и своевременность государственной поддержки. Особенно в ней нуждаются молодые, новые студии, которые фактически без поддержки не имеют возможности заявить о себе», — убеждена Татьяна Цыварева.
За последние десять лет отечественная анимационная индустрия проделала большой путь: появилось немало прекрасных проектов, которые знают и любят и дети, и взрослые, однако одной из основных проблем остается дорогостоящий и долгий цикл производства анимации, отметила генеральный продюсер детского познавательного телеканала «О!» Дарья Ильина.
«Путь от идеи проекта до выхода в эфир может занимать несколько лет. У аудитории детских телеканалов есть спрос на качественный российский контент. Сетка детского познавательного телеканала “О!” на 75 % состоит из отечественных проектов, и удовлетворить этот спрос без государственной поддержки было бы невозможно. На сегодняшний день сделано немало, но важно продолжать и развивать этот диалог с государством», — считает Дарья Ильина.
Микс удачных персонажей и легкого образовательного контента
За последние три-пять лет предпочтения юных российских зрителей заметно изменились под влиянием диджитализации: если раньше ключевыми темами были базовые знания о мире и моральные ориентиры, то сейчас дети старше семи лет все чаще интересуются более взрослыми сюжетами — взаимоотношениями, самопознанием, выстраиванием личных границ, сообщила Ирина Мастусова. Она добавила, что сегодня востребованы как новые истории, так и проверенные временем герои, при этом дети ждут их присутствия во всех привычных им цифровых форматах.
«В последние годы до санкционных ограничений мы наблюдали постепенное увеличение интереса к национальному контенту. Это выражалось в росте рейтингов отечественных брендов на ведущих детских телеканалах, а также количества просмотров на AVOD. Такой тренд связан, в том числе, с желанием родителей показывать своим детям безопасные, качественные и культурно близкие произведения, после того как в девяностые годы прошлого века в страну хлынул поток иностранного низкопробного анимационного контента. Уход зарубежных правообладателей в 2022 году катализировал этот процесс, и сейчас в топе любимых персонажей преобладают отечественные анимационные герои, а в лидерах просмотров — российские бренды. В тренде также фильмы-сказки, сюжеты, основанные на фольклоре, игровые франшизы популярных мультфильмов. Вероятно, в связи с 80-летием Великой Победы мы также будем наблюдать всплеск интереса к этому историческому периоду», — рассказала Ирина Мастусова.
По данным Mediasсоре, актуальность российской анимации заметно растет: после ухода голливудского контента российские проекты и персонажи на данный момент входят в первую десятку, подчеркнул Владимир Лапин.
«Все отечественные студии пытаются построить “вечнозеленые” франшизы, понимая, что только таким образом студия может минимизировать производственные риски и сократить стоимость маркетинга. Самые кассовые проекты последних лет — “Иван Царевич и Серый Волк 6” или “Три богатыря, ни дня без подвига” — те самые франшизы, работающие уже много лет. Из новых героев, собравших внушительную кассу в прокате за последние годы, можно отметить, например, “Финника” и “Котов Эрмитажа”, продолжения которых скоро должны появиться на российских экранах», — перечислил Владимир Лапин.
Российские студии хорошо научились делать анимационные сериалы для дошкольников, а вот найти стабильную дорогу к сердцам подростков еще только предстоит, но тут Россия не одинока — успешный сериал на подростковую аудиторию удача и для глобального рынка, добавил эксперт. Он также отметил возрастающую популярность аниме, о которой говорит статистика дистрибуции как легальных, так и пиратских онлайн площадок.
«Оригинальные персонажи, которые собирают кассу, обычно появляются нечасто — хорошо, если в год выходит один-два новых проекта, с потенциалом на то, чтобы делать сиквел. Анимация для дошкольников представляет скорее микс удачных персонажей (завлечь ребенка) и хорошего/легкого образовательного контента (завлечь их родителей). Полнометражные кассовые проекты — это известные герои сказок и их приключения, а также продолжения популярных анимационных сериалов – “Три Кота”, “Лунтик”, “Барбоскины”, “Смешарики”», — отметил Владимир Лапин.
Популярностью всегда пользуются добрые и забавные герои: на кого-то из них зрителям хочется быть похожими, а с кем-то подружиться, есть персонажи, которые неизменно остаются любимыми и востребованными на протяжении многих лет, отметила Дарья Ильина. По ее словам, появляются и новые популярные герои.
