Большие перемены
Президент некоммерческого партнерства «РУССОФТ» Валентин Макаров уверен, что имеющиеся сегодня кадры без переподготовки смогут заниматься цифровой трансформацией своих предприятий лишь на 30–40%, потому как цифровая трансформация — это не автоматизация, а глубокая трансформация бизнес-процессов, внедрение оцифрованных моделей этих процессов и создание возможности их автоматического совершенствования.
«Цифровые технологии меняют нашу жизнь, ускоряют преобразование практически всех отраслей экономики: от промышленности и сельского хозяйства до науки и образования. Программы подготовки кадров должны учитывать междисциплинарный характер задач, которые предстоит решать проводникам этих преобразований — новому поколению лидеров в науке, технологиях и бизнесе», — считает вице-президент Сколтеха по развитию Александр Сафонов.
Директор Центра непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) Ольга Подольская видит основную сложность при подготовке кадров для цифровой экономики в том, что нужно учить студентов таким навыкам, которые в настоящий момент являются передовыми, но в ближайшей перспективе станут привычной практикой. «У нас это достигается за счет того, что курсы Data Culture учитывают специфику предметных областей, к преподаванию привлекаются практики из ИТ-индустрии, а в обучении активно используется проектный подход, чтобы полученные знания получались актуальными и прикладными», — поясняет она.
Тридцать абитуриентов на одно место
Статистика вузов свидетельствует о том, что специальности цифровой экономики стабильно лидируют среди абитуриентов. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Вячеслав Сиротин говорит, что образовательная программа «Экономика и статистика» в ходе приемной кампании традиционно входит в число лидеров по числу поданных заявлений на одно бюджетное место — около 30. Основная часть набора на 40 бюджетных мест осуществляется по результатам ЕГЭ, на поступающих по результатам олимпиад приходится порядка 10–20% от числа бюджетных мест. «Суммарное число баллов поступивших по результатам четырех ЕГЭ и баллов за дополнительные достижения росло в процессе становления и развития программы и в последние пять лет стабилизировалось на уровне 360 с незначительными отклонениями», — уточняет Вячеслав Сиротин.
Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Кирилл Букин тоже отмечает стабильно высокий конкурс. По его словам, в течение последних четырех лет проходной балл на бюджет составляет от 367 до 375 баллов, а в 2020 средний балл поступивших по конкурсу составил 92,7 балла.
Две задачи одного проекта
Как утверждает Кирилл Букин, в рамках заданий, поставленных в нацпроекте «Цифровая экономика», на факультете экономических наук решаются две задачи: готовятся высококвалифицированные кадры для цифровой экономики и разрабатываются теории, методы и приложения, способствующие развитию цифровой среды. «Наша образовательная программа “Экономика” имеет все необходимое, чтобы оперативно и гибко реагировать на переход к новой модели экономики. На программе работает около 200 исследовательских проектных семинаров, в которых задействованы студенты бакалавриата и магистратуры всех курсов. Часть из них напрямую посвящена вопросам цифровой экономики, например, исследуют цифровую трансформацию банковского сектора, работу онлайн-платформ, макроэкономическое прогнозирование, цифровые трансформации на рынке труда, криптовалюты, применение методов машинного обучения. Другая часть семинаров, формально не рассматривая цифровые методики, тем не менее, своей проблематикой стимулирует интерес студентов к освоению цифровой среды. Студенты начиная со второго курса, владеют как минимум одним языком программирования, мы можем оперативно открывать курсы по выбору, посвященные цифровой экономике», — рассказал он.
По словам Кирилла Букина, в этом году состоялся курс «Введение в экономику цифровых платформ», по итогам проведения которого было решено увеличить количество мест для записи студентов и увеличить объем рассматриваемого материала вдвое. Программа «Экономика» готовит профессиональный трек для студентов под названием «Экономист-аналитик в сфере цифровой экономики и машинного обучения». Его выпускники и составят те кадры, которые необходимы цифровой экономике. «При этом подготовка этих специалистов может проводиться на базе существующих учебных планов с добавлением новых курсов и развитием системы проектных семинаров цифрового профиля», — добавил он.
