img01 октября 2016 в 00:00

О новых векторах развития телевидения и не только

13 октября «Теле-Спутник» проводит конференцию «Digital TV&Video in Russia. 4K», посвященную перспективам развития телевидения в России на ближайшие годы, первую, объединяющую и охватывающую все стороны вещания в UHD-формате.

13 октября «Теле-Спутник» проводит конференцию «Digital TV&Video in Russia. 4K», посвященную перспективам развития телевидения в России на ближайшие годы, первую, объединяющую и охватывающую все стороны вещания в UHD-формате.
Готовясь к конференции, мы планировали провести опрос на тему «По какому пути пойдет развитие массового телевидения?». И предложить респондентам выбрать одно направление, которое они считают наиболее вероятным. Среди вариантов ответов предполагались: Smart TV на базе отечественной платформы (ее созданием какой-то период были серьезно озадачены профильные отраслевые министерства), усовершенствование Smart TV на уже существующих зарубежных разработках, 4К и/или UHD, 3D, телевидение виртуальной реальности, 360°, усовершенствование звука, сопровождающего обычную телевизионную картинку (например, в формате Full HD), виртуальная реальность… Но уверенность в необходимости подобного опроса постепенно, по мере приближения к проходящей в сентябре одной из ключевых отраслевых выставок — IBC 2016, — отпадала. Мы продолжали готовиться. И даже заказали в аналитическом центре GS Group маркетинговое исследование, целью которого было выяснить, создана ли уже в России почва для роста UHD-телевидения.

Маркетинговое исследование показало…

Результаты исследования аналитического центра GS Group показали: экосистема телевидения сверхвысокой четкости в России начала формироваться. С одной стороны, контента в UHD-формате на российских телевещательных просторах за последний год серьезно прибавилось: уже три телеканала в этом формате предлагает своим абонентам ведущий российский оператор цифрового телевидения «Триколор ТВ» (Insight UHD, Tricolor Ultra HD и Fashion One HD). Телеконтент дополнен видеоконтентом в сверхвысоком разрешении от ОТТ-сервисов: согласно данным J’son & Partners Consulting, больше всего такого контента у Megogo — 22 зарубежных и три российских фильма в UHD, на втором месте ivi с десятью документальными фильмами серии Ultra Destinations, у Okko четыре зарубежных и два российских фильма. Появляется у российского осведомленного пользователя и оборудование, позволяющее принимать и просматривать UHD-контент.

«Приставок Ultra HD в Россию массово пока не завозят, — комментирует результаты экспресс-исследования маркетолог аналитического центра GS Group Александр Сурков, — пока это лишь персональные заказы в интернет-магазинах, поэтому это не оказывает влияния на статистику. Исключение составляют медиаплееры IconBIT с поддержкой IPTV и/или DVB-T2 (модели MOVIE IPTV QUAD, XDS74K, XDS94K и XDS94T2), которых завезли 600 штук в 2015 году и 1660 штук в I полугодии 2016 года. То есть в массе IPTV-приставок это не более 0.3%, а в общем объеме ТВ-приставок — даже не превышает 0,1%».

1_2016_000079.jpg

Лучше обстоят дела с продажами собственно Ultra-HD-телевизоров. Общее количество проданных в 2015 году на российском рынке телевизоров составило около 6,5 млн штук, в 2016 году эксперты ожидают небольшой рост, 5% — до 6,8 млн штук. Если рассматривать российский рынок телевизоров с точки зрения разрешения экрана представленных на нем моделей, то, несмотря на господство Full HD (1080x1920 пикселей), на нем уже смело можно выделить Ultra-HD-телевизоры (с разрешением экрана 3840x2160 пикселей и более), объем продаж которых в 2015 году составил 474 тысячи штук.

