img
img01 декабря 2014 в 00:00

Загадки спутникового телевидения от «МТС»

О том, что на российском рынке непосредственного спутникового телевещания скоро появится еще один игрок, заговорили давно, около двух лет назад. Уже в начале 2013 года среди заинтересованных лиц начали активно циркулировать слухи о том, что «МТС» готовится к запуску своего спутникового проекта.

О том, что на российском рынке непосредственного спутникового телевещания скоро появится еще один игрок, заговорили давно, около двух лет назад. Уже в начале 2013 года среди заинтересованных лиц начали активно циркулировать слухи о том, что «МТС» готовится к запуску своего спутникового проекта.

Сначала были слухи

О том, что на российском рынке непосредственного спутникового телевещания скоро появится еще один игрок, заговорили давно, около двух лет назад. Уже в начале 2013 года среди заинтересованных лиц начали активно циркулировать слухи о том, что «МТС» готовится к запуску своего спутникового проекта. Слухам сразу же поверили, поскольку они отвечали текущим тенденциям: операторы «большой тройки» активно развивали телевизионные проекты на основе различных наземных технологий, почему бы им не начать еще и спутниковое вещания, заняв таким образом все среды вещания? Тем более что представители «МТС» регулярно декларировали планы охвата всех сред единой услугой. Все было логично. Логичен был и предполагаемый выбор спутника: ABS-2 в точке 75° в.д., поскольку его зона покрытия должна была (тогда этот аппарат еще не был выведен на орбиту) охватить большую часть территории страны с очень приличной энергетикой. 

 Через год, в начале 2014-го, спутник ABS-2 был успешно запущен и все ожидали, что вот-вот «МТС» сделает официальное объявление. Но компания продолжала отмалчиваться, сообщая на все запросы, что они не готовы ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о запуске спутникового ТВ. 

 Но летом 2014 года среди установщиков спутникового ТВ возникло оживление: некоторые из них получили предложение от «МТС» стать партнерами. Некоторые компании даже открыли веб-ресурсы, посвященные спутниковому телевидению «МТС». 

 В конце июля компания «Цифровое телерадиовещание» получила лицензию Роскомнадзора на право осуществлять вещание со спутника ABS-2 в диапазонах частот 17,3—18,1 ГГц и 11,7—12,5 ГГц. Эта компания входит в структуру АФК «Система», то есть, по сути, эта лицензия была получена на спутниковое телевидение «МТС». 

Официальный старт

На тематических форумах и в новостных лентах периодически возникали разные сроки официального старта. И наконец, 12 ноября на сайте «МТС» появился пресс-релиз, в котором сказано, что ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в партнерстве с ОАО «Система Масс-медиа» объявляют о запуске спутникового ТВ под брендом «МТС». Также были сделаны заявления некоторым информационным агентствам. 

 Итак, пресс-релиз сообщает: «В комплект пользовательского оборудования спутникового телевидения от «МТС» входит брендированная антенна, годовая подписка на базовый пакет и smart-приставка — медиацентр с уникальным набором интерактивных сервисов, основанных на конвергенции спутниковой, мобильной и фиксированной связи. Из 160 каналов, входящих в базовый пакет, 30 каналов транслируется в HD-качестве. В стартовый пакет также включены региональные версии телеканалов для Дальнего Востока, Сибири, Урала, Поволжья, Северо-Запада и Юга России. Дополнительно будут доступны тематические развлекательные, спортивные, детские пакеты.

 Вещание спутникового телевидения «МТС» осуществляется с космического аппарата ABS-2, цифровой сигнал которого могут принимать 95% жителей страны на территории от Калининграда до Владивостока».

 Сам список каналов и их распределение по пакетам не обнародованы. Также не указаны ни цены на приемные комплекты, ни абонентская плата. Различные цены возникали опять же только в виде слухов и неофициальной информации. 

Интерактив и умное ТВ

«МТС» намерена сделать ставку на предоставление интерактивных услуг. В пресс-релизе на этом сделан серьезный акцент. 
«Встроенная в приставку SIM-карта «МТС» позволяет одним нажатием кнопки на пульте подключать и отключать дополнительные пакеты, уточнять баланс. Клиентам спутникового «МТС» доступны и все привычные для абонентов мобильной связи способы пополнения счета — через сайт, терминалы оплаты, с помощью банковских карт и другие.
(Здесь, видимо, следует понимать в будущем времени, то есть, что услуги будут доступны, поскольку пока что, по состоянию на 15 ноября, этот сервис не предоставляется, — прим. ред.)  

 Интерфейс smart-приставок специально разработан для «МТС» и открывает доступ на экране ТВ к интерактивной программе телепередач, курсам валют, картам, информации о загруженности дорог, новостным лентам. Спутниковая приставка «МТС» способна принимать каналы в HD- и SD-качестве, поддерживает запись на съемные носители, функцию паузы (TimeShift) и встроенный плеер для просмотра видео и фото, прослушивание аудиоконтента. Приставка может быть подключена к Интернету с помощью Ethernet, Wi-Fi или 3G, открывая доступ к легальным OTT-сервисам: отложенному просмотру (Catch-up TV), видео по запросу (VOD, Video on demand)».

 Пресс-релиз оставляет «подвисшими» вопросы: будет ли возможность приема телепрограмм вне зоны охвата мобильными сетями «МТС»? Есть ли возможность раздачи контента на другие гаджеты в пределах одного домохозяйства? Эти вопросы принципиальны, поскольку, если возможность телеприема привязана к SIM-карте, то это отсевает довольно большое количество потенциальных клиентов. Второй вопрос тоже интересен, поскольку возможность раздачи контента по домашней сети все больше и больше интересует зрителей и это могло бы стать серьезным фактором в пользу нового оператора. 

 «Одной из основных тенденций на рынке платного ТВ стала трансформация структуры потребления контента. Пользователи устали от линейности и хотят получить качественный персонализированный продукт с ярким дизайном, красивым интерфейсом. Отвечая на запрос клиентов, мы изменили подход к созданию услуги: под брендом «МТС» мы предлагаем не просто ТВ-контент, но высокотехнологичные приставки, собственный телевизионный интерфейс, возможность дробления информации и персонализации контента. Фактически под брендом «МТС» мы предложили первое в России персональное спутниковое телевидение, которое можно смотреть практически в любой точке страны», — отметил директор спутникового проекта «МТС», генеральный директор ООО «ЦТВ» (дочерняя компания «СММ») Виталий Студитских.

 Привлечет ли идея персонального телевидения достаточное количество абонентов? С одной стороны, аналогичный проект «Рикор ТВ» закончился неудачей. С другой — возможности «МТС» больше, не исключено, что вторая попытка запуска интеллектуального ТВ окажется более успешной. 

Кто и где будет покупать?

Интрига с запуском спутникового телевидения от «МТС» длится уже более полутора лет. За это время к новому сервису проявился явный интерес к новому сервису у нескольких групп телезрителей. Первая: те, кто пользовался услугами «Радуги ТВ» и захочет опять смотреть спутниковые телеканалы с минимальными затратами. «Радуга ТВ» вещала с того же спутника, и можно было бы ожидать, что новый игрок запустит акции, предоставляющие возможность переподключения за меньшие деньги и с использованием уже существующей антенны. Вторая категория: жители восточных областей, которым недоступен сигнал с «Экспресс-АТ1», 56° в.д., и которых не устраивает контент, предоставляемый «Континентом». И третья категория: зрители, которые очень любят все новое, готовые тратить деньги на то, чтобы своими руками попробовать все заявленные возможности (в первую очередь интерактивные). Понятно, что сколько-нибудь существенный прирост абонентской базы могут дать первые две группы. Остальной прирост надо обеспечивать за счет новых подключений. Для этого необходима широкая сеть распространения и методы привлечения и стимулирования дилеров-установщиков. В этой области ситуация, на наш взгляд, складывается неблагоприятно для новой платформы. 

 В пресс-релизе сказано: «Клиентам спутникового ТВ от «МТС» будет доступен полный спектр преимуществ крупного оператора — более 500 тысяч пунктов оплаты во всех регионах России, платежи через Интернет и мобильный банкинг, аналогично мобильной связи, круглосуточная техническая поддержка в контактном центре «МТС». Пользователи спутникового ТВ смогут вернуть 20% расходов на счет мобильного телефона и стать участниками программы лояльности «МТС Бонус».

 Здесь говорится о платежах. Несомненно, удобство внесения абонентской платы — это серьезный бонус к развитию оператора и услуги. Но, во-первых, сейчас у всех спутниковых операторов уже налажены вполне удобные системы оплаты. Во-вторых, для того, чтобы абонент платил, ему надо сначала продать комплект и установить. Но пока население об «МТС» не знает ничего. Как мы выяснили, и в ближайших салонах «МТС» персонал не в курсе спутникового сервиса компании. 

 Сеть салонов «МТС» могла бы стать весомым фактором в продажах комплектов, но без выстроенных отношений с установщиками, без системы их премирования и стимулирования, без того, чтобы установщик был заинтересован в продвижении услуги, — серьезного набора абонентской базы не будет. Как показывает опыт других платформ, на то, чтобы программа оператора по работе с установщиками начала реально работать, требуется как минимум несколько месяцев. 
 Но не исключено, что все перечисленные трудности будут преодолены с помощью того ресурса «МТС», которого нет у других операторов. 

 «МТС» запускает уникальный проект — мы первыми в Европе объединили под единым брендом все возможные каналы распространения телевизионного контента, — отметил вице-президент «МТС» по маркетингу Василь Лацанич. — «МТС» рассчитывает на положительный эффект спутникового ТВ на бизнес за счет продаж услуг платного ТВ, сокращения части затрат на предоставление кабельного и цифрового ТВ, продаж спутникового контента на рынке B2B и привлечения новых мобильных абонентов».

 Безусловно, поддержка большой и разносторонней компании, возможность оптимизации затрат — это серьезный бонус. Возможно, именно этот фактор сыграет ключевую роль в успехе новой платформы. Появление платформы, объединяющей в себе все среды распространения контента, включая спутниковую, — это крайне интересный опыт не только для России, но и для всего мира. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий