Прошедший год оставил глубокий след на рынке каналов для кабельных сетей. Во-первых, рост курса валют автоматически повысил стоимость тех каналов, которые «привязывали» в договорах размеры обязательных платежей к доллару США. Те же обстоятельства повлияли и на рост себестоимости производства контента: подорожало съемочное оборудование, покупной зарубежный контент и т.п. Кроме того, согласно нововведениям в законодательстве, платные каналы больше не могут даже частично компенсировать свои расходы при помощи транслируемой рекламы. Все это должно привести к существенному росту стоимости контента для кабельных операторов. Однако, как уже не раз заявлялось на отраслевых мероприятиях, компенсировать растущую стоимость контента за счет своих ресурсов кабельщики не могут. Да и цены повышать им особо некуда: большая стоимость отпугивает клиентов, заставляя их переключаться к спутниковым демпингующим операторам или вообще уходить на бесплатную эфирную цифру.
Давайте остановимся на каждом из перечисленных факторов подробнее.
Так ли страшен новый курс сам по себе?
Как показал наш опрос, влияние курса доллара США далеко не для всех сетей является определяющим фактором. Некоторые операторы отметили, что в их пакетах все договоры с каналами рублевые.
Алексей Анатольевич Васильев, генеральный директор ООО «ТелеЦвет» (Всеволожск, Ленинградская область): «ООО «Телецвет» не сотрудничает с вещателями, вознаграждения которых измеряются в валюте».
У ряда операторов валюта фигурирует в расчетах лишь с несколькими каналами. Видимо, предыдущие неожиданные изменения курсов, коих наша страна знала немало, уже привели к пересмотру соглашений.
Дмитрий Ямщиков, директор КТВ ЗАО «Астраханское Цифровое Телевидение»: «Доля каналов в валюте — 20%».
Пользователь Wess (форум «МАКАТЕЛ»): «Осталось всего четыре канала с валютной ценой, это примерно 5% от общего числа каналов».
Пользователь Lex (форум «МАКАТЕЛ»): «Из валютников остались единицы, причем единицы адекватные и с которыми находим общий язык».
Сетей, где курс доллара фактически управляет почти всей контентной политикой, оказалось не так много. В челябинской «Интерсвязи» нам сообщили, что в их пакетах более половины каналов привязали цену к валюте. Примерно о той же доле нам сообщили в «МегаФоне». На том, какие меры в связи с этим предпринимают компании, подробнее мы остановимся далее.
Запрет рекламы на платных каналах и другие факторы
Как было отмечено выше, прошлый год запомнится нам еще и поправками в законодательство, запретившими рекламу на платных каналах. Вместе с ростом стоимости покупного зарубежного контента, а также скачком цены съемочного оборудования такой шаг теоретически должен был существенно сократить рублевую прибыль даже для каналов с преимущественно российским контентом. Так что кабельщики, обновляющие договоры, могли ожидать роста прописанных там цен и в том случае, если они напрямую не были завязаны на американскую валюту.
Пока для большинства повышение цен осталось лишь ожидаемым. Ряд операторов вообще не заметил никаких изменений.
Алексей Анатольевич Васильев («ТелеЦвет»): «Изменения стоимости «тарифов» лицензионных договоров пока не произошло. Однако некоторые вещатели, предупреждая, что в 2015 году цена может значительно возрасти, настаивают на приобретении уже сейчас дополнительных телеканалов, а также расширении ретрансляции (дублирования) транслируемых в аналоге каналов и в цифровом формате».
Пользователь Wess (форум «МАКАТЕЛ»): «Об изменении цен некоторые каналы упоминали, но пока дальше слов дело не пошло».
Некоторые комментаторы все же констатировали некоторый рост цен (в частности, пользователь Scopus на форуме «Теле-Спутник» упомянул изменение лицензионных платежей за каналы «Ru ТВ», «Шансон» и «9 волна»). Часто такие изменения заканчиваются отключениями каналов, подробнее о которых мы поговорим далее. Помимо непосредственно стоимости контента в расчете на одного абонента, производители контента также прибегают к изменениям условий сотрудничества, в частности к введению минимальных гарантий. Эти меры сильнее всего ударяют по небольшим операторам.