Согласно данным, содержащимся в отчете аналитического центра GS Group, сегмент рынка Ultra-HD-телевизоров растет значительно быстрее основного рынка. В первом полугодии 2016 года рост продаж Ultra-HD-телевизоров составил 42%. Аналитики уверены, что такие темпы роста сохранятся и по итогам 2016 года. Сегодня сегмент Ultra-HD-телевизоров составляет около 10%. Другими словами, уже каждый десятый телевизор, который покупают в России, имеет разрешение Ultra HD (4K). Доля сегмента Ultra HD быстро растет: в первой половине 2015 года она составляла 6%, к концу 2015 года превысила 8%, а к середине 2016 года пройдена отметка в 10%.

Для российского потребителя Ultra-HD-телевизоры в основном производят в России: в 2015 году импортировалось не более 10% телевизоров, а в 2016 году эта доля упала до 3%.

На российском рынке Ultra-HD-телевизоров представлено более десяти брендов. Аналогично ситуации на рынке телевизоров в целом, в сегменте Ultra HD лидируют Samsung и LG с долей рынка 56% и 34% соответственно. В сумме два бренда занимают 90% рынка Ultra-HD-телевизоров в России, в то время как на основном рынке телевизоров суммарная доля Samsung и LG не превышает 60% рынка, а их позиции равны. Samsung производит телевизоры, профессиональные панели и компьютерные мониторы на собственном заводе в Калужской области в индустриальном парке Ворсино. Его основной конкурент LG также построил завод по производству телевизоров в России, который находится в Рузском районе Московской области.

Во втором эшелоне идут марки Philips и Sony. Телевизоры Philips еще в 2012 году производились на заводе «Телебалт» в Калининградской области в рамках контрактной сборки. Сегодня TPV Group, совладелец бренда Philips и один из ведущих китайских контрактных производителей электроники, собирает телевизоры Philips на собственном заводе в Санкт-Петербурге (район Шушары). По сравнению с 2015 годом доля Philips упала с 7,5% до 4,5%.

Компания Sony полностью импортирует телевизоры в Россию из Словакии (где Foxconn производит их по контракту) и незначительно из Японии (модели с диагональю 85 дюймов). Доля рынка Sony падает: в 2015 году она превышала 8%, в 2016 году упала до 2,5%. По итогам года Sony не восстановит позиции в Ultra-HD-сегменте, поскольку отказалась от диагоналей 43 и 49 дюймов (одних из самых популярных). Вторая причина в том, что телевизоры Sony в среднем дороже конкурентов, сравните: стоимость Ultra-HD-телевизора с диагональю 55 дюймов (третья по популярности) в каталогах Ulmart и «Эльдорадо» для LG и Samsung начинается до 80 тысяч рублей, для Sony — от 100 тысяч рублей.

Доля рынка следующих трех брендов Ultra-HD-телевизоров в сумме не превышает 2,5%. Телевизоры под брендами DEXP и Hisense производятся в Калининградской области по условиям контрактной сборки из китайских комплектующих. Доля каждого из брендов — около 1%. Компания DEXP (Digital Experience) считается российской, бренд Hisense принадлежит крупному китайскому производителю электроники и бытовой техники из Циндао. В свою очередь, японская компания Panasonic импортирует телевизоры в Россию со своего завода в Чехии, доля бренда составляет 0,6%.

Объем продаж прочих брендов на российском рынке Ultra-HD-телевизоров в сумме не превышает 0,2%. Часть телевизоров импортируется в готовом виде: немецкие Loewe и Grundig из Германии и Турции соответственно, датские Bang&Olufsen из Чехии, японские Sharp из Польши. Остальные марки собирают в Калининграде: Supra, Goldstar, Thomson, Doffler и Harper.

4К — это уже настоящее, будущее за… 8К? VR? Уже не будущее, это уже сегодня!

В верности этого утверждения еще раз убедила выставка IBC-2016, проходившая с 8 по 13 сентября в выставочном комплексе RAI в Амстердаме (Нидерланды). Оборудование для съемки, обработки, сжатия и кодирования, передачи и приема 4К-контента и технологии здесь были представлены на каждом втором выставочном стенде в 15 павильонах и упоминались практически в каждом выступлении. Аналитики из Juniper Research, например, уверены: к 2021 году не менее 189 млн пользователей будут потреблять видеоконтент в формате 4К.