Тест для «электронного носа»
Александр Сафонов подчеркнул, что все студенты и постдоки (молодые исследователи, — прим. ред.) Сколтеха участвуют в настоящих проектах исследований и разработок, погружаясь в цифровую среду, которая каждый день все больше меняет целые отрасли. Например, внедряют все более совершенные методы использования больших данных при оценке рисков в совместных проектах со Сбербанком. «В декабре Сколтех подписал серьезную сделку по развитию искусственного интеллекта в здравоохранении России, — говорит Александр Сафонов. — Объединенная библиотека приложений и дата-сетов поможет принимать врачебные решения быстрее и точнее, повысит доступность медицинских услуг. Молодая команда “Сбермед ИИ” не просто готова работать в цифровой среде — она сама ее формирует! Прошлой осенью трое наших студентов придумали, как приспособить инструменты искусственного интеллекта для оценки точности танцевальных движений — считайте, создали цифрового помощника для судей на соревнованиях, для обучения танцам и просто для развлечения. В декабре их стартап BeDance получил статус резидента Сколково. И это при том, что познакомились ребята только в сентябре, когда начали обучение в Сколтехе. Другая команда придумала “электронный нос” — с его помощью можно оценить степень готовности блюда. Сейчас проект будет тестировать разработку в нескольких ресторанах в Москве».
Ольга Подольская отметила, что в ответ на вызовы цифровой трансформации помимо классических программ по бизнес-информатике, программной инженерии и прикладной математике и информатике, портфель образовательных программ факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ обогащается новыми междисциплинарными программами, такими как «Цифровые методы в гуманитарных науках», «Журналистика данных», «Анализ данных в биологии и медицине», и другими.
По ее словам, уже на уровне бакалавриата ВШЭ дает возможность студентам освоить еще одну образовательную траекторию с помощью майнора — связки дисциплин, которую студенты выбирают в дополнение к курсам по основному образовательному направлению. Ольга привела в пример майнор «Интеллектуальный анализ данных»: с 2015 года его курсы покрывают все основные разделы анализа данных, необходимые для успешного применения на практике. На этот майнор записываются студенты всех специальностей — от востоковедов до физиков.
Также с 2017 года реализуется проект Data Culture, который охватывает всех без исключения студентов бакалавриата и частично магистратуры. В рамках проекта студенты осваивают цифровую грамотность, учатся программировать и работать с данными, на ряде направлений — погружаются в методы машинного обучения и искусственного интеллекта».
Kадровый вопрос можно решить только в комплексе: усиливать господдержку инновационной деятельности и стимулировать потребление инновационных продуктов и услуг
«Образовательная программа “Экономика и статистика” изначально была ориентирована на подготовку кадров, владеющих инструментами и технологиями работы с данными, — говорит Вячеслав Сиротин. — За три года ее существования мы совершенствовали учебный процесс как по составу и содержанию учебных дисциплин, так и по информационной среде для учебной и исследовательской деятельности». По его словам, наряду с традиционными курсами по статистической методологии и вероятностно-статистическим методам, программированию и базам данных вводились дисциплины, посвященные машинному обучению, интеллектуальным методам анализа данных, случайным процессам, получению и обработке данных опросов населения. «Теорию и практику работы со статистической информацией мы проецируем на другие факультеты ВШЭ в рамках дисциплин дополнительного профиля “Прикладной статистический анализ”, кроме того, одноименный учебный курс был записан на Национальной платформе открытого образования. Наши выпускники уже сейчас способны активно участвовать в развитии цифровой экономики и даже принимать участие в подготовке новых поколений востребованных экономистов-статистиков», — подчеркнул Вячеслав Сиротин.
Переподготовка всем поможет
Рассуждая о том, насколько сегодня силен кадровый голод в цифровой экономике, Валентин Макаров заметил, что сложности в кадровом вопросе при цифровой трансформации велики. «В первую очередь, торможение происходит на среднем уровне управления. К тому же, велики риски потери работы у персонала, занимающегося рутинными операциями. Поэтому, наряду с цифровой трансформацией и обучением персонала новым компетенциям, необходимо проводить переобучение тех, кто будет замещен в процессе цифровой трансформации. Это две стороны одной медали», — пояснил он.
По мнению Валентина Макарова, кадровый вопрос можно решить только в комплексе: усиливать господдержку инновационной деятельности и стимулировать потребление инновационных продуктов и услуг, чтобы стимулировать потребность в подготовке высокотехнологичных кадров. Большей частью эту потребность могут реализовать люди, теряющие работу при цифровой трансформации, но прошедшие переподготовку. «Переподготовка персонала, который будет сокращаться, должна быть важнейшим приоритетом государства. Сфера его применения — услуги, требующие эмпатии, необходимой при человеческом общении, которой не обладают цифровые инструменты. В процесс переподготовки кадров для цифровой экономики необходимо вовлекать ИТ-бизнес и его учебные центры, которые, действуя в конкурентной среде, очевидно лучше других смогут осуществлять доведение компетенций действующих специалистов до уровня потребности цифровой экономики», — заключил он.