Ответные шаги кабельщиков
Кабельщику на самом деле не так важно, чем именно было вызвано повышение себестоимости услуги. Ему надо быстро реагировать на ситуацию, чтобы не лишиться прибыли и абонентов. Естественно, все комментировавшие ситуацию кабельные операторы предпринимают попытки пересмотреть условия соглашений с каналами, чьи условия теперь не устраивают, вне зависимости от того, что стало тому причиной.
С рублевыми каналами, пытающимися изменить цену, все довольно просто: новая цена вводится по истечении срока старого договора, так что оператор может просто не пролонгировать соглашение. А вот с валютными партнерами ситуация сложнее. Часто договоры, предлагаемые кабельщикам, не подразумевают возможности расторжения по желанию оператора (не предусматривают никаких уважительных причин с его стороны, за исключением банкротства и потери лицензий). Крупные компании еще на этапе согласования договоров привлекают юридические отделы для внесения необходимых поправок. Им свои условия диктовать проще за счет большой абонентской базы. А вот небольшим компаниям без юридической поддержки часто приходится соглашаться с предложенными условиями, рассчитывая, что за время действия договора никаких неожиданностей не произойдет. Конечно, их никто не принуждает силой включать каналы с невыгодными для себя условиями, но, как пояснил ряд операторов, при наличии жесткой конкуренции между компаниями некоторые каналы они просто не могут не включать, поскольку их отсутствие приведет к ощутимому оттоку абонентов. Очень небольшая доля компаний придерживается принципиальной позиции и не работает с теми, кто уже на старте сотрудничества не готов идти на уступки. Правда, стоит отметить, что такие компании чаще всего занимают нишу бюджетного, или социального, телевидения, ориентируясь на определенную категорию потребителей с меньшими претензиями к составу пакетов.
Алексей Анатольевич Васильев («ТелеЦвет»): «Практически все (лицензионные и на услуги связи) проекты договоров составлены вещателями «в свою пользу». Мы стараемся договариваться, корректируя формулировки договора таким образом, чтобы не ставить свою компанию в кабальные условия и тем более не допустить наличия в договорах формулировок с заведомо невыполнимыми для оператора условиями. Очень редко вещатели не идут на уступки по корректировке договоров. В случае категорического отказа от изменения формулировок договора наша компания отказывается от сотрудничества с такими вещателями, считая, что сотрудничество должно быть основано на принципах равноправия сторон, взаимной выгоды и добровольном партнерстве».
По отзывам респондентов, сложнее всего договориться с крупными и иностранными каналами, не желающими подстраиваться под небольших операторов. Соглашения с ними заключаются на срок до 3–5 лет, с условием уведомления за 3 месяца до расторжения, если такое вообще предусмотрено. В таких соглашениях прописываются не только цены, но и условия роста абонентской базы.
Дмитрий Ямщиков («Астраханское Цифровое Телевидение») об изменении условий договоров с «валютными» каналами: «Переговоры, естественно, ведем, есть подвижки. Некоторые каналы согласны зафиксировать курс, некоторые согласны перевести оплату полностью на рубли, т.е. указывать стоимость не в валюте, а в рублях. Да, в сложившихся условиях мы были вынуждены пересмотреть условия договора, но это не так просто. По многим валютным договорам оказалось, что мы практически не можем расторгнуть их. Пока курс был достаточно низким и стабильным, условия договоров нас устраивали (основная масса договоров была заключена в 2008–2009 гг.). Большинство каналов с оплатой в валюте есть чем заменить».
В «Интерсвязи» нам также сообщили, что компания ведет переговоры о том, чтобы перевести оплату в рубли, но правообладатели практически не идут навстречу. Более того, компания считает, что ранее каналы были более сговорчивыми. Кстати, отсылки к неконструктивному отношению правообладателей к ситуации мы встречали в ответах целого ряда сетей, правда ожидаемого влияния масштаба компании на «сговорчивость» партнеров не наблюдается. Нежелание отдельных каналов идти на уступки констатируют как небольшие, так и крупные кабельщики.