1_2016_000081.jpg

Пожалуй, самым впечатляющим на IBC стало выступление режиссера Энга Ли (Ang Lee). На примере своего нового фильма «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» он рассказал и продемонстрировал, как использует новейшие технологии, чтобы произвести сильное впечатление на зрителя. Специальный ролик по новому фильму, смонтированный для IBC, был показан в 4К 3D с частотой 120 к/с с помощью новейшего лазерного проектора от Christie. Ли стал лауреатом высшей награды IBC в этом году, а его речи стоя аплодировал весь Большой зал конференции. 

Впрочем, изображение в формате 4К 3D можно было посмотреть в любой момент в Future Zone 8-го павильона, на стенде законодателей моды — компании NHK.

Привезла NHK на выставку и ультратонкую OLED-панель, способную выводить изображение формата 8K. Толщина такого телевизора 1 мм. Он разработан NHK в партнерстве с LG Display и Astra Design. Инженеры научно-исследовательской лаборатории NHK заявили, что работают над тем, чтобы их технология поступила в розничную продажу к 2020 году, в преддверии летних Олимпийских игр в Токио. Концепция телевизора подразумевает, что его можно использовать как обои. Коробка с электроникой должна располагаться рядом с панелью, но не обязательно прямо под ним. Напомним, что именно телекомпания NHK сняла около 100 часов контента в формате 8K на прошедших Олимпийских играх в Рио. Его можно было увидеть на специальных телевизорах, установленных в общественных местах в Токио и Осаке, а также в представительствах NHK по всему миру.

И вот уже вслед за NHK о 8К говорят разработчики из Германии: компания Cinegy продемонстрировала решение для воспроизведения, захвата, производства и управления архивом видео­формата 8K. Основа этой технологии — видеокодек DANIEL2 GPU, предназначенный для записи с видеокамер, монтажа, постпродакшена и вещания. В Cinegy утверждают, что компания рассчитывает привлечь первых клиентов данного решения, которые захотят получить доступ к тестовому периоду.

«Многие считают переход на 8K столь же недостижимым, как полет на Луну. Мы хотим продемонстрировать, насколько легко это можно сделать», — отметил сооснователь и технический директор Cinergy Ян Вейнер (Jan Weigner).

Словно продолжая соревнования с коллегами, спутниковый оператор SES совместно с исследовательским институтом Fraunhofer Heinrich Hertz Institute HHI продемонстрировали спутниковую трансляцию панорамного сигнала в формате виртуальной реальности. Сигнал передавался через один из спутников SES и проецировался на UHD-экран. В Future Zone виртуальную реальность можно было увидеть и через специальный наголовный дисплей. Участники эксперимента уверены, что именно подобные 360-градусные видеотрансляции станут будущим трендом развития. А 9 сентября прошла целая сессия, посвященная виртуальной реальности. В рамках сессии состоялся и мастер-класс, который провели доктор Ник Лодж (Nick Lodge) из компании Lodgical Media и Сол Роджерс (Sol Rogers), основатель и генеральный директор компании Rewind. Признанные эксперты в области виртуальной реальности и создания видеопродукции с эффектом присутствия прояснили для собравшихся возможности использования 360-градусного видео в медиасфере, затронув вопросы не только технологии и терминологии, но также и психологии.

1_2016_000084.jpg

1_2016_000083.jpg

1_2016_000082.jpg

Не оставили равнодушными и демонстрации от Harmonic. Разработчик передачи видео представил технологию виртуальной реальности с изображением в формате UHD, разработанную совместно с голландским научно-исследовательским институтом TNO. Участники демонстрации примерили шлемы виртуальной реальности, выводящие изображение с разрешением в 10 раз больше, чем у предлагаемых на сегодняшний день коммерческих моделей. Создание таких устройств стало возможным благодаря использованию новейшей технологии HEVC-тайлинга, разработанной институтом TNO, которая позволяет передавать данные для создания виртуальной реальности с высокой эффективностью через существующие сети.

