Иностранных премьер года в топе оказалось всего две — аниме «Поднятие уровня в одиночку» и экранизация популярной игровой франшизы Fallout. В итоге годовой топ-20 популярных проектов заметно обновился с 2023 года, но прежде всего благодаря новым сезонам любимых сериалов, а главным сериалом года снова стал «Слово пацана. Кровь на асфальте». В топ-20 также попали продолжения отечественных франшиз «Триггер», «Молодежка», «Жизнь по вызову», «Универ» и другие. Несмотря на явный недостаток крупных отечественных новинок, общий интерес аудитории к сериалам вновь вырос.
Жители России больше интересовались сериалами в 2024 году, чем в 2023-м, и больше их смотрели. Общий интерес аудитории к сериалам в 2024-м вырос до 575 300 баллов, что на 16 % больше, чем годом ранее. И это более заметный рост, чем в 2023 году, когда интерес аудитории рос прежде всего за счёт крупных отечественных премьер, а не франшиз и давно вышедших проектов.
В топ-20 Индекса Кинопоиск Pro за 2024 год оказалось восемь российских сериалов, причём поровну телепроектов и оригинальных проектов онлайн-платформ. Это меньше, чем в 2023 году (10 российских сериалов в топе), но в два раза больше, чем в 2022 году (четыре российских сериала).
Все российские сериалы, попавшие в топ-20 года, — продолжения и новые сезоны хорошо знакомых историй, хотя в 2023 году в топ-20 Индекса Кинопоиск Pro попало сразу четыре российские премьеры. Самая популярная российская премьера 2024 года дошла в Индексе Кинопоиск Pro только до 26-го места и набрала 2100 баллов — в пять раз меньше, чем «Слово пацана». Это ремейк турецкого хита, мелодрама «Постучись в мою дверь в Москве», выходившая на канале ТНТ и в онлайн-кинотеатрах Premier и Okko.
В 2024 году основной интерес к главному сериалу года «Слову пацана» сконцентрировался в зимние каникулы, это отмечали и участники опроса «Кинопоиска» из числа представителей киноиндустрии.
В среднем за 2024 год все российские проекты привлекли 40 % внимания аудитории; это значение снизилось по сравнению с 2023 годом (42 %). Снизилась и популярность американских сериалов — 21 % в общем интересе 2024 года против 22 % в 2023 году. При этом сохранилась прямая зависимость между популярностью российских и американских сериалов в отдельные месяцы года.
Так, в июне июне и июле интерес к российским сериалам был самым низким в году (34,6 %), а к американским — самый высокий (27,6 %). Напротив, в ноябре, когда внимание к отечественным сериалам было самым большим в году (43 %), американскими сериалами интересовались меньше всего (19 %).
В 2024 году эта зависимость даже изменила привычную сезонность в потреблении сериалов. В летние месяцы из-за отсутствия громких российских премьер интерес аудитории к сериалам обычно сильно снижается. Традиционно российские телеканалы все громкие премьеры ставят на осень, в последние годы эту тактику переняли и стриминги. В 2022 и 2023 годах это приводило к резкому падению значений Индекса Кинопоиск Pro. В июне американская доля достигла годового пика (28 %), в результате летнее снижение интереса к сериалам оказалось не таким заметным, как в предыдущие годы.
Все потому что в конце весны и летом 2024 года вышли заметные американские новинки. Жители России в летние месяцы интересовались новыми сезонами сериалов «Пацаны» (Amazon Prime Video, лидер Индекса в течение семи недель), «Дом Дракона» (HBO, второй сезон сериала за восемь недель набрал в два раза больше баллов, чем первый в 2023 году) и «Бриджертоны» (Netflix, новый сезон обогнал даже турецкие хиты по интересу со стороны женской аудитории). Кроме того, сохранялся интерес к Fallout — премьере года от Amazon Prime Video, вышедшей весной, самой популярной игровой экранизации среди жителей России. В итоге шесть американских сериалов оказались в топ-20 Индекса Кинопоиск Pro за 2024 год, что в два раза больше, чем годом ранее.
Помимо новинок, в топ-20 года попали три американских проекта, у которых не выходили новые серии в последние годы: «Гравити Фолз», «Игра престолов» и «Сверхъестественное». Интерес к «Игре престолов» вырос из-за выхода второго сезона спин-оффа «Дом Дракона», который сюжетно мало связан с культовым сериалом. В результате в 2024 году «Игра престолов» собрала почти столько же интереса, сколько за 2022 и 2023 годы вместе взятые (3068 баллов против 3600 баллов).
Внимание жителей России, которое потеряли американские и российские сериалы, переключилось на аниме. В прошедшем году больше анимационных сериалов из Японии стало появляться в России в легальном поле, они стали более заметны широкой аудитории. Так, сериал «Синяя тюрьма: Блю Лок» первым из всех аниме за историю наблюдения Индекса Кинопоиск Pro возглавил топ самых популярных шоу за неделю. С 2 по 8 декабря сериал набрал 300 баллов, что позволило обойти «Магическую битву» (172 балла на пике), «Поднятие уровня в одиночку» (260 баллов), «Человека-бензопилу» (202 балла) и другие популярные проекты.
Доля интереса к проектам из Японии со стороны аудитории на протяжении всей истории наблюдений Индекса Кинопоиск Pro была третьей по величине. Все проекты, заметные российскому зрителю, стабильно удерживали внимание на уровне 15 % от всего интереса в 2022 и 2023 годах. В 2024 году этот показатель вырос сразу на два процентных пункта, до 17 %.
А вот средняя доля интереса к сериалам из Турции в этом году заметно снизилась и составила 6,4 % против 8 % в прошлом году. Хотя в топ-20 популярных проектов года есть два турецких сериала («Зимородок» и «Великолепный век»), оба они прекрасно знакомы российской аудитории, которой в этом году не хватило новинок от турецких производителей. Ни один турецкий хит 2024 года не добрался до первых мест в топ-20 недели.