img01 ноября 2014 в 19:21

Интерес к эфирной цифре глазами установщиков антенн

Около полугода назад, обсуждая дополнительные направления деятельности для организаций, осуществляющих установку спутниковых антенн, мы выяснили, что активнее всего установщики интересуются темой эфирного цифрового телевидения. На тот момент около 70% компаний сообщили об открытии у себя этого направления (см. «Изменения на рынке спутникового телевидения глазами установщиков», Т-С № 3 (221), март 2014). Поэтому в рамках текущей темы номера мы собрали мнения установщиков о том, как ведет себя спрос на эфирные антенны и оборудование, а также работы по их установке в связи с последними изменениями на этом поле.

Около полугода назад, обсуждая дополнительные направления деятельности для организаций, осуществляющих установку спутниковых антенн, мы выяснили, что активнее всего установщики интересуются темой эфирного цифрового телевидения. На тот момент около 70% компаний сообщили об открытии у себя этого направления (см. «Изменения на рынке спутникового телевидения глазами установщиков», Т-С № 3 (221), март 2014). Поэтому в рамках текущей темы номера мы собрали мнения установщиков о том, как ведет себя спрос на эфирные антенны и оборудование, а также работы по их установке в связи с последними изменениями на этом поле.

Второй мультиплекс привлек внимание к эфиру

Спрос на антенны и приемники для эфирного цифрового телевидения в целом по стране уверенно растет. Среди тех установщиков, кто в рамках опроса ответил, что, помимо спутникового, занимается и эфирным телевидением, к такому выводу пришли более 63%. У некоторых респондентов обращение за эфирным оборудованием составляет до 90-95% от всего числа заявок (лишь 5-10% приходится на всех спутниковых операторов). Хотя столь яркая статистика наблюдается далеко не по всей стране — таких компаний единицы. Примерно у половины ответивших доля заявок на эфирную цифру составляет менее четверти в общем числе обращений; у 27% эфирная цифра стала поводом для прихода от четверти до половины клиентов.

 ИП Федоренко Сергей Николаевич (г. Новосибирск): «Цифровой эфир сильно потеснил позиции спутниковых операторов. Проще говоря, кому нужны только федеральные каналы (а, как показала практика, многим и их достаточно), переходят на эфирную цифру. Само собой, свою роль играет дешевое оборудование и отсутствие абонентской платы. И, конечно, возможность использования старой, уже установленной «Дельты». Однако те, кому нужны HD-каналы, все равно выберут спутниковое телевидение».

 Стоит отметить, что в рамках опроса установщиков мы можем видеть лишь часть общего спроса, т.к. многие покупатели эфирного оборудования предпочитают обращаться к сетевым магазинам электроники и устанавливать все самостоятельно.

 Падюкин Игорь Владимирович (Республика Татарстан): «Установка эфирной антенны в общем потоке людей требуется около 50% всех покупателей приставок. При этом 10% от этого количества приобретают комнатную антенну и подключают ее самостоятельно. Еще 70% приобретают уличную антенну типа «Дельта 311» и ее аналоги, также устанавливая ее своими силами. И лишь оставшимся 20% требуется услуга установки антенны. Так что услугу установки и сами антенны мы не навязываем, делая основной упор на продажу приставок DVB-T2».

 Как отмечали участники в комментариях к опросу, сама по себе услуга установки эфирных антенн востребована в основном при строительстве новых частных домов. Порой она заказывается в комплексе с установкой спутниковой тарелки. Зато продажа приставок идет гораздо активнее, поэтому среди наших респондентов порядка 92% развивают данное направление работы, причем подавляющее большинство занимаются этим более года (64% опрошенных — с момента запуска первого мультиплекса в их регионе).

 В определенной мере на рост спроса повлияла «народная молва»: из абстрактного проекта будущего цифровое эфирное телевидение превращается в наше настоящее, за которое не надо вносить регулярной оплаты. Но, судя по результатам опроса, наибольшее влияние на спрос оказал запуск второго мультиплекса (об этом заявили 72% наших респондентов). На данный момент второй мультиплекс запущен на территории работы примерно половины опрошенных установщиков (46%). Как комментируют ситуацию участники опроса, если 10 каналов первого мультиплекса зрителям было явно не достаточно — цифру брали лишь на дачу или на кухню при наличии многоканального платного телевидения на основном телевизоре в гостиной, — то 20 каналов заставляет людей выбирать эфирное цифровое телевидение вместо спутникового. Разовые затраты здесь несравнимо меньше, абонентская плата отсутствует, а контента уже достаточно. Кстати, на фоне спутникового телевидения, цифра, как оказалось, обладает еще одним важным преимуществом — установленные на крышах антенны не привлекают воров.

 Лишь небольшая доля респондентов отметила, что спрос на оборудование для приема эфирного телевидения со временем не изменяется или падает. Отсутствие роста на территории своей работы участники объясняли тремя причинами: низким качеством сигнала, общей нестабильной экономической ситуацией в стране и близким насыщением рынка (подробнее об этих факторах мы поговорим далее).

 В отдельных регионах проявляются и местные причины, вынуждающие спрос либо еще больше падать, либо, наоборот, выходить за рамки всех ожиданий.
К примеру, в малых городах Свердловской области второй мультиплекс сначала запустили в тестовом режиме, а спустя пару месяцев остановили вещание. Спрос на антенны и приемники соответственно сначала резко пошел вверх, а потом продемонстрировал вполне ожидаемый спад.