Старший вице-президент направления видеооборудования Harmonic Барт Спристер (Bart Spriester) считает, что виртуальная реальность станет новым ключевым фактором для провайдеров контента, телевещателей и операторов платного ТВ, в особенности в области показа спортивных событий в прямом эфире. Согласно прогнозам, к 2020 году оборот видеосервисов виртуальной реальности достигнет $1 млрд, при этом спортивные события будут приносить примерно треть этой суммы. Спристер считает, HEVC-тайлинг — наиболее обещающая технология для развития передачи 360-градусного видео на VR-шлемы.

Вместе с Viacсess-Orca (компанией — разработчиком решений в области видеотехнологий) Harmonic представил демоверсию живой среды виртуальной реальности, основанную на контенте с пространственной привязкой от Harmonic и приложении Connected Sentinel Player от Viaccess-Orca. С NASA Harmonic создали видео с обзором 360 градусов и эффектом присутствия, на котором в UHD-разрешении демонстрируется тренировка астронавтов перед отправкой на МКС. И его тоже продемонстрировали на IBC. 360-градусное видео тренировок в огромном бассейне, а также канал сверхвысокого разрешения NASA TV создавались с помощью передовой технологии UHD от Harmonic. Эта технология, основанная на механизме сжатия PURE Compression Engine от Harmonic, позволяет создавать видео в разрешении 2160p с частотой 60 кадров в секунду.

Разработчик и производитель телекоммуникационных технологий Cisco на своем стенде представил уже претворенные в жизнь успешные кейсы своих партнеров и клиентов, которые предлагают телезрителям контент и развлечения в 4К. Среди них кейсы от beIN Media Group (преемник Al Jazeera Sports), первой запустившей канал спутникового вещания в 4К, и кейс Viasat, который запустил собственный канал 4K в Швеции для трансляции Олимпийских игр. Эти и многие другие компании производитель обеспечивает решениями в области обработки и передачи 4К-видео. Компания предлагает промежуточное ПО, кодировщики сигнала 4К, узловое оборудование и решения по защите контента, включая защиту от стримингового пиратства. Согласно прогнозу Cisco, к 2020 году более 40% подключенных к Интернету телевизоров будут поддерживать 4К. Также ожидается, что IP-видео по запросу в 4К составит 21% от общего VOD-трафика.

1_2016_000085.jpg

1_2016_000086.jpg

Компания Comigo, занимающаяся разработкой интеллектуальных решений для телевидения, рассказала о предложении класса «платформа-как-сервис» (PaaS) на основе облачных технологий для поиска и подбора контента. Платформа будет включать функции искусственного интеллекта EI Mind, задача которого — позволить операторам платного ТВ и телевещателям предлагать уникальный опыт по подбору контента телезрителям. EI Mind обладает функциями обработки больших объемов данных и естественного языка, анализа метаданных и субтитров.

Использование искусственного интеллекта в работе платформы принципиально меняет впечатление от подбора контента для пользователя, считают разработчики решения. Директор Conmigo Мотти Лентзицки (Motty Lentzitzky) говорит, что EI Mind умеет воспринимать видео на покадровом уровне и, используя возможности Интернета, извлекать релевантную информацию для создания более полных и ярких впечатлений. Лент­зицки добавляет, что EI Mind создаст совершенно новый уровень подбора контента, отличный от электронных списков, и позволит телевещателям и провайдерам повысить конкурентный уровень и монетизацию их услуг.

Уверены, что через какой-то промежуток времени все «проекты из будущего», представленные на выставке IBC-2016, станут повседневными для массового телезрителя, в том числе и российского, и появятся на полках электронных супермаркетов, как сейчас 4К-телевизоры. На конференции же «Digital TV&Video in Russia. 4K», которая состоится в Москве, эксперты мирового уровня постараются спрогнозировать вектор развития массового телевидения в России на ближайшие несколько лет. А «Теле-Спутник» на страницах следующего номера обязательно опубликует этот прогноз.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий