В прошлую субботу, 14 сентября, зрители канала «Телепутешествия» смогли увидеть уникальный для российского телевидения контент. «Первый ТВЧ» показал документальный фильм испанского режиссёра Хавьера Гуардиана «Другие времена», в котором три женщины сравнивают нынешнего туриста с путешественником всех времен, устанавливая диалог между сегодняшним обществом и миром прошлых лет.
В предстоящую субботу, 21 сентября, в 20:00 на экран выйдет другая конкурсная работа уже индийского режиссёра Сантоши Мишры под названием «Лаал Пари - дорожная фея». Картина расскажет, как простой автобус стал благом для людей, живущих на разнообразных горных хребтах, холмах и плоскогорьях, на самом длинном прибрежном участке Индии протяженностью 750 километров и покажет поистине важную роль общественного транспорта.
Авторы фильмов рассказали «Телеспутнику», как проходили съёмки, какие сложности возникали и как реагировали люди на камеру, что открыли для себя сами режиссёры, работая над проектом, а также о важности вещания на российском ТВ.
Начнем с диалога с Хавьером Гуардианом.
Какое главное различие между туристами из прошлого и настоящего вы нашли?
В основном, я бы сказал, отношение. Путешественники всех времен, существовавшие задолго до появления туризма, стремились извлекать уроки из каждого места. Каждое путешествие означало поворотный момент в их жизни. В наши дни туристы испытывают не более чем поверхностное любопытство. Они хотят увидеть всё и побывать везде, но в итоге испытывают мало интереса и эмоций. Они сменили качество на количество.
Чем вам запомнились места, в которых проходили съемки?
С одной стороны, главные достопримечательности Барселоны были переполнены туристами, которые безостановочно фотографировались, стояли в длинных очередях и бегали вдоль садов, памятников и выставок. С другой стороны, три интервью состоялись в очень живописных местах: со студентом университета у памятника выдающемуся путешественнику Христофору Колумбу; с гуманистом средних лет в немецком павильоне Мис ван дер Роэ; и, наконец, с пожилым революционером, вдохновленным творчеством испанки Долорес Ибаррури, который прогуливался вокруг скульптуры «Женщина и птица», автор которой каталонец Жоан Миро.
Что для вас значит вещание на российском телевидении?
Это много значит для меня. Я очень рад, что мои работы увидят в России. Это страна, к которой я испытываю огромное уважение и восхищение. Я многому научился у её писателей, музыкантов и кинематографистов: это одна из самых могущественных и уникальных культур в мире. Так что для меня это большая честь, а также возможность развивать свою карьеру режиссёра.
Автор короткометражного документального фильма «Лаал пари – дорожная фея» Сантоши Мишра, согласна с Хавьером Гуардианом, что это уникальная возможность для независимого режиссёра и значительный опыт. Мишра также приоткрыла завесу тайны – как проходили съёмки и какие люди окружали съёмочную группу.
Как местные жители реагировали на съёмочную команду?
Люди из деревень реагировали по-разному, их реакция обычно зависит от прошлого опыта и культурной динамики. Местные жители с любопытством и восхищением относятся к фильмам и съёмочной группе. Они были удивлены, увидев, что в съёмочной группе нет «крупных звезд». Люди, особенно дети, собрались понаблюдать за съёмочной группой, заинтригованные камерами и оборудованием. У местных жителей возникло несколько вопросов, и они хотели понять разницу между документальным и кинофильмами. Также сельские общины Индии известны своей щедростью. Они встретили съёмочную группу с распростертыми объятиями, предложили чай, еду и даже несколько мест для съемок (для второго плана). Гостеприимство часто является знаком уважения, и они уважают женщину, возглавляющую съёмочную группу. Конечно, некоторые жители деревни, особенно пожилые люди и женщины, чувствовали себя очень неуютно перед камерой. Они не очень-то дружелюбны к камере. Они много лет ездили на автобусе Laal Pari (ST. Bus), поэтому почувствовали свою принадлежность к нему и позже открылись.
