Платформизация и рост рынка
Российский рынок интернета вещей последние 5 лет развивался по своим законам и без последовательной государственной политики в этой области. Первую попытку создать дорожную карту интернета вещей сделал в 2016 году Минпромторг, но судьба этого документа и других последовавших за ним неизвестна. В итоге актуальную версию дорожной карты, подготовленную «Ростехом», Правительственная комиссия утвердила в конце 2020-го — при условии, что госкорпорация ее доработает (документ есть в распоряжении «Телеспутника»).
Согласно дорожной карте, к 2024 году объем продаж российских производителей на внутреннем рынке достигнет 207,3 млрд рублей, на внешнем — 2,5 млрд рублей. При этом совокупная доля российских компаний на мировом рынке IoT-решений составит 0,36%, совокупный среднегодовой темп роста на горизонте 4 года — 62%. Объем продаж на российском рынке, по оценке авторов дорожной карты, в 2019-м составил 30,3 млрд рублей. Достижение целей, указанных в документе, позволит увеличить этот объем до 645,8 млрд рублей к 2030 году.
Планируемый объем инвестиций в основной капитал российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе интернета вещей, c 2020 по 2024 год должен достигнуть 12,55 млрд рублей. А затраты на исследования и разработки за тот же период достигнут почти 9 млрд рублей.
На первом этапе реализации предложенных в документе инициатив будет создан центр компетенций по развитию интернета вещей. Также много внимания уделено развитию экосистемы IoT-платформ. В период с 2021 по 2024 год поэтапно планируется запустить в опытно-промышленную эксплуатацию технологические и отраслевые платформы интернета вещей и далее интегрировать их друг с другом и с государственными информационными системами. На последнем этапе предлагается масштабировать рынок для отечественных IoT-устройств и приложений.
По мнению авторов дорожной карты, развитие по платформенной модели технологической инфраструктуры и сегментация отраслевых платформ позволят создать условия для применения бизнес-моделей, приводящих к кратному росту капитализации российских IoT-компаний и импортозамещению всего спектра устройств и приложений для обеспечения технологического суверенитета страны.
Платформизация позволит синхронизировать действия всех участников рынка. Платформы способствуют возникновению сетевого эффекта рынка интернета вещей, который увеличивает время полезного и совместного использования вещей, оборудованных необходимой компонентной базой, говорится в документе.
Разработка технологических и отраслевых IoT-платформ в большинстве случаев не нужна, так как в России уже есть подобные решения, которые особо остро нуждаются в скорейшем масштабировании, считает директор по стратегическим проектам группы компаний «Цифра» Павел Федосов. «Они уже внедряются и реализуются на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и машиностроения, при этом действительно есть колоссальный объем предприятий с западными системами промышленного интернета», — пояснил эксперт.
По словам Федосова, сейчас на рынке представлены отечественные инструменты на базе технологии интернета вещей от Mail.ru, Tibbo, «Мегафон», МТС, «Цифра» и других. Они помогают компаниям реального сектора внедрять технологии цифрового управления производством, бизнес-планирования, предиктивной аналитики, контроля жизненного цикла, а также платформы индустриального интернета вещей. Однако уровень распространения этих решений еще невысок, поэтому необходимо обеспечить поддержку их развития, а не создавать новые, так как окно стратегических возможностей после 2024 года будет упущено и потребуется больше времени на то, чтобы догнать глобальных конкурентов.
Доработка документа
Как уточнили в пресс-службе «Ростеха», Правительственная комиссия поручила проработать возможность реализации мероприятий дорожной карты в рамках государственно-частного партнерства, а также подготовить соответствующее финансово-экономическое обоснование ее мероприятий. В настоящее время госкорпорация ведет эту работу в сотрудничестве с участниками рынка. Реализация мероприятий дорожной карты будет возможна непосредственно после согласования в установленном порядке финансово-экономического обоснования.
«В целом мы солидарны с позицией Правительственной комиссии, которая утвердила дорожную карту интернета вещей, но четко обозначила необходимость ее тщательной доработки», — отметил руководитель программ АО «РВК», председатель технического комитета 194 «Кибер-физические системы» Никита Уткин. По его словам, рынок интернета вещей развивается в мире и в России не первый год, он подкреплен реальными деньгами и работающими технологиями. Кроме того, некоторые активности по развитию в стране интернета вещей уже запущены и ведутся с тем или иным успехом. В качестве примера представитель РВК привел системную работу Ассоциации интернета вещей, возросшую активность профильной Рабочей группы технического комитета «Кибер-физические системы». За последние полтора–два года через него прошла инициация и обсуждение почти двух десятков национальных стандартов, сообщил Никита Уткин.
Десяток стандартов уже утвержден по линии технического комитета, и хотелось бы, чтобы лучшие практики, агрегированные в них, были учтены в документе, надеется Уткин. В первую очередь, это касается типовых архитектур, рекомендаций по применению и масштабированию. Безусловно, важен и акцент на уже запущенные инициативы по продвижению требований российских разработчиков в международные стандарты и лоббированию собственных стандартов на международном уровне.
В документе также важно четко описать последовательность действий. Все шаги должны быть понятны, последовательны и объяснимы с точки зрения того, как они приведут к обозначенным показателям, говорит Никита Уткин. Для примера, перед запуском работы над платформами или отдельными решениями сначала нужно прописать в открытых стандартах требования к ним и характеристики — для того, чтобы их появление дало синергетический эффект и все российские разработчики могли получить преимущество.
В целом важно не фокусироваться исключительно на успехах в рамках национального рынка — он слишком мал, настаивает представитель РВК. Необходимо мощное продвижение на международные рынки, участие российских экспертов в международных организациях, технологические лоббисты, комфортные международные стандарты, которые обеспечат нашим компаниям рост экспортной выручки. По мнению эксперта, будущее российского рынка будет зависеть от успеха внешней технологической экспансии.
Госкорпорации и компании с государственным участием в последние несколько лет активно закупали западное промышленное программное обеспечение (ПО), таким образом на сегодняшний день добыча и переработка природных ресурсов, а также создание готовой продукции в отраслях реального сектора де-факто контролируются западным ПО. На 80% оно северо-американского производства, что создает риски отказа в поддержке и приостановку поставок новых версий программ, предупреждает Павел Федосов. Поэтому миграция на отечественные программные продукты и аппаратные решения для промышленности на базе интернета вещей, которые отражены в карте, действительно критически важный, но затратный процесс, нуждающийся в стимулировании и государственной поддержке.
«В этой связи мы рассчитываем на то, что обязательство по переходу объектов критической инфраструктуры на отечественные программные и аппаратные решения позволит кратно ускорить развитие данной технологии в России и, что немаловажно, обеспечить рыночный эффект, сопоставимый с выделением нескольких десятков миллиардов рублей государственной поддержки», — подчеркнул Павел Федосов.