«Мы видим возрастающий интерес нашей аудитории к познавательному мультсериалу ”Мастер Витя и Мотор”. Это проект о находчивом и талантливом мальчике-инженере Вите, для которого нет неразрешимых задач, когда есть воображение и дружная команда помощников. Радостно, что подобные герои находят отклик у зрителей — любопытных, любознательных, задающих вопросы, с радостью изучающих мир. Большинство проектов опирается на близкие и понятные каждому человеку темы и ценности — семья, дружба и взаимопомощь. У аудитории растет интерес к развивающим форматам, что подтверждают результаты нашего опроса: 63,46 % родителей выбирают для своих детей познавательный контент. Они, оставляя ребенка перед телевизором, хотят быть уверены, что он узнает новое и полезное. Миссия нашего телеканала — вдохновить детей на изучение этого мира, поэтому в нашем эфире есть документальные проекты о природе и животных, науке, космосе», — подчеркнула Дарья Ильина.
Она добавила, что в число востребованных входит патриотический контент, поэтому 9 мая в эфире телеканала будут специальные выпуски проекта «Мой музей».
После ухода западной анимации с отечественного рынка наши зрители довольно легко адаптировались к их отсутствию в эфире, что связано с тем, что за последние годы бурно развивающаяся отечественная анимация создала ряд успешных сериалов и фильмов с популярными героями и недостатка контента сейчас нет, отметила Вера Оболонкина.
Она выразила надежду, что происходящее торможение в производстве новых анимационных сериалов не оставит детей без премьерных отечественных проектов в последующие годы. Пока популярными остаются герои сериалов, которые были созданы довольно давно: по-прежнему любят «Лунтика», «Барбоскиных», «Фиксиков», «Оранжевую корову», «Трех котов», «Машу и Медведя», «Простоквашино», «Ми-ми-мишек». Более свежие сериалы тоже пользуются популярностью, но им потребуется еще несколько лет, чтобы добраться до уровня названных.
Сейчас наконец огромный выбор отечественных сюжетов и персонажей на любой вкус, и все они популярны, у всех есть свой зритель: начиная с золотой коллекции советской анимации до самых современных проектов, как, например, наши «Семь королевств» или «Белые сны», отметила Татьяна Цыварева.
«Зрители по-прежнему любят яркие, приключенческие сюжеты, запоминающихся, характерных персонажей, в которых в чем-то можно узнать и себя. Безусловно, предпочтения напрямую зависят от возраста, и этот момент всегда учитывается при создании контента. За последние годы можно отметить, что сейчас на первое место по популярности уверенно вышли персонажи отечественной анимации. Возраст аудитории определяет предпочтения. Но всегда и всем интересны приключения, путешествия, яркие сюжетные линии и неожиданные повороты. При этом, например, мальчики любят героические схватки, а девочки — магию и волшебство», — Татьяна Цыварева.
Эксперт полагает, что для анимации подойдет практически любая тема, а вот отзовется она или нет у зрителей — вопрос профессионализма команды создателей. Патриотическая тема актуальна всегда, начиная со знаменитого цикла про богатырей Студии «Мельница», или нашего фильма «Забытое Чудо» о Сергии Радонежском, и до современной истории.
По данным IPSOS, в топе по знанию и любви детей находятся персонажи, существующие на рынке более десяти лет, в первую десятку по знанию бренда «Союзмультфильма» — три мультфильма: «Чебурашка», «Простоквашино» и «Винни-пух», отметили в «Союзмультфильме». Согласно регулярному исследованию по итогу 2024 года «Новое поколение», «Простоквашино» стало брендом номер один по знанию среди детей, а персонажи «Ну, погоди!» вошли в топ-3 самых популярных героев.
«Как и много лет назад, наши мультфильмы — о вечном и самых важных ценностях: дружбе, любви, творчестве, взаимовыручке, уважении к старшим. Новые темы добавляются, но они, как правило, тоже носят глобальный, общечеловеческий характер, например, защита окружающей среды или уважение к индивидуальности каждого. Есть большой запрос на национальный контент и героев. На данный момент в зоне основного зрительского интереса фольклор, сказки, экранизации знаменитых литературных произведений. Исторические ленты непросто создавать именно в анимации, так как этот киноязык обладает определенным гротеском. Вместе с тем, можно брать мотивы знаменитых исторических периодов и интегрировать их в анимационные фильмы. Так, сейчас, в производстве «Союзмультфильма» находится анимационный фильм «Малуша» — пригласит зрителя во времена Древней Руси, викингов, богатырей и народных сказаний», — рассказали в пресс-службе киностудии.