Как журналист, я знаю, что установление доверия и четкой коммуникации с местными жителями является ключом к тому, чтобы они могли заявить о себе на местном уровне. Итак, я провела некоторое время в деревнях, объясняя главам общин намерение записать их. Автобус ST - неотъемлемая часть их жизни, но им и в голову не приходит, что от него зависит экономика штата. Таким образом местные жители с уважением отнеслись к идее освещения этого автобуса ST (Laal Pari) и убедились в добрых намерениях создателей фильма. Такой подход особенно важен для документальных фильмов, посвящённых социальным проблемам или маргинализированным сообществам.
Какую роль эти автобусы играют в жизни крестьян и фермеров?
Система ST bus (Laal Pari) служит спасательным кругом для фермеров и крестьянок, позволяя им получать доступ к рынкам, здравоохранению, образованию и другим основным услугам, а также способствует интеграции сельских районов в городские, и экономическому росту. Она служит важным связующим звеном между отдаленными деревнями и городами. Автобусная система ST имеет огромное социальное, экономическое и культурное значение для сельских общин. Фермеры и крестьянки в значительной степени полагаются на автобусы ST для доставки своей сельскохозяйственной продукции на близлежащие рынки. Этот доступ позволяет им продавать урожай, овощи, молочные продукты и другие товары в крупных городах, обеспечивая стабильный источник дохода. Эти автобусы (Laal Pari) помогают фермерам напрямую добираться до рынков, что снижает их зависимость от посредников и позволяет им получать более выгодные цены на свои товары.
Многие фермеры и крестьяне нанимаются на сезонную работу, отправляясь в города для работы на стройках, фабриках или в других отраслях промышленности в неурожайный период. Автобусы ST (Laal Pari) часто являются их основным видом транспорта для такой миграции. Сельские жители пользуются этими автобусами (Laal Pari) для поездок в государственные учреждения по таким вопросам, как получение субсидий, участие в социальных программах или регистрация земли и собственности. Дети и молодежь фермеров и крестьян очень часто получают высшее образование благодаря этим автобусным перевозкам. Короче говоря, Laal Pari воплощает в жизнь мечты не только их самих, но и их детей.
Что для вас значит вещание на российском телевидении?
Откровенно говоря, вещание на российском телевидении означает охват миллионов зрителей из разных социальных, экономических и географических групп, от городских центров, таких как Москва и Санкт-Петербург, до отдаленных сельских районов. Телевидение исторически было важной культурной силой в России и Индии, а также формировало общественное мнение и придавало национальную идентичность документальному фильму «Лаал Пари».
Эта передача на российском телевидении дает возможность рассказать международной аудитории о суровой и спокойной жизни сельской Индии и ее культуре. Российское телевидение, особенно когда речь заходит о новостях или документальных фильмах, имеет международное значение, особенно в том, что касается геополитики, мировых событий и роли России на мировой арене.
Для такого журналиста, ставшего режиссером, как я, вещание на российском телевидении представляет собой значительное профессиональное достижение, особенно учитывая охват аудитории и влияние телевидения в России.
Что ждете от трансляции на российском ТВ?
Показ документального фильма «Лаал Пари – дорожная фея» на российском телевидении сам по себе является мощным средством влияния и коммуникации. Это значительный опыт для независимого режиссера. Благодаря искусству я получаю возможность внести свой вклад в культурный ландшафт России, будь то рассказывание историй, освещение событий в новостях или развлекательная программа. Несомненно, это отличная возможность представить уникальный и убедительный рассказ, который найдёт отклик у российской аудитории и продемонстрирует различные точки зрения индийского общества и сообществ.
В заключении хотелось бы сказать, что абсолютно у каждого автора фильмов своё видение мира и людей, а их кинокартины помогают нам – зрителям, окунуться в атмосферу другой страны, другой культуры и, возможно, даже сравнить нашу жизнь в России с жизнью в отдаленных от нас уголках. Сравнить наше отношение к путешествиям или к какому-либо отдельному объекту и отношение других людей разных национальностей.
Напомним, уникальный авторский контент-проект международного фестиваля Travel Film на телеканале «Телепутешествия» стартовал 14 сентября. Каждую субботу зритель сможет увидеть фильмы из разных уголков планеты. Так, 21 сентября, в 20:00 на для вас откроется история «Лаал Пари – дорожной феи».