«Считаю, что валютные каналы могут снизить цены в 10 раз. Есть основания, но это отдельный подробный разговор», — комментирует
Леонид Вахрамеев, председатель совета директоров группы компаний «Интерсвязь». Но переговорный процесс не всегда заходит в тупик. В некоторых компаниях он уже успешно закончился. Даже небольшие компании отмечали вполне открытую позицию партнеров и по фиксации цен в рублях, и по минимальным гарантиям.
Пресс-служба «МегаФон»: «Если условия договора с каким-либо каналом перестают нас устраивать, мы всегда вступаем в переговоры с таким каналом и стараемся совместно выработать условия, которые будут устраивать всех участников договора. Пересмотр и улучшение условий договоров с правообладателями — это постоянный процесс, и мы, естественно, не планируем его останавливать в следующем году. Каналов очень много и подходы к пересмотру условий у всех разные, но, как правило, каналы с неконструктивным подходом к договорному процессу не добиваются большого успеха, так как договор — это всегда «волеизъявление» двух сторон. Сейчас в рамках проведенных переговоров (с каналами, чья стоимость исчислялась с валюте, — прим.ред.), соответствующие договоры пересматривались: мы договаривались либо о переходе на стоимость в рублях, либо на фиксацию курсов валют».
В целом в рамках нашего опроса кабельщики продемонстрировали разное видение ситуации в зависимости от масштаба бизнеса (разный объем антикризисных мер, которые можно отнести к необходимым). Небольшие компании вынуждены менять не только условия сотрудничества с каналами, но и абонентские тарифы, поскольку у них нет собственных ресурсов, позволяющих какое-то время продержаться на старых ценах и объемах пакетов до стабилизации ситуации.
Пользователь Scopus (форум «ТелеСпутник»): «Рост цен невозможен. Будут уходить более дорогие каналы, если не придем (с валютными каналами, — прим.ред.) к общему знаменателю».
Алексей Анатольевич Васильев («ТелеЦвет»): «Еще одна существенная расходная статья оператора — это оборудование и технические средства. Так, в конце текущего года стоимость «железа» по некоторым наименованиям увеличилась на 50%. При пересмотре финансовых условий сотрудничества с вещателями, естественно, возникнет острая необходимость корректировки размера абонентской платы».
Дмитрий Ямщиков («Астраханское Цифровое Телевидение»): «Мы рассматривали вариант увеличения стоимости услуг, и если в 2015 году условия не изменятся, то мы будем вынуждены поднять ее (абонентскую плату, — прим.ред.). Количество каналов урезать не будем, будем производить замены аналогичными каналами с более выгодными условиями».
Пользователь Diogen (форум «МАКАТЕЛ»): «Пока цены терпимые, но пришлось на 30 рублей поднять «абонентку», дабы не впасть в стагнацию с учетом наметившегося роста цен как на каналы, так и на железо/волокно».
Пользователь Lex (форум «МАКАТЕЛ»): «Абонентку» придется поднимать, т.к. необоснованно, на мой взгляд, поднялись цены на материалы и расходники, которые производятся на территории РФ… Некоторым производителям придется искать замену».
Иную точку зрения на ситуацию продемонстрировали крупные компании. Для абонентов они планируют оставить все как есть, поделив финансовую нагрузку с каналами.
Пресс-служба телеком-оператора «Дом.ru»: «Дом.ru» не планирует изменять размер абонентской платы за пакеты ТВ-каналов. Риски пытаемся делить с правообладателями. Важно, чтобы частотный план оставался сбалансированным. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы стоимость телеком-услуг, предоставляемых нашей компанией, в следующем году не повышалась».
Того же мнения придерживаются «МегаФон» и «Интерсвязь».
Таким образом, если ситуация быстро не выправится (доходы населения не догонят растущий курс доллара, что, откровенно говоря, маловероятно), следующий год принесет нам еще большую консолидацию рынка кабельного телевидения в руках крупных сетей.