Наши мультики заговорили на китайском и других языках
В 2022 году студии вышли на новые рынки — Китай, Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку. Несмотря на то, что эти регионы на данный момент не обеспечивают высоких доходов, это огромные территории и охваты, что может сыграть определяющую роль в перспективе, подчеркнула Ирина Мастусова.
«Отечественной анимации удалось добиться множества точечных успехов на зарубежных рынках. Именно анимационные фильмы заняли лидирующие позиции в 2024 году среди всех экспортных проектов российской киноиндустрии. Однако хочется подчеркнуть, что это пока именно точечные успехи — незначительная часть от реализации возможного потенциала. Для того чтобы стать более заметными, индустрии необходимо существенное расширение – в частности, увеличение объемов производства в несколько раз. Только при таких условиях возможно выйти на уровень международного прорыва, аналогично тому, как это удалось Южной Корее, которая в 2010—х годах стремительно вошла в число мировых лидеров в сфере анимации», — считает Ирина Мастусова.
Достижение подобных результатов невозможно без значительного усиления господдержки, которая в условиях санкционных ограничений становится все более актуальной, подчеркнула эксперт. По ее словам, пример Южной Кореи подтверждает важность участия государства в развитии отрасли – именно благодаря продуманной поддержке сегодня в этой стране действует свыше 300 анимационных студий, в то время как в России их насчитывается порядка 80. Мы убеждены, что при наличии благоприятных условий для роста отечественная индустрия анимации способна добиться гораздо более высоких результатов, резюмировала Ирина Мастусова.
В то время как производство игрового кино растет, анимационная отрасль развивается куда менее динамично, и это при том, что именно мультфильмы стали главными экспортными хитами 2024 года — в тройке лидеров «Маша и Медведь», «Великолепная пятерка» и «Коты Эрмитажа», безусловно, это успех, но пока не такой заметный в мировом масштабе, отметили в «Союзмультфильме».
«Чтобы превратить экспортные успехи в системный результат, нужно увеличить объемы производства в несколько раз. И здесь критически важную роль может сыграть господдержка. Уверены, наш потенциал куда больше, нежели в Южной Корее, и поддержка президента страны нашей инициативы — важный шаг вперед. Следующий этап — разработка конкретных механизмов реализации. Здесь предстоит большая совместная работа госорганов и анимационного сообщества», — убеждены в «Союзмультфильме».
Сейчас качество нашей анимации находится на мировом уровне и конкурентоспособно: интерес, безусловно есть, думаю, перспективы самые широкие, постоянно ведется работа в этом направлении, отметила Татьяна Цыварева.
«Из контента производства нашего холдинга наиболее понятным во всем мире является “Лео и Тиг”, именно к нему проявляют больше интереса. В настоящее время он присутствует в Китае, странах СНГ, Латинской Америке. В настоящее время мы расширяем партнерство в отношении этого проекта и планируем вернуть его на европейские рынки, Ближний Восток и страну Юго-Восточной Азии. Помимо “Лео и Тига” наибольший интерес проявляют к проекту “Кошечки — Собачки”, он представлен в Узбекистане, Саудовской Аравии, Польше, а уже в середине текущего года появится в Китае — мы заключаем сделку с крупным дистрибьютером», — конкретизировала Татьяна Цыварева.
Среди других проектов, к которым проявляют интерес закупщики, она выделила относительно новый проект «Геройчики», который уже доступен на рынке Ближнего Востока, а скоро появится в Китае, «Сказочный патруль» и «Ми-ми-мишки». Для экспорта холдинг рассматривает, в первую очередь Китай, регион Ближнего Востока, Турцию, страны Юго-Восточной Азии.
Неправильно считать успех анимационного фильма или сериала только по кассовым сборам и/или аудиторным показателям на телевизионных онлайн площадках: настоящий успех — это успешная лицензионная история, которая может быть только у тех самых «вечнозеленых» франшиз, считает Владимир Лапин.
«Доля российской анимации в прокате в 2023—2024 году была порядка 5 %, показывая небольшой ежегодный рост. Большой оригинальный релиз собирает в районе полумиллиарда рублей, что не мало, но если помнить, что половина остается кинотеатрам, плюс у большого релиза должен быть заметный маркетинг, то хорошо, если эта сумма сможет отбить бюджет оригинального полного метра», — напомнил Владимир Лапин.
С экспортом в текущие годы пока непросто: да, анимация — очень востребованный экспортный продукт и российская анимация — не исключение, но ввиду текущих геополитических ограничений — переориентация на другие рынки требует время и ресурсы, резюмировал эксперт.
Ранее «Телеспутник» рассказывал, почему российская анимация ценится за рубежом.