 Перевозкин Владимир Викторович («ТелеЦифра», Екатеринбург): «Люди купили оборудование, понадеявшись, что у них будет 20 бесплатных каналов. А сейчас второй мультиплекс отключили. Так что покупатели ждут, надеются, что когда-нибудь включат. Некоторые даже претензии продавцам предъявляли».
В Казани — обратная ситуация. Здесь локальный оператор «Радиотелеком» добавил к эфирным цифровым каналам несколько местных, что еще больше «подогрело» интерес к оборудованию. По данным сайта компании, «Радиотелеком» транслирует цифровые пакеты в формате DVB-T на 23 и 26 ТВК. В общей сложности они предлагают населению 16 телевизионных каналов. 

Падюкин Игорь Владимирович (Республика Татарстан): «На данный момент сложно говорить о какой-то сезонности. Но, если вспомнить летний период, спрос был просто невероятным, и сейчас остается на достойном уровне. Дело в том, что в Казани, помимо вещания двух государственных мультиплексов, в формате DVB-T вещает частная компания, что добавляет еще 7 так нужных населению местных каналов. И возможность иметь 27 каналов за 1100 рублей (а именно такая цена установилась в розничных точках в связи с конкуренцией) заставляет приобретать приставки всех поголовно».

Особенности спроса на оборудование для эфирной цифры

Помимо количества транслируемых каналов, на спросе сказывается сезонность. Более всего, судя по наблюдениям установщиков, влияет дачный сезон, т.к. в городских квартирах люди не спешат менять аналог, пока он работает (да и у многих подключено кабельное телевидение). А на даче бесплатный эфир — отличная альтернатива платному спутнику, несмотря на все рекламные акции DTH-операторов. 

 Аверин Виталий Дмитриевич, ООО «САТПРОВИЗИОН» (Владивосток): «Однозначно пока только дачный сезон создает больший всплеск. До тех пор, пока работает аналог, в квартирах люди не торопятся обзаводиться эфирной цифрой. Там, где есть операторы кабельного телевидения, народ пользуется их услугами. Почти все операторы в нашем регионе ретранслируют эфирные цифровые каналы в кабель. Тем самым клиенту не нужно устанавливать дополнительную антенну. Даже при неоплаченной подписке он может смотреть 10 каналов».
Для самостоятельной услуги установки эфирной антенны пик спроса также приходится на лето — время, когда идет основное строительство частных домов (дач, коттеджей и т.п.). В курортных городах тенденция проявляется та же — к лету спрос увеличился, — но объясняется началом туристического сезона.
Помимо массовой миграции людей на дачу или в летний отпуск, на спрос оказывают влияние семейные праздники. Как и для спутникового телевидения, для оборудования, принимающего эфирную цифру, наблюдается повышенный спрос в преддверии новогодних каникул.
Мы ожидали, что колебания спроса должны быть также связаны с политикой местных кабельных или спутниковых операторов (при росте стоимости их предложения или технических проблемах вполне можно ждать оттока абонентов в пользу эфира). Но такую тенденцию в ходе опроса отметили лишь несколько респондентов.

«Амкар-Спутник» (Пермь): «В городе повышенный интерес к эфирной цифре проявляется при повышении цен на услуги кабельного телевидения или при сбоях в работе кабельщиков. И это несмотря на то, что в эфире отсутствуют местные вставки. В нашем регионе (Пермский край, — прим. ред.) эфир транслируется в режиме +2 часа, так что спутниковое телевидение в московском времени не очень актуально. А вот в паре с эфирной цифровой приставкой получается отличный вариант. Такой тандем вполне может конкурировать с кабельным телевидением».
Отсутствие такой зависимости в массе сами участники рынка объясняют различием целевой аудитории спутника и эфирного цифрового телевидения.

Пшеницин Д.Ю., магазин «Азимут» (Анапа, Краснодарский край): «У нас в городе у спутника/кабеля и эфирного цифрового телевидения разные клиенты. Эфирную цифру выбирают отдыхающие и бабушки, которые, кроме «Первого» и «Культуры», больше ничего не смотрят».
Да и по-настоящему серьезные проблемы у операторов случаются не так часто, поэтому статистику в большинстве регионов набрать сложно. Кстати, несколько участников опроса отметили, что у эфирного телевидения технических проблем на сегодняшний день гораздо больше. В некоторых населенных пунктах сигнал включают на несколько часов в сутки.

Александр, компания «СатСамара» (Самарская область): «В Самаре спрос на оборудование для эфирного цифрового телевидения не растет, т.к. работает только один мультиплекс и качество его работы неустойчиво. Постоянно с мощностью экспериментируют. Вообще, выбор стандарта DVB-T2 считаю неправильным, т.к. требуется большая устойчивость сигнала».
Нельзя не отметить, что, по мнению некоторых участников нашего опроса, у рынка оборудования для приема эфирного цифрового сигнала очень близка стадия насыщения. Все необходимые компоненты стоят совсем недорого, т.е. отложенный спрос практически отсутствует. «С начала года наблюдался рост интереса, но сейчас уже видно его снижение. Объясняется это быстрым насыщением рынка. Предполагаю, что 60% потенциальных покупателей уже приобрели антенны и оборудование для просмотра цифрового телевидения. Возможно, этот процент и выше», — прокомментировал не назвавший себя участник опроса из Челябинской области.

 В целом, как показал наш опрос, эфирное цифровое телевидение можно будет считать серьезным конкурентом спутниковому и кабельному после того, как стабильно заработают оба мультиплекса. Правда, в отличие от спутникового телевидения, эфирная цифра вряд ли станет долгосрочным источником доходов для сети установщиков. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий